«О языке композиции»: сетка, которая связывает все сферы нашей жизни
Рассказываем, что общего между Сикстинской капеллой, киноплакатами и шрифтом.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Юрий Гордон на примерах объясняет, как научиться видеть законы композиции вокруг себя и применять их в своих работах.
Издательство — Студия Артемия Лебедева.
Юрий Гордон — шрифтовой дизайнер и художник. Автор книг «Книга про буквы от Аа до Яя» и «Книга про мои буквы».
В своей книге Юрий Гордон показывает, что империя скомпонована при помощи тех же инструментов, что и коробок спичек. И если мы не видим в чём-то композиции, то это не значит, что её не существует. Ведь, по его мнению, скомпонован даже хаос :)
Из материала вы узнаете:
- что означает «рама» в композиции и как она влияет на произведение;
- как центр композиции помогает управлять вниманием зрителя;
- как пустота формирует ощущения от композиции;
- по каким правилам работают постеры голливудских фильмов.
Какую роль играет рама в композиции
Юрий уверен, что любое художественное произведение начинается с рамы. Первым шагом автор определяет границы своей работы — отделяет её от остального мира.
Далее — разграничивает второй рамой значащее от незначащего, как в правилах любой игры: всё, что вне, на момент игры не существует:
Компонуя пустоту, достаточно объявить, что в раме содержится мировой эфир, а предметы материального мира не считаются. Тогда рама пуста, а ничто, пустота внутри неё, скомпоновано, так как попало в раму.
Юрий Гордон
Однако если рама реальная, то внутри неё обязательно что-то будет — в этом случае нужно прибегнуть к упрощению: назвать то, что в раме, «ничем не вообще, а в данном случае».
Так поступил Казимир Малевич — он предложил считать закрашенную чёрной краской плоскость абстрактной фигурой под названием «Чёрный квадрат».
По мнению Юрия, формат — это половина работы: от него зависят энергетическое наполнение пространства, силовые линии, внутренняя гравитация произведения. Если у произведения нет внешнего обрамления, например как у скульптуры или здания, то рама-формат — это граница формы и то количество воздуха, которое она может захватить.
При этом чем проще и абстрактней вещь, тем заметнее роль формата. Так, Дублинская игла, которая находится в самом центре города и видна отовсюду, предельно интенсивна по вертикали:
Её форма, слишком тонкая и чистая для простодушной сексуальной метафоры, рассказывает скорее об ангельской стремительности, чем о бычьей мощи.
Юрий Гордон
Центральная композиция: стоит ли стремиться к идеалу
Из всех типов композиции базовой является центральная (ЦК) — с её помощью автору проще всего привлечь внимание зрителя, потому что оси в ней совпадают в одной точке и создают эффект «прицела». Даже в бытовых ситуациях можно заметить силу ЦК — иногда её избегают, чтобы не было лишнего напряжения.
Кошки не любят прямого взгляда, потому что в животном мире — это угроза или призыв. Хищник должен скрывать свои намерения — быть для жертвы «нескомпонованным».
Юрий отмечает, что ЦК выявляет простейший тип разнообразия: деление на правую и левую половины, каждая из которых несимметрична. При этом ось привлекает внимание, а вот сравнение половин даёт «простейший тип удовольствия».
В хорошей композиции всегда есть пустое пространство — территория зрителя. Последнее слово всегда за воспринимающим, и цель автора — чтобы это слово было направлено к нему, автору, внутри диалога. Если зритель окажется вытеснен за пределы общения, его последнее слово вернётся к нему самому, и этим словом будет «скучно».
Юрий Гордон
Зачем в композиции пустота
Мы привыкли считать, что композиция — это комплект изображений, которые объединены во что-то целое. Или хотя бы одно изображение, вписанное в заданное пространство, или объём в пространстве, где как минимум две составляющих: рама и объект.
При этом композиция существует и там, где ничего нет. Так, пустой лист, холст, картон уже скомпонованы. У них есть все признаки обычной композиции: соотношение сторон, внутренняя гравитация, оси напряжения.
Юрий предлагает эксперимент: взять какой угодно лист бумаги, хоть А4. Положить его прямо перед собой в формате «портрет». Присмотреться к листу, как будто это картина.
Первое, что вы почувствуете, — как жмёт в плечах: пространство стремится вытянуться в струнку. Оно выдавливается с поверхности боковыми сторонами и почти осязаемо сгущается к центральной оси. Верх и низ листа как бы слегка уходят в дымку: они есть маленькая, конечная бесконечность. Движение белой энергии продолжается вверх и вниз за обрезы, в то время как боковые стороны держат упор. Вертикальный лист становится ещё более вытянутым: его растягивает сила белого.
Юрий Гордон
Однако если положить тот же А4 горизонтально, то всё изменится — белое на листе «разлито» равномерно, оси не особенно сильны, вертикалей нет, а горизонталь не доминирует.
Юрий объясняет это тем, что на вертикальный лист мы смотрим как бы «из подворотни»: по сторонам темно, обзор невелик, пространство втягивается в жерло прохода. А горизонтальный лист он сравнивает с окном в поезде — зрителю не только хватает, чтобы глазу наполниться, но и на периферию остаётся.
А теперь рассмотрим вместе с автором квадрат: повернём его набок — ничего не изменилось. Квадрат — идеальная дизайнерская форма, так же как круг — его можно сделать только нарочно, и он совершенен.
При этом Юрий удивляется тому, что если не считать культовые постройки, то квадрат редко встречается в искусстве, потому что в нём отсутствует «интрига». Единственный великий квадрат — чёрный — подтверждает это правило: он «божественно туп». А искусству нужен дисбаланс, напряжение или контрапункт.
Вывод? Пустота тоже имеет форму. Эта форма способна воздействовать на зрителя эстетически. Форму пустоты обязательно нужно учитывать в любом художественном высказывании — не только любимую учителями рисования и дизайнерами шрифта контрформу, но и общую форму произведения. Пустой лист самоценен. Он уже жест. Если смотреть внимательно, он сам подскажет конфигурацию будущей работы.
Юрий Гордон
О крепкой композиции: голливудский плакат
По мнению автора, самую сильную композицию из всех имеет голливудский киноплакат. Эту силу он объясняет тем, что постер должен воздействовать быстро и иметь коммерческую направленность. Кроме того, визуальный язык плакатов очень простой и читается однозначно.
В самой общей форме канонический кинопостер можно описать почти геральдическими терминами: «В чистом поле в глубокой перспективе установлен столб с указателями, направленными в разные стороны, но преимущественно к зрителю».
Юрий Гордон
На переднем плане киноплаката по центру композиции помещён логотип. Как правило, он имеет центральную композицию и выполнен прямым шрифтом. Вокруг композиции до края листа — поле, туда не попадают значимые элементы изображения.
В тот момент, когда мы собираемся использовать формат, мы влезаем в него, как кот в коробку от ботинок. Тыкаемся в края, приспосабливаем себя — и бумагу тоже — к будущим действиям. В эти секунды кончается самодостаточная жизнь белой пустоты и начинается жизнь картинки.
Юрий Гордон
Как считает Юрий, чем чище жанр картины, тем ближе постер к схеме. При этом самый чистый жанр — это боевики, вестерны и пародии на них. Например, мультфильмы про комических героев, таких как «Кунг-фу-панда». Он в одиночку изображает столб-указатель, где направления показывают его растопыренные лапы.
Чем центральней выставлена ось постера, тем более «жёстким» будет боевик. Вот, например, плакат «Матрицы»: «Герои с ногами — эпос. Главный стоит посередине и косит сторону — идол. Остальные смотрят в камеру: нас ждут проблемы по части психологии».
Но есть и исключения — на них нет лиц героев, а пространство не очень глубокое. Например, на плакате «Красоты по-американски» маленький столбик выстраивается от пупка вверх — на эту ось «нанизан» логотип фильма.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие обзоры книг для дизайнеров
- «Дизайн для реального мира»: как дизайнер влияет на окружение
- «Дизайн: форма и хаос»: руководство к созданию «умного» дизайна
- «Основы стиля в типографике»: текст глазами опытного типографа
- «Типографика»: влияние формы и цвета на буквы
- «Модульные системы в графическом дизайне»: основы швейцарской вёрстки
- «О шрифте»: простые принципы хорошей типографики
- «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне
- «Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей