Полиграфические эффекты: какие бывают и зачем они нужны
О способах сделать печатный дизайн притягательным рассказывает принт-менеджерское Бюро Маяк.
Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media
Упаковку, брошюру, визитку и книгу можно просто и стандартно напечатать полноцветом на хорошей бумаге. А можно воспользоваться доступными технологиями и добавить интересные декоративные решения, который выделят ваш проект из прочих и привлекут к нему больше внимания.
В этой статье основательница принт-менеджерского Бюро Маяк рассказывает о пяти видах эффектов и объясняет, зачем их стоит применять в дизайне и что именно может получиться.
Агата Чачко
С 2010 года руководит собственным принт-менеджерским Бюро Маяк.
Команда Бюро Маяк — гуру в области сложных полиграфических технологий и новых материалов. Умеют добиться любого эффекта, ведут и контролируют процессы любой сложности — от идеи до готового тиража. Проводят семинары по тонкостям печатных процессов.
Бюро Маяк часто путают с типографией, но эта компания гораздо круче :)
Зачем нужны полиграфические эффекты
Креатив
Для дизайнера полиграфические эффекты — способ реализовывать творческие идеи. Благодаря им образ может буквально выйти за пределы плоской картинки, а визуальная коммуникация — стать намного сильнее.
Отделка дополняет печать и позволяет креативно передать идею дизайна: создаёт текстуру, форму, объём, подчёркивает или скрывает детали, добавляет цвет и блеск. Благодаря полиграфическим эффектам результат может выглядеть так, будто сделан не из бумаги, а из других материалов — бархата, фарфора или даже металла.
Маркетинг
Полиграфические эффекты приносят пользу бизнесу благодаря тому, что работают как прикладной маркетинговый инструмент. Они помогают:
- привлекать взгляды аудитории к дизайну;
- позиционировать его и выделять из ряда подобных;
- создавать образ дорогого и качественного продукта.
Полиграфические эффекты воздействуют на потребителя. Они приглашают его не только разглядывать предмет, но и взаимодействовать с ним тактильно или даже ольфакторно. Это увлекает, вызывает любопытство и создаёт более прочную эмоциональную связь с вещью. А значит, ваше приглашение, коробка или каталог запоминаются надолго.
Производство
Некоторые полиграфические эффекты служат базовыми технологиями, без которых невозможно производство печатной продукции в принципе.
- С помощью особой печати делают защиту продуктов — например, наклейки с уникальным рисунком, который нарушается при попытке вскрытия.
- Передают информацию для тактильного чтения и навигации — например, печатают тексты на табличках шрифтом Брайля.
- Делают прототипы и вырезают упаковку.
Практически все эффекты можно сочетать — и создавать множество интересных комбинаций. Впечатляющие, нестандартные решения появляются благодаря фантазии дизайнера и мастерству принт-менеджера.
Эффекты для изменения формы
Что получается: декоративные и функциональные отверстия в бумаге или картоне, а также фигурные формы и края изделий.
Вырубка
Как: сначала делают вырубные штампы, вставляя в деревянную доску ножи, и задают контур формы, которую надо высечь.
Эскиз этого контура согласно своему видению рисует дизайнер, а технолог, в свою очередь, разрабатывает по нему «крой».
Для чего: с помощью вырубки можно интересно оформить книги, таблички, открытки — например, скруглить углы или проделать отверстия по форме принтов. А основное предназначение технологии — создавать конструкции коробок.
Учитывайте: технология вырубки подходит для производства большими тиражами, но у неё есть ограничения. Например, с ней не получится сделать очень острые углы и отверстия маленького диаметра.
Лазерная резка
Как: лазерный луч вырезает — точнее, выжигает — отверстия в материале по заданному контуру.
Для чего: такая резка создаёт перфорацию на коробках и тонкие ажурные узоры на упаковке или открытках. Её можно использовать не только на бумаге и картоне, но и на акриле или фанере.
Учитывайте: лазер — сложный инструмент, и для работы с ним нужно тщательно подбирать материал, потому что из-за луча он может гореть, а края среза — требовать полировки.
Также эта технология не подходит для биговки, и для большого тиража она будет слишком дорога.
Плоттерная резка
Как: специальный аппарат, плоттер, «иголками» по контуру вырезает изображения и геометрические формы.
Для чего: плоттерная резка нужна в первую очередь для производства прототипов упаковки и других сложных форм. Нарезанные таким образом «выкройки» тестируют и проверяют на качество сборки.
Учитывайте: для декорирования применять такую резку выгоднее на малых тиражах.
Текстурные эффекты
Что получается: поверхность бумаги или картона приобретает фактуру другого материала и становится тактильно похожей на ткань, керамику, пластик.
Покрытие фактурным лаком
Как: изображение после печати покрывают УФ-лаком, в который предварительно замешивают порошок. Это может быть мелкий или крупный песок, глиттер разной формы и цвета, смолы. После высыхания они дают особенное сияние и текстуру — от почти гладкой до очень рельефной.
Для чего: с помощью лаков с такими примесями на упаковке, открытках, каталогах небольших тиражей имитируют настоящий песок, капли воды или металл. Или что-то особенное — например, покрытие теннисного корта.
Учитывайте: если технолог подберёт достаточно густой лак, то блёстки и крупинки не будут осыпаться.
Флокирование
Как: на поверхность трафаретным способом наносят липкий лак, на него насыпают специальный порошок. Всё, что не приклеилось, стряхивают и отправляют изделие в печку, где это покрытие высыхает и приобретает пушистую текстуру.
Для чего: мягким «бархатом» декорируют то, что потребитель может и должен трогать, — открытки, подарочные коробки и пакеты. Ещё такие текстуры можно создавать на текстиле и пластике.
Учитывайте: в производстве рекламы, которую можно только разглядывать, флокирование не принесёт особенной пользы.
Ламинация
Как: поверхность изделия покрывают тонкой плёнкой. Она может быть с и фактурой, и гладкой — матовой, глянцевой или софт-тач.
Для чего: чаще всего ламинацию применяют на обложках книг и в производстве упаковки.
Ламинация не только даёт фактуру. У неё есть ещё две важные функции: защита и создание визуальных эффектов.
Плёнка делает материал более жёстким, защищает его от влаги и механического воздействия. Глянцевое покрытие придаёт изображениям яркость, а матовое убирает блики.
Учитывайте: глянцевая ламинация делает изображение более ярким и контрастным, матовая и софт-тач — мягче и приглушённее.
Визуальные эффекты
Что получается: декоративные элементы, которые привлекают к дизайну больше внимания благодаря контрасту, блеску и игре света.
Выборочное лакирование
Как: на изделие строго по заданному узору наносят лак. Он должен контрастировать с остальной поверхностью: матовый лак кладут на глянцевый и гладкий материал, а глянцевый — на матовый и софт-тач.
Для чего: выборочное лакирование выделяет детали дизайна, создаёт визуальный эффект объёма при едва заметном рельефе. Его применяют для оформления брошюр, каталогов, визиток, картонных пакетов и коробок.
Учитывайте: в зависимости от задачи для этого декоративного эффекта можно использовать и УФ-принтеры, и шелкотрафаретную печать, и цифровую, и офсет.
Стерео-варио
Как: сначала изображение обрабатывают — делят на полосы по определённому принципу, потом печатают офсетом или цифровым способом и наклеивают на него нужный вид ребристой линзы из прозрачного пластика. Если исходное изображение одно, то благодаря такому способу у него появляется глубина — это эффект стерео. А если изображений несколько, то они сменяют друг друга, как в анимации, — это эффект варио.
Другое название этой технологии — лентикулярная печать. Она добавляет изображениям объём, блеск, создаёт эффект преломления света и движения.
Для чего: лентикулярную печать используют для производства открыток, календарей, приглашений — полиграфии небольшого формата, которую потребитель сможет долго и внимательно разглядывать.
Учитывайте: качественное стерео-варио — достаточно дорогой способ производства, он подходит для малых тиражей.
Голограммы
Как: с помощью специальных программ «строят» физический объект, «снимают» с него объёмное изображение — голограмму, после чего печатают на особой металлизированной плёнке с клеевым слоем
Для чего: голографические наклейки нужны для маркировки документов или товаров и пломбирования — защиты упаковки от вскрытия.
Учитывайте: существуют готовые стандартные голографические фоны, на которые можно наносить изображения — логотипы, гербы или знаки.
Термохромные лаки и краски
Как: изображения печатают красками или покрывают лаками, способными менять или «терять» цвет от воздействия довольно невысокой температуры.
Для чего: этот полиграфический эффект применяют для декорирования предметов, которыми люди пользуются в быту. Например, печатают изображения на керамических кофейных кружках или жестяных банках с лимонадом.
Учитывайте: есть возвратные термохромные пигменты и невозвратные. Первые способны восстанавливать первоначальный цвет после возвращения температуры к нормальному значению, а вторые — нет.
Люминесцентные лаки и краски
Как: для печати используют материалы с люминофором — веществом, которое накапливает свет от солнца или лампы и излучает его в темноте.
Для чего: эффект световозвращения часто используют для декорирования текстиля — например, футболок и рюкзаков. А ещё для детских товаров: наклеек, обоев, тетрадей.
Учитывайте: у люминофора всего два оттенка свечения — голубоватый и светло-зелёный.
Объёмные эффекты
Что получается: надписи и изображения приобретают заметный рельеф.
Тиснение блинтовое
Как: под давлением клише материал опускается, и на плоской поверхности получается вдавленный рисунок.
Термин «блинтовое» означает, что на такой рисунок дополнительно не наносят краску или цветную или металлизированную фольгу.
Для чего: этот декоративный эффект часто используют на обложках книг и ежедневников, а также на визитках и открытках.
Учитывайте: тиснение изменяет форму и вид материала с обеих сторон.
Тиснение с фольгой
Как: на клише помещают металлизированную или цветную фольгу и переносят её на материал одновременно с оттиском.
Для чего: тиснением фольгой оформляют корешки и обложки книг, визитки, открытки и другую имиджевую полиграфию. Комбинация объёма, даже минимального, и цвета рисунка хорошо работает на любом материале.
Учитывайте: при тиснении есть ограничения по толщине линии — это зависит от типа используемого клише.
Конгрев блинтовой
Как: конгрев — тиснение, которое даёт выпуклый рисунок. С оборота на материал давит матрица, а с лицевой стороны — контрматрица. В результате получается объёмное, рельефное изображение. Оно может быть разноуровневым, с очень тонкими линиями, плавными переходами и мелкими деталями.
Для чего: у этого полиграфического эффекта самое широкое применение — от визиток до упаковки, от воблеров до обложек коллекционных изданий.
Учитывайте: сложные рельефы требуют дорогостоящего оборудования и высокого мастерства технолога.
Конгрев с фольгой
Как: с помощью матрицы и нагретой контрматрицы к листу одновременно припрессовывается декоративный материал и создаётся рельеф. Изображение получается выпуклое и с фольгой, которая может быть прозрачной, полупрозрачной, глянцевой, матовой, голографической или металлизированной.
Для чего: конгревное тиснение с фольгой можно применять не только для декорирования бумаги, но и на текстиле. Например, на футболках: этот эффект даст картинке или надписи не только цвет, но и объём.
Учитывайте: задача дизайнера — подготовить макет так, чтобы элементы для фольгирования были в отдельном слое или файле.
Объёмный УФ-лак
Как: на цветное изображение наносят особый лак, после чего сушат — под действием ультрафиолетовых лучей он полимеризуется и затвердевает. Получившаяся высота даёт деталям рельеф. Лак в этом случае — особая разновидность трафаретной краски.
Для чего: с помощью объёмного лака оформляют открытки, приглашения, упаковку, выделяя и подчёркивая детали дизайна.
Учитывайте: этот эффект лучше применять на небольших изображениях и элементах — на крупных он может выглядеть грубовато.
Объёмная УФ-печать
Как: сначала УФ-принтер наносит по контуру белила, а после — множество слоёв краски один на другой. Получается полноцветная печать объёмных изображений, и, в отличие от конгрева, оборотная сторона поверхности остаётся совершенно гладкой.
Для чего: этот эффект чёткого рельефа можно получить на очень плотной бумаге или другом жёстком материале. Например, на подарочной коробке или обложке арт-альбома.
Учитывайте: объёмная УФ-печать достаточно дорогая, и разумно использовать её в малых тиражах и для уникального дизайна.
3D-фольгирование
Как: специальная машина по заданным линиям наносит на материал фактурный лак, который можно дополнительно декорировать цветной или голографической фольгой. Изображение получается рельефным и без вдавленности на обороте.
Для чего: объёмное фольгирование — это цифровая печать, которая позволяет декорировать поверхности в тех случаях, когда классическим конгревным тиснением не получится точно попасть в заданные тонкие линии. Например, можно создать «морозный узор» на новогодних открытках или идеальный геометрический орнамент на визитках и подарочной упаковке.
Учитывайте: фольга может быть только глянцевой.
Термоподъём
Как: на напечатанное специальными красками изображение наносят термопорошок и помещают изделие в печку. Под воздействием температуры он вспенивается, и получается объёмное, рельефное изображение.
Для чего: такое решение подходит для печати на текстиле, например, логотипов на рабочей форме. Для оформления картонных карточек и упаковки его тоже используют.
А главное, с помощью термоподъёма делают надписи шрифтом Брайля.
Учитывайте: у очень крупных элементов, напечатанных этим способом, может быть неравномерная поверхность.
Другие эффекты
Что получается: декоративная отделка не самых очевидных элементов дизайна или придание ему неожиданных свойств.
Оформление обреза или торца
Как: на обрезе книги печатают изображение или наносят на него краску или фольгу.
Для чего: этот эффект применяют и на объёмных изданиях с широкими обрезами или открытыми корешками, и в тонких каталогах, и даже на визитках.
Учитывайте: для качественного тонирования или фольгирования бумага должна быть не слишком рыхлой, чтобы краска или напыление не «затекали» внутрь изделия.
Ароматизирование
Как: на изделие наносят специальный лак или краску, способную «реагировать» на температуру или движения. Например, аромат проявляется, если изображение слегка потереть, — это из микрокапсул высвобождается парфюм.
Для чего: ароматизирование используют в производстве рекламных материалов — открыток, страниц в каталогах и парфюмерных образцов в глянцевых журналах.
Учитывайте: не стоит рассчитывать, что благодаря этому эффекту бумага или картон будет пахнуть так же интенсивно, как парфюм из флакона.