Модный фейк: что это такое и почему это интересный тренд
Изображая джинсы: рассказываем, как фейк стал искусством.
Иллюстрация: andreaadamo.it / Полина Честнова для Skillbox Media
Почему в тренде «голые» вещи, зачем лучшие дизайнеры раскрашивают дорогие ткани под деним и о чём нам говорят коллекции из кожи, выглядящей как белорусский трикотаж.
Неделя моды в Милане, на подиуме Кейт Мосс. На ней джинсы и клетчатая рубашка от Bottega Veneta из коллекции весна-лето — 2023. Однако стоит присмотреться, чтобы понять — на модели не деним, а кропотливо расписанная под джинсу кожа. «Фланелевая» рубашка — тоже из кожи.
За последние полтора года целый ряд модных домов (в их числе такие мастодонты, как Valentino и Balenciaga) ввёл в свои коллекции подобные «фейковые» текстуры. Фальшивые «джинсы», кожа, притворяющаяся хлопком или даже пластиком…
Но в чём смысл этой дорогостоящей иллюзии?
Деним: герой рабочего класса
Джинсы изначально задумывались как одежда для «синих воротничков». Это износостойкая, крепкая, практичная вещь.
Однако уже в 1970-е Марлон Брандо и Джеймс Дин начали вводить деним в «высший свет».
Джинсы начали ассоциировать с контркультурой, бунтарством; тогда впервые стало ясно, что вещи из денима — это круто, хотя всё ещё очень по-рабочему.
Они стали популярными в сфере haute couture в 1990-е, в эпоху супермоделей Брук Шилдс и Клаудии Шиффер.
Джинсы, которые можно купить в «Заре» или «Глории Джинс», не сильно изменились со времён их изобретения компанией Levi’s в 1873-м. Дизайнеры разве что выжигали их белизной и рвали до дыр — но джинсы всё равно оставались, пожалуй, самой демократичной вещью в любом гардеробе.
И вот теперь модный свет впервые полноценно избавляется от этой коннотации: богатые присваивают джинсы (которые уже и не совсем джинсы в то же время).
В каких коллекциях они уже появились:
Всё началось с Bottega Veneta и Кейт Мосс (2022) в костюме авторства Матье Блази. Его ready-to-wear-коллекция весны-лета 2023-го произвела впечатление в модных кругах.
Фейковую джинсу затем показал Демна Гвасалия в Balenciaga. В июле 2023 года бренд представил свою вариацию на тему денима — куртку из ювелирно расписанного маслом хлопка. Авторы утверждают, что на эту работу ушло 220 часов.
Жюльен Доссена, приглашённый дизайнер Жан-Поля Готье, создал сияющие джинсы, целиком расшитые бисером. Ткань брюк блестит, напоминая о люрексовых нитях из 1990-х. Часть критиков увидели здесь сходство с трендом на как будто влажную одежду.
Почти в то же время, летом 2023 года, Valentino (дизайнер Пьерпаоло Пиччоли) выпустил «джинсы» из расшитой крошечными бусинами шёлковой органзы, также известной как газаар — кстати, очень редкой и дорогой натуральной ткани.
Тренд был положительно воспринят модными критиками по всему миру. Вероятнее всего, это не последние коллекции в таком стиле. Как отметила в своём комментарии для The Guardian Гариетта Ричардс, которая преподаёт модный бизнес в Королевском институте технологий Мельбурна (Австралия), такая тяга к фейковому дениму — это попытка сблизиться с народом в эпоху кризиса, поскольку «кричащая» роскошь считается чуть ли не оскорблением, в моде роскошь «тихая».
При этом высокая мода не была бы собой, если бы не добавила в этот месседж иронию и двойное дно: на изготовление пары якобы скромных расшитых псевдоджинсов у работников Valentino ушло больше месяца. Труда и материала на такие модели уходит не меньше, чем на роскошное вечернее платье.
Искусственные джинсы от ведущих модельеров как бы подмигивают своим состоятельным покупателям — их красота и богатство таинственны и мерцающи (кожа, тонкая вышивка, бусы сверкают лишь тогда, когда на них попадает свет), они скрыты от глаз обывателя. Однако кто знает — тот знает.
Модные оптические иллюзии: не только поддельные джинсы
Бренд Loewe в сезоне весна-лето 2023 года создал концепцию натуральных аксессуаров и тканей, которые выглядят заведомо искусственно. Один из первых образов коллекции был дополнен цветком антуриума, который и в естественных условиях обитания выглядит пластиковым.
«Мне нравится, что ты можешь выполнить его из стекловолокна и это может стать фейком, но также он может быть настоящим. Это игра с пропорциями, с иллюзией», — отметил после шоу автор идеи Джонатан Андерсон (его слова передаёт британский Vogue).
Loewe продолжил эксперимент в следующей коллекции осень-зима — 2023/24, выставив на подиум несколько неестественно ярких и гладких, словно «мультяшных» вещей, а также трикотажный топ, имитирующий стиль аниме.
Тенденция не обходит стороной аксессуары и обувь: так, в российском инфополе шуму наделали забавные кожаные сапоги с нарисованными поверх носками (и ногами) от Louis Vuitton. Что характерно, модель называется «Иллюзия».
В конце февраля 2024 года молодой итальянский бренд Andreadamo выпустил новую «голую», точнее сказать, анатомическую коллекцию. Трикотаж и кожа в этой линейке призваны передать красоту обнажённого человеческого тела.
Модные дома обыгрывают не только ткани и фактуры, но и привычные формы. Банная тема на подиуме появилась давно: шведская компания Acne Studios представила платье, напоминающее обёрнутое вокруг тела полотенце, ещё в коллекции весна-лето — 2015.
В 2020 году Prada выпустила «полотенечную» мини-юбку. Махровые «банные» костюмы от Chanel в 1990-е носили многие знаменитости.
Однако эти вещи не стали настолько виральными, как юбка-полотенце от Balenciaga, вышедшая в ноябре 2023-го. Эпатажный наряд быстро стал мемом, подвергся бурному обсуждению и критике, однако его всё ещё можно приобрести на официальном сайте за 925 долларов.
Бренд, по всей вероятности, не намерен отказываться от провокаций. В марте 2024 года в Сети появилось видео браслета в форме канцелярского скотча с логотипом Balenciaga.
При этом за полтора года своего существования тренд ушёл в народ. Тик-ток-дети снимают ролики с более доступными моделями из массмаркета, в торговых центрах и интернет-магазинах можно приобрести яркие неджинсовые штаны за 7–10 тысяч рублей.
Запрос на аутентичность, которая признана словом минувшего 2023 года, вынуждает художников от мира одежды искать новое «настоящее» — однако нередко поиск целостного и законченного образа оборачивается ещё большей расщеплённостью и неоднозначностью.
Американский словарь Мерриама — Вебстера (Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary), которому мы обязаны этим выбором, выделяет следующие ключевые детали в слове «аутентичность»: это нечто реальное и существующее на самом деле, не фальшь или имитация, верное собственному духу и идентичности.
Совпадают ли с этим определением блестящие во всех смыслах фейки топовых мировых дизайнеров — каждый решает сам.
Читайте также:
И если «голые» одежды воспевают естественную красоту, а сапоги с «носками» выглядят как добродушная ирония, то фейковые джинсы претендуют на полноценное высказывание. Времена тяжёлого люкса в прошлом, демонстративное потребление вышло из моды. В нашу эпоху соцсетей и повышенной публичности эта тяга к тихой роскоши и «непростой простоте», вероятно, будет только усиливаться, генерируя принципиально новые тренды и образы.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!