Дизайн
#статьи

Модный фейк: что это такое и почему это интересный тренд

Изображая джинсы: рассказываем, как фейк стал искусством.

Иллюстрация: andreaadamo.it / Полина Честнова для Skillbox Media

Почему в тренде «голые» вещи, зачем лучшие дизайнеры раскрашивают дорогие ткани под деним и о чём нам говорят коллекции из кожи, выглядящей как белорусский трикотаж.

Неделя моды в Милане, на подиуме Кейт Мосс. На ней джинсы и клетчатая рубашка от Bottega Veneta из коллекции весна-лето — 2023. Однако стоит присмотреться, чтобы понять — на модели не деним, а кропотливо расписанная под джинсу кожа. «Фланелевая» рубашка — тоже из кожи.

За последние полтора года целый ряд модных домов (в их числе такие мастодонты, как Valentino и Balenciaga) ввёл в свои коллекции подобные «фейковые» текстуры. Фальшивые «джинсы», кожа, притворяющаяся хлопком или даже пластиком…

Но в чём смысл этой дорогостоящей иллюзии?

Деним: герой рабочего класса

Джинсы изначально задумывались как одежда для «синих воротничков». Это износостойкая, крепкая, практичная вещь.

Однако уже в 1970-е Марлон Брандо и Джеймс Дин начали вводить деним в «высший свет».

Марлон Брандо в фильме «Дикарь», 1953
Кадр: фильм «Дикарь» / Columbia Pictures

Джинсы начали ассоциировать с контркультурой, бунтарством; тогда впервые стало ясно, что вещи из денима — это круто, хотя всё ещё очень по-рабочему.

Они стали популярными в сфере haute couture в 1990-е, в эпоху супермоделей Брук Шилдс и Клаудии Шиффер.

Брук Шилдс в рекламе Calvin Klein, 1980
Фото: Calvin Klein
Клаудиа Шиффер в рекламе Guess, 1989
Фото: Guess

Джинсы, которые можно купить в «Заре» или «Глории Джинс», не сильно изменились со времён их изобретения компанией Levi’s в 1873-м. Дизайнеры разве что выжигали их белизной и рвали до дыр — но джинсы всё равно оставались, пожалуй, самой демократичной вещью в любом гардеробе.

И вот теперь модный свет впервые полноценно избавляется от этой коннотации: богатые присваивают джинсы (которые уже и не совсем джинсы в то же время).

В каких коллекциях они уже появились:

Всё началось с Bottega Veneta и Кейт Мосс (2022) в костюме авторства Матье Блази. Его ready-to-wear-коллекция весны-лета 2023-го произвела впечатление в модных кругах.

Кейт Мосс в образе от Bottega Veneta, 2022
Фото: Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images

Фейковую джинсу затем показал Демна Гвасалия в Balenciaga. В июле 2023 года бренд представил свою вариацию на тему денима — куртку из ювелирно расписанного маслом хлопка. Авторы утверждают, что на эту работу ушло 220 часов.

«Нарисованная» куртка на официальном сайте Balenciaga
Изображение: Balenciaga

Жюльен Доссена, приглашённый дизайнер Жан-Поля Готье, создал сияющие джинсы, целиком расшитые бисером. Ткань брюк блестит, напоминая о люрексовых нитях из 1990-х. Часть критиков увидели здесь сходство с трендом на как будто влажную одежду.

Жан-Поль Готье, осень-зима — 2023
Фото: Giovanni Giannoni / WWD / Getty Images

Почти в то же время, летом 2023 года, Valentino (дизайнер Пьерпаоло Пиччоли) выпустил «джинсы» из расшитой крошечными бусинами шёлковой органзы, также известной как газаар — кстати, очень редкой и дорогой натуральной ткани.

Valentino, осень-зима — 2023
Фото: Giovanni Giannoni / WWD / Getty Images

Тренд был положительно воспринят модными критиками по всему миру. Вероятнее всего, это не последние коллекции в таком стиле. Как отметила в своём комментарии для The Guardian Гариетта Ричардс, которая преподаёт модный бизнес в Королевском институте технологий Мельбурна (Австралия), такая тяга к фейковому дениму — это попытка сблизиться с народом в эпоху кризиса, поскольку «кричащая» роскошь считается чуть ли не оскорблением, в моде роскошь «тихая».

