История одного дизайна: чайник с получашками Казимира Малевича
Торжество идеи над функциональностью.
Фото: Lotsearch
В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — о предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
В 1915 году в России появилось новое авангардное течение — супрематизм. Его родоначальник Казимир Малевич призывал художников привести сложные изобразительные формы к основным геометрическим фигурам. Они должны были стать основой для новой архитектуры, бытового и промышленного дизайна.
Малевич применял эти принципы к утилитарным предметам — и создал знаменитый чайник с получашками.
Предпосылки
В только что возникшем советском государстве власть была заинтересована в новых агитационных формах. Этой цели подчинили работу всех художественных институций — в том числе знаменитого императорского фарфорового завода, который в 1918 году попал под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения РСФСР.
В 1923 году художественным руководителем завода стал Николай Пунин — историк искусства, критик, покровитель авангардистов. Он приглашает к сотрудничеству Казимира Малевича и его талантливых учеников-супрематистов Николая Суетина и Илью Чашника — для «выработки новых форм».
Художники с увлечением осваивают белую поверхность фарфора: она выглядит для них как чистый холст. Они наносят на посуду супрематические формы, предельно упрощённые, почти схематические, состоящие из линий, квадратов, кругов. Однако Казимира Малевича больше интересовали не живописные эксперименты, а работа с объёмными формами.
Создание
В это время художник работает над воплощением идеи архитектона — взгляд на архитектуру через супрематическую оптику. Архитектонами Малевич называет объёмные модели из блоков геометрической формы. По его мнению, они могут использоваться в разных сферах: от планировки зданий до посуды.
Летом 1923 года Малевич представил результат своей работы с фарфором — супрематический чайник с двумя получашками был выставлен в витрине фарфорового завода на Невском проспекте.
Чайник представлял собой тот же фарфоровый архитектон — его конструкция была подчинена вертикальному ритму прямоугольных блоков разной ширины. В прямые углы параллелепипедов встроились несколько сферических форм: основание носика, крышка, одна из сторон корпуса. Классическую тонкую, изогнутую ручку художник поменял на прямоугольный выступ.
Две чашки похожи на одну, разделённую пополам. Из-за этого они сочетают в своей форме резкость углов и изящность полусферы. У прямой стороны корпуса есть дополнительная грань, которая слегка выдаётся за границы и вносит дополнительную динамику в объём.
Посуда Малевича — эксперимент, который должен был подчинить бытовые потребности человека высоким идеалам художественного абсолюта. Вызывающе нефункциональный сервиз (супрематиста не интересовало удобство) не вошёл в массовое производство, но был популярен на зарубежных выставках, продавался в музейные и частные коллекции.
Влияние
Архитектоны, которые были основой формы чайника, нашли своё отражение в новой архитектуре — например, их взяли за основу создатели Павильона СССР для Всемирной выставки в Париже, а архитектор Лазарь Хидекель спроектировал из архитектонов Рабочий клуб.
В немецком Баухаусе внимательно следили за достижениями советских авангардистов. Уже в 1924 году художница Марианна Брандт представила один из знаменитых дизайнерских объектов этой школы — миниатюрный заварочный чайник. В противовес резким углам и гладким граням белого чайника Малевича, это изделие было выполнено в форме полушарий.
Благодаря Малевичу бытовые предметы стали объектом внимания художников — то, что раньше считалось прикладным ремеслом, стало приравниваться к искусству. В конце двадцатых другой художник Баухауса Наум Слуцкий сделал чайник, красота которого заключалась в предельном минимализме дизайна.
Эксперименты над этим предметом посуды продолжались, и в тридцатых годах Вильгельм Вагенфельд создал прозрачный чайник.
Фирменный дизайн посуды IKEA — простые формы, от модели к модели меняется только геометрия — может считаться прямым продолжением революционной мысли Малевича. IKEA сделала современный модный дизайн доступным для обычного человека — это то, к чему стремились авангардные художники.