Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#Мнения

Заправиться, насладиться, потребовать: что стоит за брендингом кофе

Арт-директор Ohmybrand о различиях между кофейными брендами и дизайне для четырёх сегментов аудитории.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Когда дизайнер создаёт образ бренда, он, как правило, ориентируется на конкретную, чётко определённую группу потребителей. Попытка создать продукт «для всех» часто приводит к размытому результату, который в итоге не подходит никому.

Есть множество способов сегментации, то есть дробления рынка на кусочки поменьше: мы делим продукты по цене и назначению, людей по полу и возрасту, степени знакомства с продуктом.

Арт-директор Ohmybrand Александра Першина рассказывает о своём варианте сегментации брендов на примере кофейного бизнеса и объясняет, какие аспекты особенно важны для разных частей аудитории и на какие дизайн-решения стоит обращать внимание.

Александра Першина

Арт-директор брендингового агентства Ohmybrand, специализирующегося на создании здоровых и ответственных брендов. Магистр Школы дизайна НИУ ВШЭ. Преподавала основы дизайна и дизайн упаковки. Участница открытого жюри фестиваля «Среда» в 2023 и 2024 году.

Сегментация брендов кофе

В основе моей схемы находится ось стоимости — от самых дешёвых представителей до дорогих. Очевидно, что чем меньше человек интересуется кофе и его особенностями, тем меньшую цену он готов заплатить.

Я предположила, что на этой оси можно выделить четыре сегмента:

  • «топливо»,
  • «ежедневность»,
  • «хобби»,
  • «фанатство».

Когда потребитель начинает глубже погружаться в тему кофе, его ожидания от бренда, восприятие цены — и дизайна — меняются.

Изображение: Ohmybrand agency

Пойдём слева направо по графику.

Группа «Топливо»

Для этих людей кофе — способ выжить, когда утро суровее, чем вкус напитка. Это знакомый нам кофе три-в-одном и так называемые «кофейные напитки», а также недорогие сорта с небрежной обжаркой.

  • Главное для этой группы — цена. Им нужно много кофе, и они готовы мириться с не самым приятным вкусом, если цена приемлемая.
  • Для людей из этой категории особенно важно удобство использования. Им не нужны сложные упаковки и хрупкие коробки с тонкими картонными замочками. Не стоит усложнять их утро необходимостью искать ножницы, чтобы вскрыть саше.
Изображение: Jacobs / Nescafe

Какой нужен брендинг и голос?

Следим за ясностью, однозначностью коммуникации: нужны простые и понятные позиции с заметной дифференциацией. Чтобы среди подготовки к зачёту в два часа ночи не расстраиваться, что налил менее сладкий «американо» вместо «капучино».

Изображение: MacCoffee

Радуйте эту группу аппетитной фудзоной, рисуйте хорошую пенку и насыщенный цвет напитка, отсылая к общему образу — некой «идеальной чашке кофе».

Изображение: Coffee Jockey / Nescafe

Группа «Ежедневность»

Люди, для которых кофе — это просто ещё один напиток среди прочих. Они пьют его перед работой, в кафе за разговором, в аэропорту перед отлётом в отпуск.

Эта группа уже не согласна на кофе-топливо и стремится насладиться его приятным вкусом, однако они всё ещё пьют кофе, «чтобы проснуться», и не готовы слишком заморачиваться, разбираясь в тонкостях.

  • Здесь большую роль играет привычка: они хотят найти любимый вариант в удобном для них магазине, а из пары своих любимчиков выберут тот, что будет по акции.
  • «Ежедневности» важны «безопасные» решения. Чтобы кофе с молоком всегда получался одинаковым на вкус и не отвлекал от разговоров или работы.
Изображение: Dallmayr

Какой нужен брендинг и голос?

Чтобы порадовать эту группу, можно использовать популярные образы. Например, создать линейку кофе, вдохновлённую путешествиями, и рассказать о стамбульском кофе «как в сериале».

Расскажите, как варят кофе в Бразилии, и поделитесь рецептом, чтобы можно было попробовать это дома. Ловите тренды, подсказывайте лучшее зерно для вьетнамского кофе со сгущёнкой из рилсов.

Изображение: «Чёрная карта»

Группа «Хобби»

Это любители, которые уже поняли разницу арабики и робусты, приобрели несколько новых кофейных гаджетов и готовы узнать что-то кроме базовых позиций и декоративных рассказов про плантации.

  • Эти люди ходят в конкретную, «свою» кофейню и не ленятся доехать за любимой позицией в другую часть города.
  • «Хоббисты» готовы играть: экспериментировать с необычными сочетаниями, искать редкие вкусы и пробовать лимитированные версии.
Изображение: Skuratov Coffee / Ohmybrand agency / Behance

Какой нужен брендинг и голос?

Приоткройте для группы «Хобби» тайны профессионального подхода. Научите их нюансам культуры, расскажите больше о сортах — здесь вас готовы выслушать. Если вы мечтаете создать собственный бренд с уникальной энергетикой, сформировать мини-сообщество, сделать по-своему — это ваш шанс.

Фото: Arcadia Brew / Sofiia Oswald / Behance

Адвент-календари, мерч в виде особых кружек, плейлисты в сопровождение заварки дрипа — любой необычный формат: с сегментом «Хобби» есть где развернуться. Для них не так важна красивая пенка на картинке, поэтому можно обойтись без фотореалистичных фудзон.

Фото: Graph Coffee Co

Но хороший дизайн и ясная легенда бренда — минимальный набор джентльмена. Для многих «хоббистов» кофе — это часть образа, поэтому сделайте ваши коробочки фотогеничными. Создайте такой дизайн, который захотят взять в кадр, которым поделятся в соцсетях.

Изображение: Ben 草没味啊 / Wei Hou / Behance
Изображение: Conilon Challenge / Ohmybrand agency / Behance
Изображение: Conilon Challenge / Ohmybrand agency / Behance

Группа «Фанаты»

Это профессионалы и те, кто к этому статусу близится. Они очень разборчивы и имеют всего пару фаворитов. Эти люди точно знают, что хотят получить: какой регион, технологию и способ приготовления.

  • «Фанаты» пробовали всё, знают почти всё и теперь ожидают от кофе конкретного впечатления.
  • Их придирчивость компенсируется готовностью ждать и платить больше. Этот сегмент действительно готов заплатить больше, чтобы получить именно то, что хочет: подождать поставку лота, вытерпеть чуть более длительное приготовление напитка или более долгую распаковку пачки.
Скриншот: сайт Fish River Roasters / Skillbox Media

Какой нужен брендинг и голос?

Удивляйте «фанатов» сценарием открытия упаковки, подбирайте интересные картоны, фольгу, бумагу, детали.

Изображение: omsky studio / 7 A.M Coffee / Behance

Покажите своё уважение к их предмету обожания. Расскажите о продукте подробно — фанаты готовы вчитываться, узнавать мелочи и ценить редкие особенности.

Скриншот: сайт «Кооператив Чёрный» / Skillbox Media

В «фанатстве» уместны премиальные коды, глубокие цвета и суперсдержанная вёрстка — ведь этот сегмент больше всего интересует содержимое, а не яркие картинки.

Изображение: Bigface Brand

Разумеется, моё разделение не подразумевает, что для «Хобби» не нужно делать удобных саше или что «Фанаты» не пьют кофе перед полётом. Этот общий взгляд на сегментацию позволяет выделить четыре подхода, с которыми потребитель относится к продукту.

Пусть это будет подсказкой в начале пути бренда! Опираясь на цену, вам будет проще определить «свой» предположительный сегмент, а значит, легче подобрать аудиторию или тип позиционирования для нового продукта. А значит, обратить пристальное внимание на аспекты, важные именно для этой части потребителей.

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована