Что может градиент
Показываем, какие эффекты получится создать.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/ab4/ab4a296eb74e03e98a2b56e878e93b2b/74feb40f69a843cc5107fcef0a083fe0.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/ab4/ab4a296eb74e03e98a2b56e878e93b2b/74feb40f69a843cc5107fcef0a083fe0.jpg)
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Показать плавное растворение объекта, создать объём или оптическую иллюзию — всё это может градиент. В апреле этого года мы опубликовали статью историка искусства Алёны Сокольниковой о градиенте — его роли в истории дизайна и искусства. Автор продолжает тему: в этом материале рассказывает, что можно сделать с помощью градиента — на примере реальных проектов.
Эффект плавного растворения объекта в пространстве
- Фирменный стиль для нидерландского благотворительного общества, собирающего средства для исследования и лечения болезни Альцгеймера (студия Dumbar). Дизайнеры деликатно и одновременно эмоционально передали суть проблемы, связанной с потерей памяти и воспоминаний. Они создали динамический шрифт, буквы которого растворяются в пространстве, потому что на них накладываются круги с градиентными краями. Эти «точки исчезновения», чем-то похожие на образы солнечного затмения, одновременно могут быть восприняты как источники света и надежды на исцеление.
![](/upload/setka_images/08295313062024_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
![](/upload/setka_images/08295213062024_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
![](/upload/setka_images/08295113062024_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
- Fade-Out Chair («исчезающий» или «постепенно затухающий» стул,
2009–2010) японской студии Nendo. Спинка и сиденье стула выполнены из дерева, ножки — из прозрачного акрила. Место соединения двух материалов покрашено вручную так, чтобы казалось: деревянные ножки постепенно теряют цвет и растворяются в пространстве. Из-за этого стул выглядит парящим в облаке пара или тумана.
Позже дизайнеры студии, знаменитой своими сюрреалистическими проектами, сделали ещё один стул Mirror Chair («Стул-зеркало», 2013). Низ зеркала плавно тонирован белым матовым напылением, благодаря чему стул выглядит устойчивым и материальным, а изображение человека, смотрящегося в зеркало, напротив, будто растворяется в облаке пара.
![](/upload/setka_images/08295213062024_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
![](/upload/setka_images/08295213062024_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
![](/upload/setka_images/08351313062024_d512547040437977e1536356f5cac8d9d443d755.jpg)
Читайте также:
Оптические иллюзии: глубины, перспективы или движения
- Серия марок для голландской почты (1976–2001) модерниста Вима Кроувела. Выглядит вполне современно, хотя была создана в докомпьютерную эпоху. Кроувел — мастер простых и эффектных решений. В этой серии он отказался от лишней изобразительности: на марках написаны только стоимость, значок центов «с» и слово «Нидерланды». У каждого номинала узнаваемый цвет, нанесённый градиентом от тёмного к светлому. Для того чтобы выделить цифры на фоне, дизайнер тоже заполнил их градиентом, но уже в обратной последовательности — от светлого к тёмному. Получился выразительный эффект глубины и объёма.
![](/upload/setka_images/08295313062024_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
- Коллекция Deep-sea («Морские глубины», 2013) студии Nendo. Для итальянского производителя предметов из стекла Glasitalia дизайнеры создали коллекцию из низкого столика и полки. Оба предмета состоят из листов стекла с наплавленной цветной плёнкой разных оттенков. По мере приближения к полу пространство между полками сужается. На последней полке расположено зеркало, создающее эффект бесконечности. Боковые грани стеллажа и столика выглядят прозрачными, но у заглядывающего внутрь человека может сложиться впечатление, что он смотрит в морские глубины или портал.
![](/upload/setka_images/08295213062024_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
![](/upload/setka_images/08295313062024_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
![](/upload/setka_images/08295213062024_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
- Коллекции мебели Сolor Flow («Цветовой поток», 2016) сеульской дизайн-студии Orijeen. Проектировщики использовали технологию лентикулярной печати. Ребристая линзовидная поверхность преломляет свет в зависимости от угла наклона. Это создаёт иллюзию, что предметы мебели оживают и меняют цвет, когда вы двигаетесь вокруг них.
![](/upload/setka_images/08295213062024_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
![](/upload/setka_images/08295213062024_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Эффект объёма
- Браузер Mozilla Firefox. Постепенно избавляясь от лишних деталей, дизайнеры создали динамичный образ огненного лисьего хвоста, обвивающего Землю, — с помощью характерных цветовых переходов. Эти же градиенты легли в основу системы пиктограмм для разных сервисов компании.
![](/upload/setka_images/08295313062024_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Яркая праздничная атмосфера или нежность и лирическое настроение
- Афиши для Amsterdam Sinfonietta студии Dumbar. Дизайнеры на протяжении многих лет создают яркие абстрактные афиши для струнного ансамбля. В них часто используется градиент. Это отражает современный подход коллектива к классической музыке и привлекает молодёжную аудиторию.
![](/upload/setka_images/08295413062024_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
![](/upload/setka_images/08295313062024_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
Изображение: Yusaku Kamekura / Lighting Art Gallery / Yutaka Sato
- Проект визуальных коммуникаций Neuropsychiatry Associates (Нейропсихиатрической ассоциации). Серия успокаивающих нюансных градиентных фонов предлагает деликатную форму разговора о ментальном здоровье.
![](/upload/setka_images/08295213062024_b76bc71fa80c20942ed01e19c21ead7b69ad6b89.jpg)
- Коллекция садовой мебели Gradient («Градиент», 2021). Дизайнер из Вены Филипп Адуатц экспериментирует с новыми формами и технологиями. Для компании Incremental3d он создал коллекцию садовой мебели, состоящую из кресла, скамейки и вазы. Все предметы напечатаны из бетона на 3D-принтере. Бетон окрашивается в процессе печати, что позволяет не только сократить отходы и ускорить процесс, но и изменять цвет отдельных сегментов (вместо однотонной заливки). Для того чтобы продемонстрировать эту особенность, а также придать бетонным формам лёгкости и изящества, дизайнер окрасил предметы с помощью плавных цветовых переходов — от светлых оттенков бетона к голубому, зелёному, тёмно-серому или персиковому.
![](/upload/setka_images/08295313062024_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
![](/upload/setka_images/08295313062024_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
![](/upload/setka_images/08295313062024_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
Имитация явлений природы
- Зеркало Dusk/dawn («Рассвет/Закат», 2010) интернациональной дизайнерской пары Minale-Maeda. Сделано для концептуальной голландской студии Droog. Дизайнеры вдохновлялись отражением неба в воде, поэтому на поверхность зеркала наклеена полупрозрачная плёнка с градацией цвета — от жёлтого к голубому и синему. Когда зеркало висит жёлтым вверх — это восход, когда синим — закат. Изображение смотрящегося в зеркало человека выглядит тонированным, напоминая модные фотофильтры для цифровых приложений.
![](/upload/setka_images/08295213062024_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
- Часы Today («Сегодня», 2016). Американский режиссёр и дизайнер Скотт Трифт выпустил концептуальную коллекцию часов. В них нет цифр и всего одна стрелка, которая совершает полный оборот за сутки. Циферблат заполнен градиентом: светло-голубой цвет дневного неба, сиреневые сумерки/рассвет, тёмно-синяя ночь. Положение стрелки соответствует текущему времени суток.
![](/upload/setka_images/08295413062024_b200d8bc76303a5287d3954213dd40d331052ae4.jpg)
Изображение: Kickstarter
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!