Camera lucida: как закладывать в фотографию смыслы
Рассказываем о «тайных» возможностях фотографии: от реинкарнации человека до 3D-прочтения.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ролан Барт — французский философ, литературовед, автор книг о теории фотографии.
Каждая глава — это отдельная инструкция, как научиться смотреть на реальность, ловить характер вашей модели и закладывать концепт внутрь фотографии.
Из материала вы узнаете:
- что делает фотографию искусством;
- как фотография меняет восприятие человека;
- какие функции может выполнять фотография;
- как фотограф создаёт скрытые смыслы за счёт деталей в своих работах.
Что изображает фотография и как на это влияет оператор
Фотография, в отличие от других видов искусства, — точная копия того, что представляет из себя реальность. С одной стороны, это играет на руку оператору и упрощает его работу. Ведь сама по себе фотография несёт ценность — она документализирует момент времени.
«Ничто не в силах сравниться по достоверности с фото <…> Художник не может поставить точку на белом листе, не заложив внутрь концепта, и назвать это искусством — ему необходимо проявить своего рода фантазию, переосмыслить и художественно интерпретировать реальность <…> в этом смысле фотографов раньше называли „глупыми счастливцами“, которым достаточно удачно нажать на кнопку пальцем руки».
С другой — оператору важно ловить нужный момент в нужном месте и знать с точностью, какими техническими способностями обладает его инструмент — как при заданных условиях достигать максимально качественного результата.
Возьмём фотографию Ника Ута «Напалм во Вьетнаме». Она стала произведением искусства за счёт того, что автор выделил главную героиню трагедии — девочку с ожогами. Чтобы открыть перспективу, продлить линию горизонта и верно расставить акценты, фотограф садится на колено.
На изображаемое, по мнению Барта, также влияет зритель — объект или субъект на фото может приобретать разные смыслы, в зависимости от того, кто на него смотрит.
В книге он рассказывает о двух фотографиях своей матери: в младенчестве и молодости. Первая «показывает её истинную натуру», а вторая «ловит её в конкретной точке времени». Только автор может увидеть эту тонкую разницу, потому что знает её близко, как никто другой.
«Мне показалось, что словом, наиболее подходящим для того, чтобы (пусть предварительно) обозначить притягательность, какой обладают для меня некоторые фотографии, является слово „приключение“. Одно фото во мне „приключается“, другое — нет».
Оператор может оставлять в фотографии «открытую концовку», обозначать вопрос — создавать метафору, которую каждый зритель будет отгадывать и интерпретировать по-своему. Это будет придавать фотографии дополнительную ценность.
Фото человека: убийство или реинкарнация
У людей есть сотни фотографий себя — от одинаковых селфи до профессиональных портретов от фотографов. Автор называет такие карточки миллионом «зеркальных изображений» одного человека. Он задумывается о том, отражают ли они на самом деле личность человека или это невозможно.
«Это „я“ никогда не совпадает с моим изображением: ведь изображение тяжело, неподвижно, упрямо (поэтому общество и опирается на него), а „я“ легко, разделено, распылено. Я конституирую себя в процессе „позирования“, я мгновенно фабрикую себе другое тело, заранее превращая себя в образ».
Фотография может как воскресить изображаемого на ней человека, так и убивать — она позволяет нам видеть мёртвых людей, но при этом их образ там неживой и неполный.
Когда за фотографией человека стоит работа оператора — ответственность за то, чтобы отразить его характер, ложится на плечи последнего. Именно он должен запечатлеть фотографируемого так, чтобы показать его индивидуальность.
Посмотрите на пример фотографии: на ней молодая девушка около стойки и мужчины средних лет. Автор задаёт читателю вопрос: «Как мы охарактеризуем эту девушку?» Для кого-то она обычная посетительница, для кого-то — интеллигентная дама, а для кого-то — особа «лёгкого поведения». Задача фотографа здесь — избежать такого двусмыслия и рассказать правду.
А что на этой фотографии видите вы?
Studium: как культурный бэкграунд зрителя определяет фото
Под студиумом автор подразумевает изучение фотографии зрителем, опираясь на его знания о мире: эрудиция, воспитание, история, опыт и культура. Каждый находит на фото то количество смыслов, которое позволяет ему этот бэкграунд.
Изображение может выполнять для зрителя пять функций: информировать, пересказывать, шокировать, придавать значение и соблазнять. Знание каждой из них позволяет фотографу лавировать между смыслами и выбирать для произведения что-то одно, более подходящее по контексту:
1. Информирование: фотограф фиксирует, что ели, носили или делали люди определённой эпохи или отрезка времени.
2. Пересказ: иллюстрация эмоций человека. Автор сравнивает фотографию с театром с масками, где понимание эмоций актёров лежит на поверхности.
3. Шок: это может быть кадр удивительного или просто удачно пойманного события — от падающей звезды до игры с тенями.
4. Закрепление смысла: фотограф с помощью своих работ может придавать внимание социальным проблемам, которые кажутся неочевидными в повседневной жизни.
5. Соблазнение: это, например, удачное фото архитектурного объекта, которое зрителю захочется посетить.
«Выискивать studium на фото — значит сталкиваться с интересами фотографа, входить с ними в созвучие, одобрять или не одобрять его работы, но всегда понимать, обсуждать наедине с собой, ибо культура (к которой восходит studium) — это контакт между творцами и потребителями».
Punctum: поиск 3D-смыслов на фотографии
На некоторых фотографиях, как отмечает Барт, существует дополнительный смысл, скрытый в деталях, который не все из зрителей замечают. Он может на 360 градусов перевернуть представление о произведении — усложнить его прочтение или же, наоборот, сделать очевидным главное.
«Punctum подвержен также экспансии другого, менее прустовского, рода: оставаясь „деталью“, он парадоксальным образом заполняет собой всю фотографию».
Понимание того, КАК находить punctum на фото и КАК его ловить, меняет подход фотографа к своей работе, посмотрите на примеры:
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие обзоры книг для дизайнеров
- «Дизайн для реального мира»: как дизайнер влияет на окружение
- «Дизайн: форма и хаос»: руководство к созданию «умного» дизайна
- «Основы стиля в типографике»: текст глазами опытного типографа
- «Типографика»: влияние формы и цвета на буквы
- «Модульные системы в графическом дизайне»: основы швейцарской вёрстки
- «О шрифте»: простые принципы хорошей типографики
- «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне
- «Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей