Женщины в мировой типографике
Рассказываем о том, как менялось отношение к женщинам в дизайне в ХХ веке и почему попасть на словолитню было непросто.
Иллюстрация: Bike Pretty / Teddy / Pinterest / Gudrun Zapf-von Hesse / Wiesbadener kurier / Veronika Burian / luc.devroye / Meery Mary для Skillbox Media
В современном дизайне работает примерно столько же женщин, сколько и мужчин. Однако, если попытаться вспомнить самые громкие имена дизайнеров шрифта даже за прошедшее столетие, мужских в этом списке окажется больше. Разберём в этой статье, почему так происходит и почему считать современную типографику «мужской профессией» — неверно.
Из статьи вы узнаете:
- почему на словолитнях работали только мужчины;
- как звали первую художницу шрифта;
- о женщине, создавшей шрифты «Байконур» и «Кама»;
- шрифты какой дизайнерки находятся в коллекции MoMA;
- чьи работы нужно обязательно посмотреть;
- что происходит с гендерным балансом в типографике сейчас.
Одна из главных причин, по которой вход женщинам в профессию дизайнера долго оставался закрытым, — недоступность образования. Даже после того, как у них появилась возможность изучать искусство и дизайн, женщин поощряли к приобретению навыков в «женской» сфере — ткачества, росписи по текстилю, гончарного дела, иллюстрации, витража, каллиграфии. Потому первые женские шрифты служили декоративным целям и были близки к каллиграфии.
Ещё одна причина гендерного неравенства в шрифтовом дизайне — технические процессы полиграфии. Долгое время производство букв — литер — включало в себя тяжёлую и нередко «грязную» работу: резку по дереву или отливку букв из свинца. Однако постепенно развивающиеся технологии сделали производство шрифтов проще, а работу с ними — более доступной для женщин. Это была не лучшая работа — женщинам платили гораздо меньше. Кроме того, они работали на машинах, которыми пренебрегали мужчины.
В конце XIX века были изобретены монотип и линотип, благодаря которым ручной набор сменился на механический. После механического появился фотонабор, затем революцию в печати совершили цифровые технологии. Каждый новый инструмент в разы увеличивал количество женщин в профессии.
Довоенное время: 1900–1940
Первые громкие имена в области типографики начали появляться в самом начале XX века. Это были мужчины, которые получили высшее образование в сфере дизайна и каллиграфии в 1880–1890 годах и работали по профессии. На словолитню было невозможно попасть без профильного образования, но женщины его получить не могли. В Германии первый факультет в области искусства и каллиграфии начал принимать женщин лишь в начале XX века, но даже здесь их в основном обучали иллюстрации, работе с текстилем и решению декоративных задач.
В «Баухаусе» делали акцент на отсутствии разницы между мужским и женским обучением, при этом почти всех женщин определяли в ткацкую мастерскую. Буквально единицам удалось нарушить негласный запрет школы и начать изучать технически более сложные предметы, например, металлообработку или архитектуру. Декларация Вальтера Гропиуса о равных правах и возможностях осталась лишь в лозунгах и на бумаге.
Несмотря на то что до Второй мировой войны женщинам было сложнее получить специальное образование, значимые женские имена в типографике относятся ещё к концу XIX века. Хильдегард Хеннинг, выпустившая в типографии Julius Klinkhardt гарнитуру Belladonna в 1912 году, вошла в историю как первая художница шрифта.
Более известные дизайнерки начала века — Элизабет Колвелл и Элизабет Фридлендер. Колвелл была известна своими газетными объявлениями, которые оформляла рукописным шрифтом. Фридлендер создала шрифт Elizabeth, который был выпущен немецкой типографией Bauer в 1937 году. К этому моменту Фридлендер покинула Германию, спасаясь от Холокоста. Она провела остаток жизни в Великобритании, где построила успешную дизайнерскую карьеру.
Начало постиндустриальной эпохи: 1940–1980
Ко второй половине ХХ века ручной набор был полностью заменён на механизированный. Работать стало проще, правда, скорость была важнее эстетики. В США налажено широкое производство новых машин — монотипов и линотипов. В Советский Союз эти технологии приходят практически сразу после войны — новые станки начали производить на Ленинградском заводе полиграфических машин в 1947 году.
Шрифт для монотипа нуждался в серьёзной подготовке: для каждого символа в новом размере нужен был отдельный рисунок и самостоятельная литера. Чертежи для металлических матриц изготавливались в специализированных студиях. Сам шрифт разрабатывал дизайнер, затем буквы перерисовывались в меньшем размере, при этом нередко их форма изменялась.
На основе чертежей изготавливались литеры. И хотя работали в шрифтовых студиях преимущественно женщины — это подтверждается и фотографиями из мастерских, — их работа всегда оставалась анонимной.
До 1940 года женщины, создавшие более двух шрифтов, были редкостью, но уже во второй половине XX века увеличивается не только количество дизайнерок, но и количество их работ. За свою карьеру Гудрун Цапф-Фон Гессе разработала более десятка шрифтов. Ещё в тридцатых она начала заниматься каллиграфией, работая в переплётном цехе в Веймаре, а к концу сороковых нарисовала свой первый заглавный алфавит Hesse-Antiqua, предназначенный для тиснения на корешках книг. Профессиональная шрифтовая карьера Цапф-Фон Гессе началась после того, как она стала работать в словолитне Stempel.
Её первый шрифт для массовой печати, Diotima, был выпущен в 1952 году. За ним последовали акцидентные Smaragd и Ariadne, а затем Shakespeare 1968 года, подготовленный для издания сонетов Шекспира. Цапф-Фон Гессе проработала со шрифтами всю жизнь, в том числе с цифровыми — уже в девяностых.
В тот же период в шрифте, книжной и станковой графике работала Галина Банникова. Её наиболее известная работа — гарнитура «Банниковская», выпущенная в 1950 году отделом наборных шрифтов НПО «Полиграфмаш».
Во время работы над ней Банникова досконально изучала первые русские гражданские шрифты начала XVIII века, а также европейские шрифты эпохи Возрождения. Это помогло ей создать оригинальный рисунок кириллического шрифта антиквенного типа. Среди других её известных шрифтов — «Байконур» (1960–1969) и «Кама» (1967–1971).
Галина Банникова также занималась проблемами удобочитаемости шрифтов и различимости отдельных знаков для набора книг и газет, выпустила несколько теоретических и исторических работ по типографике.
Ещё одно важное имя в типографике середины века — Маргарет Калверт. В конце пятидесятых эта британская графическая и шрифтовая дизайнерка и её преподаватель, а впоследствии партнёр по студии Джон Киннер работали над редизайном дорожных знаков в Великобритании.
Разработанные шрифты и графические решения задали стандарты дизайна для транспортных систем и других европейских стран. В 1963 году Калверт и Киннер создали шрифт Transport, который до сих пор используют на британских дорожных знаках.
К сожалению, долгие годы её имя оставалось в тени, и признание она получила лишь после смерти партнёра по студии. Калверт по-прежнему занимается разработкой шрифтов и выступает на дизайн-конференциях.
Цифровые технологии: 1980–2000
В восьмидесятых в жизнь людей вошли персональные компьютеры, и это повлекло за собой переворот в области шрифтового дизайна. Если раньше букву, подготовленную дизайнером, нужно было воплотить в материале — сделать литеру, — то теперь появились программы для разработки цифровых контурных шрифтов.
Технологии сократили разрыв между дизайном и производством шрифта, что привело к «демократизации» шрифтового производства — дизайнеры смогли рисовать и экспортировать шрифты для печати на компьютере. При этом для освоения компьютерных программ не требовалось специального образования.
В это время в компанию Adobe приходят Барбара Линд, Линнеа Лундквист, Ким Букер и Лори Шуевска. Ещё одна шрифтовая дизайнерка Adobe — Кэрол Твомбли — проработала в компании более десяти лет и оказала большое влияние на работу над шрифтами Trajan, Myriad Adobe Caslon. В 1999 году она ушла из профессии и стала рисовать, вышивать бисером, плести корзины и заниматься росписью по ткани. Одна из причин ухода — она так и не смогла полюбить новые экранные шрифты, использование которых продиктовано временем.
Другая яркая представительница эпохи восьмидесятых-девяностых — Зузана Личко. Она родилась в 1961 году, разработала не менее тридцати семейств шрифтов и была одной из первых дизайнерок, заинтересовавшихся цифровыми шрифтами. С компьютером её познакомил отец, которому она помогала с обработкой данных во время летних каникул. В 1984 году вместе со своим мужем Руди Вандерлансом она открыла журнал Emigre, для которого создавала на своём новом Macintosh гарнитуры при помощи программы для растровых шрифтов.
В середине девяностых она работала над интерпретациями двух исторических шрифтов: Mrs Eaves — современным переосмыслением Baskerville — и Filosofia — по мотивам Bodoni. Личко обновила их для использования как в печати, так и на экране и создала обширную библиотеку лигатур для каждого. В 2011 году MoMA в Нью-Йорке приобрёл пять цифровых шрифтов из библиотеки Emigre для коллекции дизайна и архитектуры.
Фиона Росс работала в Linotype с 1978-го по 1989 год — она была первой женщиной-менеджером в компании и отвечала за разработку нелатинских шрифтов и схем набора. В свою команду она нанимала только женщин. Сегодня она — разработчица шрифта в Tiro Typeworks, консультантка по шрифтам, а также лектриса и профессорша Университета Рединга в Великобритании. Pocc специализируется на дизайне арабских, южноазиатских и тайских шрифтов. Adobe Devanagari, Adobe Thai и Murty Kannada — некоторые из её знаменитых гарнитур, разработанные совместно с другими дизайнерами.
Новейшее время: 2000–2020
Ситуация в мире типографики радикально стала меняться после девяностых. Персональных компьютеров становилось всё больше, с каждым годом разрешение экрана увеличивалось, что позволяло чётко отображать даже самые утончённые детали шрифта. Дизайнеры начали использовать не только стационарные компьютеры, но и ноутбуки, что сделало возможной работу в любое время и в любом месте.
Увеличилось и количество программ для разработки шрифтов — с начала двухтысячных ведущей программой в этой области была FontLab, позже появились приложения RoboFont и Glyphs. Профессия шрифтового дизайнера сделалась доступнее, в неё стали приходить молодые специалисты, многие из которых — женщины.
Например, Александра Королькова начала заниматься типографикой в начале двухтысячных во время учёбы в университете. Сегодня её работы отмечены многими наградами. Королькова работает в ParaType — одной из ведущих российских шрифтовых компаний, преподаёт дизайн шрифта, выпустила книгу «Живая типографика».
В 2013 году Королькова стала первой российской обладательницей премии имени Шарля Пеньо «За выдающийся вклад в шрифтовой дизайн», которую присуждает Международная типографическая ассоциация лишь раз в несколько лет. Александра Королькова — ведущая разработчица шрифтов Circe, Golos, новой шрифтовой системы «Сбербанка» и многих других. Одна из самых известных её шрифтовых работ — семейство шрифтов PT Sans и PT Serif. Они созданы в 2009–2011 годах для проекта единого шрифта с поддержкой всех языков, используемых на территории России, — совместно с Ольгой Умпелевой под руководством Владимира Ефимова.
Шрифты дизайнера и соучредителя TypeTogether Вероники Буриан также отмечены международными наградами. Например, её шрифт Maiola в 2004 году получил Сертификат за совершенство в области шрифтового дизайна от The Type Directors Club. Несколько других шрифтов TypeTogether были высоко оценены на международных конкурсах, включая ED-Awards и ISTD. TypeTogether поддерживает молодых дизайнеров с помощью стипендии имени Джерарда Унгера, которая позволяет выпускникам вузов развивать начатые ещё во время учёбы проекты.
На начало двухтысячных приходится старт карьеры многих женщин, чьи работы в типографике заслуживают особенного внимания. Вот лишь небольшая часть этого огромного списка:
- Андреа Тиннес, основательница typecuts;
- Верена Герлах, независимая дизайнерка в собственной студии;
- Лаура Месегер, основательница студии Type-Ø-Tones;
- Рёко Нисидзука, старшая дизайнерка Adobe Fonts;
- Гаянэ Багдасарян, основательница студии Brownfox;
- Надин Чахин, создательница шрифтового проекта I Love Typography и дизайнерка арабских шрифтов для своего второго проекта ArabicType;
- Алиса Савой, дизайнерка в собственном проекте Frenchtype;
- Сол Матас, соосновательница студии Huerta Tipográfica;
- Лирон Лави Туркенич, авторка проекта «Аравит», объединяющего иврит и арабский языки.
Эти женщины выступают на международных шрифтовых конференциях, заявляя в профессиональном сообществе не только о своей работе, но и о себе. Ещё несколько лет назад их места на сцене почти всегда занимали мужчины. Например, Луиза Фили вспоминает, что в восьмидесятых на конференциях по шрифтам она была единственной женщиной.
Пола Шер однажды сказала, что дизайнеры становятся знаменитыми, презентуя себя на конференциях. Среди выпускников европейских художественных вузов более половины — женщины, однако организаторы конференций часто говорят, что приглашают спикерами тех, чьи работы более известны или чей опыт они находят востребованным.
Вопрос гендерного баланса в профессии, где количество женщин не уступает или даже превосходит количество мужчин, особенно остро встал относительно недавно. Но уже заметны изменения. Например, на конференции Typomania в 2018 году женщины составляли лишь 4% от общего количества участников,
в 2019-м их было уже 16%. В 2021 году количество женщин-участниц почти догнало количество участников-мужчин.
Место и роль женщины в профессии шрифтового дизайнера менялись на протяжении многих лет. Первый шрифт, разработанный женщиной, вышел в 1912 году, и найти дизайнерку шрифтов было большой редкостью. Сегодня именно женщины — основная аудитория в профильных учебных заведениях и на курсах.
Когда мне, как авторке книги о женской типографике, задают вопрос, почему же мы знаем так мало дизайнерок шрифтов, я всегда удивляюсь. Их совсем не мало, просто вы их не искали. Может, пока что их имена находятся в тени, их мало приглашают на публичные выступления, но они есть, и они каждый день разрабатывают и выпускают новые шрифты.
Читайте также:
- интервью с Машей Дореули — основательницей студии Contrast Foundry;
- историю дизайнерки Сьюзен Кэр — создательницы первых компьютерных иконок, шрифтов для Mac и культового пасьянса «Косынка» для Windows;
- прямую речь Кати Шашиной — главы московского чептера Ladies, Wine & Design, направленного на поддержку женщин в дизайне.