Дизайн
#статьи

Этнические шрифты: культурные особенности в дизайнерских продуктах

Как дизайнеры используют допетровское письмо, древнюю письменность Нигерии и очертания мексиканских суккулентов.

Иллюстрация Donlaya / Rawpixel / Nunny Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Чтобы подчеркнуть архетипические образы, традиционность, историческую и социальную ценность разных народов, дизайнеры используют этнические шрифты. Хотя в них отсутствует геометрическая строгость, они помогают сильнее показать индивидуальность проекта и передать ощущение национальной идентичности.

Рассказываем, как славянские, африканские, индейские и другие этнические шрифты отражают культурные особенности в дизайнерских продуктах.

Из статьи вы узнаете:


Славянские

Основа первых старославянских шрифтов — глаголица, в которую Кирилл и Мефодий добавили петлеобразность. Славянские этнические шрифты традиционно используют в исторических и национальных проектах, хотя они могут служить для усиления «русскости» в современной фешен-индустрии, упаковке и брендинге.

Отрывки глаголических рукописей. Изображение: Public Domain

Юрий Остроменцкий

Графический и шрифтовой дизайнер, выпускник кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции» МГУП, сооснователь магазина type.today и студии CSTM Fonts. Проекты CSTM Fonts получали награды в конкурсах European Design Awards, Granshan и «Современная кириллица».

Славянские шрифты нельзя назвать универсальными, потому что в зависимости от контраста, рисунка знаков и других деталей шрифт стилистически будет соответствовать определённой географии, веку или даже конкретной книге. Шрифты Times New Roman или Helvetica по рисунку никогда не были нейтральными или универсальными, но стали таковыми в силу частоты использования. Они так примелькались, что отчасти утратили выразительность.

Например, шрифт Izhitsa так часто используют в старославянском контексте, что его уже можно назвать универсальным, хотя у него есть конкретный исторический прототип.

Прототип Izhitsa — шрифт типографии Российской Императорской академии. Хотя он сильно отличается от него и других церковных шрифтов того времени. У Izhitsa усилены изгибы и наплывы, повышен контраст. Из нейтрального наборного шрифта Izhitsa превратился в стилизованный акцидентный шрифт.
Изображение: издательство «Типография Императорской академии наук» / rusneb.ru
Шрифт Izhitsa.
Изображение: paratype.ru

Дефицит качественных славянских шрифтов в науке и дизайне действительно существенный. Мне довелось общаться на эту тему с Виктором Марковичем Живовым, а сейчас я принимаю участие в переиздании работ Зализняка. Шрифтов, которые учёные могли бы использовать одновременно и в книге про Остромирово Евангелие, и про берестяные грамоты, — и вовсе не существует. Существующие шрифты чаще всего стилистически обращены к определённому времени и месту, что для учёных неприемлемо.

Сейчас я работаю над допетровским шрифтом с минимальными отсылками к веку или работе конкретного автора. Избавляюсь от контраста и ярко выраженных деталей, оставляя скелет знака. В этом суть моего эксперимента — что-то упростить, а что-то сохранить, чтобы шрифт стал современным, достаточно нейтральным, но при этом безусловно допетровским.

Цифры 10 тысяч, 100 тысяч, один миллион, 10 миллионов и их альтернативные формы
Изображение: канал CSTM Fonts в Telegram
Изображение: канал CSTM Fonts в Telegram

Мне кажется, что сейчас допетровский шрифт может выглядеть очень актуально. Например, мне нравится, как остромодно выглядит старославянская графика в коллекции Гоши Рубчинского.

Допетровская эстетика захвачена религиозно-национальной тематикой. Хочется, чтобы мы могли оценить красоту и выразительность этих букв вне идеологий и коннотаций. Мы могли бы относиться к допетровскому шрифту так же, как европейская культура относится к готическому, и использовать его вне идеологий. Я считаю, что у любого из нас ровно столько же прав на старославянский шрифт, сколько и у институций, связанных с религией и историей.

Фото: страница Gosha Rubchinsky в Фейсбук*
Изображение: «Былица» / Lunoslava Moon / Behance
Изображение: Eazy Haze / Behance
Изображение: «Славянский базар» / Кристина Куликова / Behance
Изображение: «Рузское молоко»

Африканские

Дизайнер Дуа Франсис хорошо знаком с африканской культурой, так как родился и вырос в Гане. Идея шрифта AYOR пришла к нему, когда он уже жил в Стамбуле и занимался ребрендигом для африканского ТВ-проекта.

