Сады Тьюринга. Айдентика Flowwow от бюро Щука
Однажды дизайнеры использовали ИИ, заказчик остался доволен, а в интернете кто-то посчитал это неправильным.
Изображение: Flowwow / Shuka
На Фестивале нового дизайна Sreda-2024 золото в категории «Использование ИИ и нейросетей в брендинге» получил проект бюро Щука для маркетплейса цветов и подарков Flowwow. Команда создала для него «виртуального арт-директора»: разработала промпт, который позволяет генерировать иллюстрации в фирменной эстетике бренда.
Рассказываем, как в Щуке собирали чувства в графику и какие вопросы ИИ-иллюстрации вызвали у узкой дизайнерской аудитории.
Маркетплейс всех радостей
Бизнес Flowwow появился в 2014 году: это был один из пионеров цифровизации в нише покупки и доставки букетов. Он приглашал локальные магазины и лавки подключиться к сервису, чтобы продавать цветы не только местным покупателям, но и получить доступ к аудитории в других городах и даже по всему миру.
К 2023 году Flowwow стал уже не только цветочным маркетплейсом. Здесь продаются торты, кофе, украшения, свечи, косметика, посуда — всё, что принято дарить, чтобы выразить любовь и признательность.
В октябре 2024-го компания объявила о ребрендинге, представила новый логотип и начала постепенно обновлять визуальный стиль своих продуктов и коммуникаций.
Дизайн-кейс«Цветок Flowwow стал более мягким, гибким и вариативным: мы можем превратить его в торт, коробку с сюрпризом или даже в корону, если это соответствует настроению и контексту.
Новый знак отражает нашу мультикатегорийность, отвечает амбициям быть такой платформой, где каждый найдёт что-то особенное».
Из презентации о ребрендинге Flowwow
Как графика в знаке стала мягче, так и оранжевый, основной бренд-цвет сервиса, стал тише. Коралловый отражает баланс между энергичностью и уютом и явно выделяется на фоне традиционных красных тонов в e-commerce.
Читайте также:
— Тема подарков в целом вызывает тёплые ассоциации. Что первое приходит в голову при этом слове? Сюрприз, праздник, радость. Поэтому вручение и получение подарков — это процессы, которые сами по себе тянутся к волшебству. Каждый из нас помнит моменты предвкушения сюрприза или той самой реакции от близкого человека. Когда хочется узнать, что же там в коробке, или уже скорее вручить заветный подарок. Эти эмоции и вкладывались в ребрендинг.
Он отразил и функцию нашего маркетплейса: часть пользователей заказывает подарки для своих друзей и родных, которые далеко от них. Им важно передать свои заботу и тепло через расстояние.
Свою миссию мы сформулировали так: «Дарить радость». Поскольку выбор подарка — процесс не менее интимный, чем его вручение, хочется, чтобы наши клиенты могли провести его в комфортной обстановке. Замедлились. Ведь сказка никуда не спешит.
Дарья Бучакова, дизайн-директор маркетплейса цветов и подарков Flowwow
Сады и AI
Визуально идею и ясную цель Flowwow «дарить то, что радует» выразил образ идеального цветущего сада в фантастическом мире.
Читайте также:
В Щуке наполнили эти фантазийные сады-миры сотнями деталей, элементов и персонажей — лёгкими и иллюзорными. Эстетика напоминает амальгаму стилей Руссо, Моне, Ренуара, Лильефорса и современных иллюстраторов хороших детских книг, но отрисовал их не человек.
«Мы написали промпт для AI, из тысяч попыток сформировали библиотеку эталонных изображений, после чего усовершенствовали промпт и смогли сохранить стиль при разнообразии сюжетов.
Мы создали среду, в которую можно добавлять новые элементы, развивать её, культивировать и оберегать. Мы хотели, чтобы от этого мира было ощущение бесконечности, и сделали авторский промпт вместо ограниченного количества авторских иллюстраций. Искусственный интеллект помог собрать абстрактные чувства и представления об идеальном мире и пополнить команду Flowwow виртуальным арт-директором».
Из описания проекта для фестиваля «Среда-2024»
— Добавить в визуальный язык Flowwow сказочные миры, вдохновлённые творчеством Анри Руссо, было идеей именно бренд-бюро Щука.
У нас изначально сложилась с командой связь. Мы сошлись с ними во взглядах на изменения, в ценностях и подходах. Похожий вайб был очень важен, потому что мы понимали, что ребрендинг ― это всегда долгий процесс, от которого люди могут уставать. Важно, чтобы, помимо договора, нас объединяли взаимопонимание и общие взгляды.
Эта атмосфера сказочных миров Flowwow, которую мы реализуем в упаковке, мерче компании и digital-коммуникациях — самое приятное решение для нас как людей, работающих с дизайном. Физическое воплощение приятно тем, что его видно не только с экрана. С ним можно взаимодействовать в реальном мире.
Например, мы сделали первый адвент-календарь в новой айдентике в качестве новогоднего подарка для наших партнёров, и, как говорят получатели, «это просто вау».
Дарья Бучакова, дизайн-директор маркетплейса цветов и подарков Flowwow
Пользователи интернета осудили
Сгенерированный дизайн в визуальных коммуникациях — это не что-то удивительное: уже многие и многие компании используют ИИ, чтобы получить фирменный фотостиль, или паттерны, или набор элементов графики.
Но по какой-то причине AI-иллюстративный стиль от Щуки вызвал обширную дискуссию, когда бюро выложило новость-кейс о ребрендинге Flowwow в своём аккаунте на LinkedIn.
В комментариях было три основных мотива:
- Восторг и похвала работе бюро.
- Критика качества ИИ-иллюстраций.
«То, что здесь создано с помощью ИИ, делает работу скорее мудбордом, чем финальным продуктом. Цвета хорошие, но слишком много визуальных элементов. Одних только птиц четыре вида, и они не согласованы (по стилю и по форме). То же самое касается растений и палитры вообще.
Умоляю, если вы это читаете и хотите сделать такое же в своём проекте: лучше наймите иллюстратора. Профессионал точно обнаружит рассогласованность».
«Пока не особо впечатляет. Настоящие аниматоры и настоящие иллюстраторы точно сделали бы лучше».
«Двойственные чувства. С одной стороны, по первому впечатлению мне иллюстрации и дизайн действительно понравились. Решение создать бесконечно широкий визуальный мир с помощью ИИ кажется совершенно уместным. Потрясающе, что эта технология сделала возможным, и потенциал её игнорировать сложно. К тому же фантазийный блюр и непрерывные переходы цвета маскируют противоречия в иллюстрациях. Но в этой работе мне не хватило самобытности или даже уникальности концепта. Я уверен, здесь можно было что-то сделать, чтобы выделить проект на фоне прочих ИИ-генераций.
В то же время я чувствую, что буду тосковать по тем временам, когда подобные иллюстративные миры создавались от руки — от самого первого наброска до самого последнего рисунка».
- Напоминания о том, что использовать ИИ — неэтично, потому что технология крадёт работу настоящих талантливых людей, а генерирование изображений — это трата экологических ресурсов.
«Проблема, безусловно, глубокая, потому что такой результат не получить без пласта работы современных профессиональных иллюстраторов… И ни одному из них не заплатят ни за один подобный проект, который был бы невозможен без их вклада. Объективно говоря, это отличный брендинг: последовательный, хорошо поставленный. Так что реально страшно за будущее профессиональных иллюстраторов. Да и не только их».
«Я понимаю хайп вокруг ИИ и вашего инновационного креативного процесса. Я знаю, что стоимость работы человека выше, чем нейросети. Но думаю, что мы всё-таки обязаны оберегать визуализации и характер, которые даёт человеческая работа».
«Скорее бы ИИ начал делать торты, свечи, косметику, ювелирку… и украл вашу работу».
«У вас этичное использование данных для нейросети? Или ей выдали работы художников без их разрешения?»
«„В основе нашей философии люди, как команда мы ориентированы на результат и работаем эмпатично […]“. Крайне разочарован, что вы решили поставить под софиты машину и пренебречь людьми».
Комментарии об этичности и противоречивости того, что в Щуке использовали AI, а не заплатили команде профессиональных иллюстраторов, вызывают действительно интересные вопросы о том, где заканчивается креативный труд и начинается бездушная технология. Так, в своём телеграм-канале основатель бюро Иван Величко написал:
«Я думаю, что наша работа вполне художественна; и во всяком разе она — труд людей. Настя Бутрым вдохнула жизнь в AI-инструмент, Ваня Васин припомнил своё художническое происхождение (а заодно и Анри „Таможенника“ Руссо в виде основного референса), Костя Фролов перебрал тонну дерьмовых результатов от Midjourney. В конце концов финальный промпт доделывал Дима Окулич-Казарин, знаменитый в Щуке тем, что отпуск он берёт исключительно для того, чтобы неделю-другую писать живопись.
Я не согласен с теми, кто говорит, что результат выглядит приятно, потому что он „как человеческий“; мне представляется, что в нём вполне проявлен инструмент, и вполне очевидно, что картинки генерятся, а не рисуются от руки. Примерно так же, как хорошее цифровое рисование от той же самой руки всегда оставляет зрителю намёк, зацепку, что вещь сделана в Procreate, а не написана маслом».
Для контекста: заказчик проекта принял и сгенерированный дизайн, и вообще концепцию работать по промпту от Щуки, а не заказывать паки иллюстраций.
— Мы используем AI, потому что он идеально вписывается в наш подход: сочетание технологичности и локальности. Flowwow работает по всей России, взаимодействует с предпринимателями и клиентами из разных регионов и постоянно совершенствует платформу, чтобы обеспечивать высокий уровень сервиса. AI лишь дополняет эту историю.
Главными творцами, которые доводят результат работы AI до готового продукта, оставались команда дизайнеров Flowwow и «Щуки».
Мы — бренд про любовь и заботу. Это касается не только наших клиентов, но и нашей команды. Ребрендинг требует значительных усилий и ресурсов, особенно для проработки мельчайших деталей. Использование инструментов AI позволило дизайнерам оптимизировать работу и сохранить её высокое качество.
На мой взгляд, сама дискуссия об этичности использования тех или иных инструментов возвращает нас в эпоху появления фотошопа или других инструментов, которые в своё время вызывали сомнения, а теперь стали неотъемлемой частью профессиональной работы.
Дарья Бучакова
А нам этот кейс показал, что дискуссия об ИИ в дизайне эволюционирует. Эксцентричные восклицания о том, что ИИ забирает работу у людей, появляются достаточно рациональные вопросы, как именно стоит относиться к этому инструменту и где граница между эксплуатацией чужого творчества и вдохновением им.
Команда проекта
- Анастасия Бутрым, креативный и стратегический директор, автор генеративного принципа | Щука
- Иван Васин, креативный директор, автор концепции | Щука
- Константин Фролов, арт-директор | Щука
- Дмитрий Окулич-Казарин, старший дизайнер, иллюстратор, куратор графики | Щука
- Наталья Раднаева, дизайнер | Щука
- Виктория Мещанинова, дизайнер | Щука
- Мария Орлова, директор клиентского сервиса | Щука
- Ксения Калинина, старший проджект-менеджер | Щука
- Нарек Ватинян, проджект-менеджер | Щука
- Василий Колесник, контент-директор | Щука
- Катерина Щербакова, старшая контент-продюсер | Щука
- Дарья Бучакова, дизайн-директор | Flowwow
- Анастасия Иванова, лидер бренд-дизайна | Flowwow
- Рената Михайлова, бренд-менеджер | Flowwow
- Ирина Татаринова, бренд-директор | Flowwow
- Дарья Орешко, пиар-директор | Flowwow
- Анастасия Далматова, ведущий пиар-менеджер | Flowwow
- Александр Филатов, лидер медиадизайна | Flowwow
- Амир Шакиров, лидер дизайна продуктовых коммуникаций | Flowwow
- Вероника Беккер, лидер диджитал-дизайна | Flowwow
- Екатерина Полищук, лидер баннермейкинга | Flowwow
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!