Детские вопросы о шрифтах
Почему так много? Почему так дорого? А почему бесплатно? И почему нужен именно такой? На всё это есть ответы у терпеливой Ольги Паньковой.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Ольга Панькова
Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D&AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.
Как говорить о шрифтах с теми, кто в них не разбирается? Кажется, что сложно. Но давайте пробовать.
Самый распространённый вопрос, после того как собеседник узнаёт, что вообще есть такая профессия — шрифтовой дизайнер, это:
«А зачем так много шрифтов?»
Будем объяснять по порядку.
- Далеко не все знают, что шрифты рисуются людьми.
Наверное, из-за того, что это незаметный инструмент, который мы каждый день используем при переписке с любимыми, в деловом общении и в почте. Всем кажется, что шрифт всегда был по умолчанию в гаджетах, и мало кто замечает, как он выглядит. Следовательно, и воспринимаем мы его как нечто само собой разумеющееся.
- Каждый шрифт придумал и нарисовал определённый человек для определённой цели.
Этот простой тезис не должен вызывать вопросов: ведь все технологии, инструменты для работы, придуманы и сделаны людьми. И все — зачем-то, а не просто так.
Но если он остаётся непонятным, можно объяснить, как, например, ребёнку.
За всеми буквами, окружающими нас, тоже стоят авторы — будь то вывеска «Продукты» рядом с домом, или информационная табличка в лифте, или наборный текст в газете или журнале. И эти буквы придумали и нарисовали — скорее всего, задумываясь, где они будут использоваться, — разные художники, дизайнеры. Они думали о том, в каком размере будут использовать их буквы, с какого расстояния их будут считывать, как их станут печатать. Много ситуаций, контекстов, мест и задач — значит, и шрифтов много.
Но, предположим, наш собеседник не ребёнок, а заказчик, и он не очень понимает:
«Зачем тратить деньги на шрифт, если есть множество бесплатных?»
Тут надо понимать характер компании или организации, для которой требуется шрифт.
Вы хотите быть уникальными, чтобы ваш бизнес «говорил» своим особым голосом, интонацией? Тогда в идеале надо выбирать не готовый шрифт, а заказать разработку собственного, максимально чётко отображающего стиль и характер компании. Это стоит немало.
Если же на такие траты вы не готовы, лучше подобрать что-то из платных качественных шрифтов. Тогда вероятность, что такой же шрифт окажется у конкурентов, будет сильно меньше.
Бесплатные шрифты тоже бывают хорошими. Правда, как правило, в них есть свои минусы: неполные кассы и возможности, слишком большая популярность и распространение. Часто бесплатные шрифты сделаны слишком быстро, имеют не всегда идеальный набор или в них встречаются странные решения или слишком явно бросающиеся в глаза детали.
И следующим вопросом, скорее всего, будет:
«На что обращать внимание при выборе шрифта на проект?»
В первую очередь шрифт должен попадать в образ и tone of voice компании. Например, что-то закрытое и строгое подойдёт для охранной компании или банка. Или, наоборот, открытое и дружелюбное — для кафе или общественного пространства. Для чего-то детского напрашиваются более геометрические и мягкие знаки букв, игровые формы.
Также важно наличие кириллицы, если мы говорим про наш рынок, и, конечно, её качество. Желательно, чтобы автор шрифта был носителем языка и имел в портфолио несколько работ.
Читайте также:
Если мы имеем дело с цифровым дизайном (или вопрос про выбор нам задаёт разработчик), то шрифт важно выбирать в первую очередь по наличию веб-версии, иначе тексты будут смотреться на экранах плохо.
Веб-версия означает, что шрифт прошёл подготовку к экрану — перевод в пиксели, хинтовку. Да, сейчас распространены мониторы хорошего качества, с Retina, но, к сожалению, они не у всех. На старых компьютерах могут быть непредвиденные залипы или прыганье букв, или будет отличаться жирность контуров в наборе.
Да, для многих всё равно самое важное — стоимость шрифта или её отсутствие, и выбор делается именно от этого.
И поэтому люди спрашивают:
«Есть ли хорошие бесплатные шрифты?»
Бесплатные качественные шрифты существуют. Их можно найти в шрифтовых магазинах и библиотеках:
- Google Fonts,
- Paratype,
- даже на type.today.
За бодрыми шрифтами без кириллицы стоит заглянуть сюда:
Дотошный собеседник внимательно рассмотрит несколько бесплатных шрифтов с этих ресурсов, убедится, что в них большие кассы и много вариантов насыщенности.
И наверняка спросит:
«А почему платные шрифты такие дорогие?»
Как правило, цена шрифта зависит от того, насколько шрифт универсальный, насколько большая касса в нём, насколько широки возможности opentype-фич, сколько языков и начертаний он включает.
Бесплатные шрифты дизайнеры обычно выпускают, чтобы привлечь внимание к своему имени. Или преследуя более благие цели: например, как у семейства PT — максимальное распространение доступной и хорошо сделанной кириллицы. Но в большинстве случаев бесплатны шрифты, сделанные новичками, и в них могут быть неточности или не совсем хороший набор, будут отсутствовать какие-то глифы…
В общем, с бесплатным шрифтом надо быть осторожным, особенно если имя его разработчика вы видите впервые.
Есть платные шрифты, которые не стоят больших денег. Как правило, они из категории акцидентных. Такие шрифты сделаны для крупных заголовков, упаковки, рекламы, у них яркий характер и дизайн, но часто есть только одно начертание.
Дороже всех шрифты, разработанные известными студиями. Как правило, они текстовые, со множеством начертаний и даже оптическими размерами. У них продуманные opentype-фичи, широкие кассы и несколько языков. Плюс теперь у большинства из них есть интерполяция (вариативность), благодаря которой дизайнер буквально одним бегунком настроит нужное именно ему начертание. За все эти возможности и удобства, вшитые в шрифт, приходится платить. К тому же обычно такие большие и дорогие семьи разрабатывает не один дизайнер, а студия, и на работу тратится огромное количество времени и ресурсов.
Но вернёмся к первому вопросу:
«Так всё-таки, зачем же столько шрифтов?»
Лично я считаю: чем больше шрифтов, тем лучше. Есть из чего выбрать, плюс таким образом мы развиваем и обогащаем нашу графическую среду.
Ещё десять лет назад не было столько студий и дизайнеров, и нам приходилось обходиться очень узким выбором, и визуальная среда вокруг была более унылой и однообразной.
Сейчас же каждый год появляются новые студии и дизайнеры, яркие, смелые. Благодаря им и их шрифтовым поискам среда и дизайн вокруг нас становятся живее и разнообразнее 🤍
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!