Дуа Франсис

Дизайнер и арт-директор, увлекается искусством и технологиями, работает с 3D, выполнил десятки проектов для медиаиндустрии. Живёт в Стамбуле.

Работая над ребрендингом ТВ-компании Africa Magic, я погрузился в изучение культуры Нигерии, Конго и других стран Центральной и южной части Африки. Хотя сам родом из Ганы, я открыл для себя столько нового, что после окончания проекта для телевидения мне захотелось сделать что-то ещё. Так я решил создать шрифт с элементами нсибиди — древней символики Нигерии.

В интернете можно найти много этнических шрифтов, но не все они выполнены аккуратно. Мне нравится универсальность шрифта Helvetica, поэтому я старался сделать свой этнический шрифт лёгким и максимально универсальным.

Шрифт AYOR
Изображение: Duah Francis / Bacan Studio / Behance
Мудборд проекта Africa Magic
Изображение: Africa Magic / duahfrancis.com

Я использовал для букв AYOR тонкие линии и логографические элементы для отсылки к древней письменности и культуре Нигерии. Считаю, что особо удачными получились цифры.

Шрифт AYOR
Изображение: Duah Francis / Bacan Studio / Behance

AYOR подойдёт для использования в любом проекте, как-то относящемся к Африке. Я сделал шрифт бесплатным для личного пользования, но мне пишут и те, кто хочет применять его в коммерческих проектах. Обычно это логотипы, книги и другие издательские проекты.

Дизайнерам не стоит бояться использовать этнические шрифты. Главное, о чём стоит помнить, — визуальное решение и гармония шрифта с остальными элементами дизайна. Цвет шрифта и выбранные слова могут нести больше смысловой нагрузки, чем сам шрифт. Например, в ЮАР красный цвет означает борьбу. А слово tribal для Африки приравнивается к слову «фетиш», которое, в свою очередь, ассоциируется с дьявольскими артефактами. Поэтому я бы не рекомендовал использовать это слово в описании проекта или самом продукте.

Использование шрифта AYOR в дизайне книжного магазина
Изображение: страница Digitalback Books | DAS Editions в Twitter

Основой для создания этнического шрифта WIP для Осмонда Тшумы родом из Зимбабве стала картина «Аккордеонист» Пабло Пикассо. Осмонд упражнялся, извлекая отдельные элементы из целых кубических форм и затем создавая из них буквы.

Осмонд Тшума

Дизайнер, креативный директор и сооснователь студии дизайна Mam’gobozi Design Factory в Йоханнесбурге, Южная Африка.

Презентация шрифта WIP привлекла много внимания среди моих коллег и пользователей Behance. В ней я использовал работы Пабло Пикассо — благодаря этому люди узнали, что его творчество и кубизм тесно связаны с искусством Африки. Мне бы хотелось, чтобы шрифт не только был декоративным инструментом, но и помогал дизайнерам работать со смыслами и формировать знание об истории Европы и Африки.

Шрифт WIP
Изображение: Osmond Tshuma / Behance

Создание шрифтов, основанных на культуре этнических групп, — это прекрасная инициатива, влекущая за собой ответственность. Если вы вдохновляетесь культурой, особенно древней, стоит потратить время на её изучение. Я бы рекомендовал брать информацию из книг и признанных академических статей, ходить в библиотеку.

Шрифт WIP
Изображение: Osmond Tshuma / Behance

Мой коллега из Зимбабве создал шрифт Mutapa — он вдохновился историей древнего королевства Мутапа, занимающего территорию современных южноафриканских стран. Его история и падение связаны не только с богатством культуры, но и с долгим противостоянием с соседним государством и Португалией. Такой шрифт стоит осторожно использовать, чтобы не задеть чувства людей, имеющих отношение к Мутапа.

Если вы уже делаете этнический шрифт и в чём-то сомневаетесь, найдите в соцсетях того, кто может вас проконсультировать. Не бойтесь писать людям из других стран. Уверен, вам помогут.

Шрифт Mutapa
Изображение: Tapiwanashe Sebastian Garikayi / Behance

Американские

Эти шрифты особенно хорошо подходят для использования в проектах, связанных с латинской культурой и коренными народами Америки: майя, ацтеками, чокто. Диапазон значений цветов в этнических группах Америки не менее сложный, чем в Африке. Например, племена на севере Мексики использовали синий цвет для погребальных церемоний, а южные племена ассоциировали синий с божественным началом.

Шрифт Ethnic Love
Источник: Kate / textfonts.net
Шрифт Zilap Geometric. Автор Луис Джарамилло, Колумбия
Изображение: Zilap Estudio / Behance

Шрифт Mestizo посвящён людям смешанных кровей. В Латинской Америке и Испании термином «местизо» обозначали людей со смешанными корнями европейских и коренных народов Америки.

Шрифт Mestizo
Изображение: Johannes König / Slanted Publishers / Behance
Латиноамериканский шрифт в дизайне упаковки чехлов для смартфонов. Мапуче — индейские племена в Чили и Аргентине
Изображение: Mapuche / Alina Kazachuk / Behance
Индейский шрифт в дизайне упаковки эквадорского шоколада
Изображение: Pacari Chocolate / Luísa Gimenez / Behance

Мультикультурные

Работы Виктории Струковской из Беларуси объединяют элементы различных культур. Шрифты Solaris, Runista, Norwolk, Tabu — среди самых популярных, они включены в различные дизайнерские подборки.

Изображение: Struvictory Art / Behance
Изображение: Struvictory Art / Behance

Виктория Струковская

Самостоятельно изучила шрифтовой дизайн, занимается созданием шрифтов с 2017 года, сотрудничает с CreativeMarket и другими дизайнерскими магазинами.

Я не планировала становиться дизайнером этнических шрифтов, но однажды в голову пришли две любимые темы: буквы и узоры. Я нарисовала буквы и украсила их стилизованными узорами суккулентов. Так получился первый этнический шрифт Mexico.

Изображение: Struvictory Art / Behance

В качестве референсов я одновременно использую узоры из разных частей света и создаю обобщённый образ, чтобы случайно не скопировать элементы какой-то отдельной этнической культуры.

К сожалению, мне пару раз писали представители некоторых этнических групп с претензией о копировании их символов. В этих шрифтах была совершенно простая геометрия — ромбик, круг и линии. Поэтому я перестала использовать в названиях такие слова как tribal, ethnic, заменив их на более нейтральные geometric и decorative. Это, пожалуй, мой главный совет авторам этнических шрифтов: если это не задание от конкретной этнической группы, рисуйте что-то обобщённое, стилизованное, вдохновляйтесь атмосферой и настроением, но придумывайте что-то своё и современное. Это только расширит возможности применения вашего шрифта.

Изображение: Struvictory Art / Behance

Декоративные шрифты хорошо работают в дизайне логотипов или для выделения одного слова, но не для набора текста. Хорошо, когда покупатели это понимают. Мои шрифты можно встретить в брендинге и упаковке крафтовых товаров: хендмейд-куклы, музыкальные альбомы, тематические кафе. Самое необычное применение — это название яхты.

Сейчас Ajoure Folk Art Font — любимый из созданных мною шрифтов. Хотя у каждого из них свои преимущества и нюансы при кажущейся на первый взгляд похожести.

Изображение: Struvictory Art / Behance
Изображение: Struvictory Art / Behance

Разнообразие этнических шрифтов

Кроме старославянского, индейского и африканского, можно вдохновиться индонезийским, греческим, арабским, китайским и другими стилями.

Например, в Индонезии 17 тысяч островов, где живёт около 300 разных народов и этнических групп. У многих из них свой язык и визуальная культура. Локальные студии и дизайнеры посвящают малым этническим группам свои шрифты.

Кадек Ади Махардика при создании шрифта Matiska Tribal вдохновлялся культурой племён северной части Бали и их мистическими ритуалами. Слово tribal в названии целенаправленно усиливает сакральность шрифта, а корень matis в слове matiska в переводе с индонезийского языка означает «умирать».

Шрифт Matiska Tribal
Изображение: Creative Media Lab / elements.envato.com
Шрифт Adine. Автор: студия Drizy, Бадунг (о. Ява), Индонезия
Изображение: drizy / Faqih / Behance
Шрифт Buick. Автор: студия Drizy, Бадунг (о. Ява), Индонезия
Изображение: drizy / Faqih / Behance
Шрифт, созданный в поддержку малых этнических групп Индонезии, Echo Ethnic.
Автор: Чайрул Ашар, Джакарта, Индонезия.
Изображение: creativefabrica.com
Шрифт в греческом стиле Heorot
Изображение: fontspace.com
Шрифт в японском стиле Saikyo. Автор: студия Tokokoo
Изображение: justtheskills.com
Шрифт Haext в римском стиле с элементами ар-нуво
Изображение: M. Harding Penney / Behance

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Фейсбук и Инстаграм на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована