Что такое паттерн в графическом дизайне
Даже если вы сейчас сидите в своей комнате, вас повсюду окружают графические паттерны! Разберёмся, что это.
vlada_maestro / shutterstock
Кажется, это что-то из психологии?
Да, в психологии есть понятие «поведенческий паттерн» — последовательность действий, которую человек повторяет в разных ситуациях. Кстати, в UX-дизайне под словом «паттерн» как раз подразумевают привычки пользователей.
В графическом дизайне паттерн — это бесшовный узор с повторяющимися элементами.
Покажете пример?
Пожалуйста. Вот, например, паттерн в африканском стиле:
Эффектно! А как такое делают?
У любого паттерна есть основа — элементы, которые будут повторяться. Из них дизайнер собирает композиции, подбирая дополнительные объекты, меняя углы поворота, заполняя пространство. Таким образом в графическом редакторе можно создать любой паттерн.
Узоры бывают простыми (геометрические фигуры или полосы) и сложными, состоящими из множества элементов с подложками. Чем больше фрагмент паттерна, тем интереснее будет выглядеть поверхность, на которую он нанесён.
Вообще, это изобретение не ново — паттерны ещё в древности использовались как декоративный элемент на предметах быта, стенных росписях и тканях. Сделать такой узор и нигде не ошибиться было непростой задачей.
Постойте ― мне точно встречались паттерны, где рисунок не повторялся точь-в-точь!
Действительно, с возникновением нейросетей и генеративного — создаваемого нейросетями — дизайна появился новый тип паттернов. Генеративные паттерны отличаются от классических тем, что у них только один «образец». Его не размножают, поскольку нейросеть способна создать изображение с неповторяющимся узором любого размера. Таким паттерном можно закрывать большие поверхности.
А для обоев такой паттерн можно сделать?
Обои сделать из генеративного паттерна будет сложно ― придётся печатать лист во всю стену. А вот обычные обои ― как раз характерный пример использования паттернов. Узоры с повторяющимися элементами есть на обложках тетрадей, форзацах книг, обивке мебели. Ткань, если она не однотонная, почти всегда заполнена паттерном.
Также паттерны используют и в брендинге. Их разрабатывает бренд-дизайнер и затем описывает их применение в брендбуке, наряду с логотипом и корпоративными шрифтами. Фирменные паттерны можно увидеть где угодно: на упаковке, мерче, сайтах, униформе сотрудников и в рекламных материалах.
Смотрите примеры использования паттернов в брендинге, промышленном дизайне и интерфейсах в этом материале.
Кажется, рассчитать так, чтобы картинка переходила одна в другую, непросто
Вообще, несложные паттерны достаточно быстро можно сделать в современных графических редакторах, например, Photoshop или Figma. Для этих программ есть даже специальные плагины.
Рассказываем, как работать с бесплатными плагинами для создания паттернов в Figma в этой статье.
Более интересные паттерны, с большей площадью и богатым рисунком, нужно создавать преимущественно вручную. Ведь образец может включать множество элементов, каждый из которых иногда оказывается самостоятельной иллюстрацией. Ещё в паттерне важна идея. Тогда здесь будет важна точность расчёта:
Почему паттерны так популярны?
Их удобно использовать, потому что они универсальны. Обычную фотографию или картинку нужно подбирать, строго ориентируясь на площадь закрываемой поверхности: важно, чтобы поместились все объекты, ничего не оказалось отрезанным или загороженным, например, логотипом или надписью.
Узор паттерна повторяется, поэтому его можно обрезать в любом месте ― рисунок от этого не пострадает. Плюс образцы совмещаются без видимых стыков ― то есть ими можно заполнить любую, даже очень большую по площади, поверхность.
Мне попадался термин «текстура». Это то же, что и паттерн?
Текстура ― отдельное понятие. Это изображение, реалистично имитирующее какую-либо поверхность: например, траву, песок, кирпичную кладку, древесину, мрамор, бумагу. Бывают рисованные текстуры, но чаще всего это фотографии. Например, такие:
Картинка выглядит однородной, но в ней нет точного повторения деталей. Элементы такой текстуры похожие, но не одинаковые — и это даёт другой визуальный эффект, отличающийся от узоров с точным повторением шаблона.
А из текстуры может получиться паттерн?
Да, такой паттерн ещё называют бесшовной текстурой (или бесшовной структурой) и сделать его несложно. Для этого выбирают фрагмент фотографии и ретушируют его края так, чтобы он мог совмещаться с другими такими же фрагментами. Получается, например, вот такая поверхность:
О том, как сделать бесшовную текстуру в Photoshop, читайте в нашем руководстве.
Кажется, бесшовная текстура выглядит не слишком современно
Действительно, бесшовные текстуры сейчас в дизайне используют редко. Но они по-прежнему актуальны там, где нужно сымитировать натуральную поверхность. Например, при производстве мебели, кафельной плитки, иногда тканей. Бесшовные паттерны, имитирующие разные поверхности, также часто используют для создания 3D-объектов и для отрисовки локаций в компьютерной графике.
А анимировать паттерны можно?
Конечно! Ведь это просто рисунок. Но использовать такие элементы дизайна нужно очень осторожно. Сейчас поймёте почему:
Как видите, в статике паттерн гораздо более дружелюбен. И у него практически неограниченные возможности!