При этом высокая мода не была бы собой, если бы не добавила в этот месседж иронию и двойное дно: на изготовление пары якобы скромных расшитых псевдоджинсов у работников Valentino ушло больше месяца. Труда и материала на такие модели уходит не меньше, чем на роскошное вечернее платье.

Искусственные джинсы от ведущих модельеров как бы подмигивают своим состоятельным покупателям — их красота и богатство таинственны и мерцающи (кожа, тонкая вышивка, бусы сверкают лишь тогда, когда на них попадает свет), они скрыты от глаз обывателя. Однако кто знает — тот знает.

Модные оптические иллюзии: не только поддельные джинсы

Бренд Loewe в сезоне весна-лето 2023 года создал концепцию натуральных аксессуаров и тканей, которые выглядят заведомо искусственно. Один из первых образов коллекции был дополнен цветком антуриума, который и в естественных условиях обитания выглядит пластиковым.

«Мне нравится, что ты можешь выполнить его из стекловолокна и это может стать фейком, но также он может быть настоящим. Это игра с пропорциями, с иллюзией», — отметил после шоу автор идеи Джонатан Андерсон (его слова передаёт британский Vogue).

Loewe продолжил эксперимент в следующей коллекции осень-зима — 2023/24, выставив на подиум несколько неестественно ярких и гладких, словно «мультяшных» вещей, а также трикотажный топ, имитирующий стиль аниме.

«Пиксельный» топ выставлен на официальном сайте Loewe за 1500 евро
Фото: Loewe

Тенденция не обходит стороной аксессуары и обувь: так, в российском инфополе шуму наделали забавные кожаные сапоги с нарисованными поверх носками (и ногами) от Louis Vuitton. Что характерно, модель называется «Иллюзия».

Louis Vuitton, осень-зима — 2023
Фото: Louis Vuitton

В конце февраля 2024 года молодой итальянский бренд Andreadamo выпустил новую «голую», точнее сказать, анатомическую коллекцию. Трикотаж и кожа в этой линейке призваны передать красоту обнажённого человеческого тела.

Andreadamo, осень-2024
Фото: Andreadamo

Модные дома обыгрывают не только ткани и фактуры, но и привычные формы. Банная тема на подиуме появилась давно: шведская компания Acne Studios представила платье, напоминающее обёрнутое вокруг тела полотенце, ещё в коллекции весна-лето — 2015.

В 2020 году Prada выпустила «полотенечную» мини-юбку. Махровые «банные» костюмы от Chanel в 1990-е носили многие знаменитости.

Однако эти вещи не стали настолько виральными, как юбка-полотенце от Balenciaga, вышедшая в ноябре 2023-го. Эпатажный наряд быстро стал мемом, подвергся бурному обсуждению и критике, однако его всё ещё можно приобрести на официальном сайте за 925 долларов.

Юбка-полотенце Balenciaga
Фото: Balenciaga

Бренд, по всей вероятности, не намерен отказываться от провокаций. В марте 2024 года в Сети появилось видео браслета в форме канцелярского скотча с логотипом Balenciaga.

Браслет-скотч Balenciaga, скриншот из видео в соцсетях
Кадр: @highsnobiety / TikTok

При этом за полтора года своего существования тренд ушёл в народ. Тик-ток-дети снимают ролики с более доступными моделями из массмаркета, в торговых центрах и интернет-магазинах можно приобрести яркие неджинсовые штаны за 7–10 тысяч рублей.

Запрос на аутентичность, которая признана словом минувшего 2023 года, вынуждает художников от мира одежды искать новое «настоящее» — однако нередко поиск целостного и законченного образа оборачивается ещё большей расщеплённостью и неоднозначностью.

Американский словарь Мерриама — Вебстера (Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary), которому мы обязаны этим выбором, выделяет следующие ключевые детали в слове «аутентичность»: это нечто реальное и существующее на самом деле, не фальшь или имитация, верное собственному духу и идентичности.

Совпадают ли с этим определением блестящие во всех смыслах фейки топовых мировых дизайнеров — каждый решает сам.

И если «голые» одежды воспевают естественную красоту, а сапоги с «носками» выглядят как добродушная ирония, то фейковые джинсы претендуют на полноценное высказывание. Времена тяжёлого люкса в прошлом, демонстративное потребление вышло из моды. В нашу эпоху соцсетей и повышенной публичности эта тяга к тихой роскоши и «непростой простоте», вероятно, будет только усиливаться, генерируя принципиально новые тренды и образы.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Fashion-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована