Дизайн
#статьи

«О языке композиции»: сетка, которая связывает все сферы нашей жизни

Рассказываем, что общего между Сикстинской капеллой, киноплакатами и шрифтом.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Юрий Гордон на примерах объясняет, как научиться видеть законы композиции вокруг себя и применять их в своих работах.


Издательство — Студия Артемия Лебедева.


Юрий Гордон — шрифтовой дизайнер и художник. Автор книг «Книга про буквы от Аа до Яя» и «Книга про мои буквы».

В своей книге Юрий Гордон показывает, что империя скомпонована при помощи тех же инструментов, что и коробок спичек. И если мы не видим в чём-то композиции, то это не значит, что её не существует. Ведь, по его мнению, скомпонован даже хаос :)

Из материала вы узнаете:


Какую роль играет рама в композиции

Юрий уверен, что любое художественное произведение начинается с рамы. Первым шагом автор определяет границы своей работы — отделяет её от остального мира.

Далее — разграничивает второй рамой значащее от не­значащего, как в правилах любой игры: всё, что вне, на момент игры не существует:

Компонуя пустоту, достаточно объявить, что в раме содержится мировой эфир, а предметы материального мира не считаются. Тогда рама пуста, а ничто, пустота внутри неё, скомпоновано, так как по­пало в раму.

Юрий Гордон

Однако если рама реальная, то внутри неё обязательно что-то будет — в этом случае нужно прибегнуть к упрощению: назвать то, что в раме, «ничем не вообще, а в данном случае».

Так поступил Казимир Малевич — он предложил считать закра­шенную чёрной краской плоскость абстрактной фигурой под названием «Чёрный квадрат».

Фото: Yuri Kadobnov / AFP / Getty Images

По мнению Юрия, формат — это половина работы: от него зависят энергетическое наполнение пространства, силовые линии, внутренняя гравитация произведения. Если у произведения нет внешнего обрамления, например как у скульптуры или здания, то рама-формат — это граница формы и то количество воздуха, которое она может захватить.

При этом чем проще и абстрактней вещь, тем заметнее роль формата. Так, Дублинская игла, которая находится в самом центре города и видна отовсюду, предельно интенсивна по вертикали:

Её форма, слишком тонкая и чистая для простодушной сексуаль­ной метафоры, рассказывает скорее об ангельской стремительности, чем о бычьей мощи.

Юрий Гордон

Фото: Shaddack / Wikimedia Commons

Центральная композиция: стоит ли стремиться к идеалу

Из всех типов компози­ции базовой является центральная (ЦК) — с её помощью автору проще всего привлечь внимание зрителя, потому что оси в ней совпадают в одной точке и создают эффект «прицела». Даже в бытовых ситуациях можно заметить силу ЦК — иногда её избегают, чтобы не было лишнего напряжения.

Дружеское объятие всегда происходит наискось: оно паритетно, так как партнёры обнимают друг друга одинаково, а смещение от центральной оси сбивает «эротический прицел центрального объятия»
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Кошки не любят прямого взгляда, потому что в животном мире — это угроза или призыв. Хищник должен скрывать свои намерения — быть для жертвы «нескомпонованным».

Юрий отмечает, что ЦК выявляет простейший тип разнообразия: деление на пра­вую и левую половины, каждая из которых несимметрична. При этом ось привлекает внимание, а вот сравнение половин даёт «простейший тип удовольствия».

В хорошей композиции всегда есть пустое пространство — тер­ритория зрителя. Последнее слово всегда за воспринимающим, и цель автора — чтобы это слово было направлено к нему, автору, внутри диалога. Если зритель окажется вытеснен за пределы общения, его последнее слово вернётся к нему самому, и этим словом будет «скучно».

Юрий Гордон

Папа римский Павел III перед портретом Лютера (1883). Альберт Франс Ливен де Вриендт
Изображение: Royal Museum of Fine Arts Antwerp

Зачем в композиции пустота

Мы привыкли считать, что композиция — это комплект изобра­жений, которые объединены во что-то целое. Или хотя бы одно изображение, вписанное в заданное пространство, или объём в пространстве, где как минимум две составляющих: рама и объект.

При этом композиция существует и там, где ничего нет. Так, пустой лист, холст, картон уже скомпонованы. У них есть все при­знаки обычной композиции: соотноше­ние сторон, внутренняя гравитация, оси напряжения.

Юрий предлагает эксперимент: взять какой угодно лист бумаги, хоть А4. Положить его прямо перед собой в формате «портрет». Присмотреться к листу, как будто это картина.

Первое, что вы почувствуете, — как жмёт в плечах: пространство стремится вытянуться в струнку. Оно выдавливается с поверхности боковыми сторонами и почти осязаемо сгуща­ется к центральной оси. Верх и низ листа как бы слегка уходят в дымку: они есть маленькая, конечная бесконечность. Движе­ние белой энергии продолжается вверх и вниз за обрезы, в то время как боковые стороны держат упор. Вертикальный лист становится ещё более вытянутым: его растягивает сила белого.

Юрий Гордон

Однако если положить тот же А4 горизонтально, то всё изменится — белое на листе «разлито» равномерно, оси не особенно сильны, вертикалей нет, а горизонталь не домини­рует.

Юрий объясняет это тем, что на вертикальный лист мы смотрим как бы «из подворотни»: по сторонам темно, обзор невелик, про­странство втягивается в жерло прохода. А горизонтальный лист он сравнивает с окном в поезде — зрителю не только хватает, чтобы глазу наполниться, но и на периферию остаётся.

А теперь рассмотрим вместе с автором квадрат: повернём его набок — ничего не изменилось. Квадрат — идеальная дизай­нерская форма, так же как круг — его можно сделать только нарочно, и он совершенен.

При этом Юрий удивляется тому, что если не считать культовые постройки, то квадрат редко встречается в искусстве, потому что в нём отсутствует «интрига». Единственный великий квадрат — чёрный — подтверждает это правило: он «божественно туп». А искусству нужен дисбаланс, напряжение или контрапункт.

Вывод? Пустота тоже имеет форму. Эта форма способна воздействовать на зрителя эстетически. Форму пустоты обязательно нужно учитывать в любом художественном высказывании — не только любимую учите­лями рисования и дизайнерами шрифта контрформу, но и об­щую форму произведения. Пустой лист самоценен. Он уже жест. Если смотреть внимательно, он сам подскажет конфигурацию будущей работы.

Юрий Гордон

О крепкой композиции: голливудский плакат

По мнению автора, самую сильную композицию из всех имеет голливудский киноплакат. Эту силу он объясняет тем, что постер должен воздействовать быстро и иметь коммерческую направленность. Кроме того, визуальный язык плакатов очень простой и читается однозначно.

В самой общей форме канонический кинопостер можно опи­сать почти геральдическими терминами: «В чистом поле в глу­бокой перспективе установлен столб с указателями, направ­ленными в разные стороны, но преимущественно к зрителю».

Юрий Гордон

Изображение: постер к фильму «Солт» / Columbia Pictures / постер к фильму «Геймер» / Lionsgate

На переднем плане киноплаката по центру композиции помещён логотип. Как правило, он имеет центральную композицию и выполнен прямым шрифтом. Вокруг композиции до края листа — поле, туда не попадают значимые элементы изображения.

В тот момент, когда мы собираемся использовать формат, мы влезаем в него, как кот в коробку от ботинок. Тыкаемся в края, приспосабливаем себя — и бумагу тоже — к будущим дей­ствиям. В эти секунды кончается самодостаточная жизнь белой пустоты и начинается жизнь картинки.

Юрий Гордон

Как считает Юрий, чем чище жанр картины, тем ближе постер к схеме. При этом самый чистый жанр — это боевики, вестерны и пародии на них. Например, мультфильмы про комических героев, таких как «Кунг-фу-панда». Он в одиночку изображает столб-указатель, где направления показывают его растопыренные лапы.

Центральная ось смещена вправо, логотип работает и как углубитель пространства, и как стоппер для взгляда
Изображение: постер к мультфильму «Кунг-фу панда» / DreamWorks Animation

Чем центральней выставлена ось постера, тем более «жёстким» будет боевик. Вот, например, плакат «Матрицы»: «Герои с ногами — эпос. Главный стоит посередине и косит сторону — идол. Остальные смотрят в камеру: нас ждут проблемы по части психологии».

Изображение: постер к фильму «Матрица» / Warner Bros.

Но есть и исключения — на них нет лиц героев, а пространство не очень глубокое. Например, на плакате «Красоты по-американски» маленький столбик выстраивается от пупка вверх — на эту ось «нанизан» логотип фильма.

Изображение: постер к фильму «Красота по-американски» / DreamWorks Pictures

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована