Искусство коллабораций: как партнёрство художников, брендов и архитекторов меняет города
Хорошим районам — дерзкое, забытым — публичное.


Иллюстрация: Christo and Jeanne-Claude’s / Parley for the Oceans / s.yin.h / KAWS / студия AllRightsReserved / Полина Честнова для Skillbox Media
Искусство — уже не изолированная сфера культуры. Оно вышло из музеев, галерей и мастерских и органично встроилось в бизнес, городскую среду, повседневность. Коллаборации художников, архитекторов и брендов перестали быть узким маркетинговым ходом — они стратегически меняют урбанистику на разных уровнях.
Художник вносит смелую идею, архитектор даёт ей пространственную форму, бренд обеспечивает ресурсы и продвижение, а город получает шанс радикально обновить устоявшиеся сценарии.
В результате территория не просто «украшается» — она врывается на новый виток развития, где публика видит не банальный рекламный баннер, а культурный жест, за которым скрываются живые смыслы. И — реальные финансовые эффекты, которые формируют устойчивый бренд-образ территории, что отлично работает на перспективу.
Архитекторы BQ Studio рассказывают о значимых коллаборациях искусства и брендов и объясняют, зачем нужна эта тонко продуманная игра.

BQ Studio
Международная архитектурная студия, которая занимается проектированием, городским консалтингом и образовательными проектами. Сегодня бюро разрабатывает арт-стратегии по интеграции искусства в девелопмент и городскую среду.
Louis Vuitton и арт-проекты
Louis Vuitton давно выстраивает свою репутацию через взаимодействие с искусством. Если раньше можно было подумать, что LV «временными инсталляциями» просто поддерживает статус luxury-бренда, то сегодня очевидно: это планомерная политика публичного присутствия.

При реконструкции флагманского бутика на Пятой авеню фасад стройплощадки зашили фирменными чемоданами — это прямая отсылка к историческому коду бренда. Газета Wall Street Journal назвала это «самыми модными строительными лесами в мире». Кстати, в этом же году Нью-Йорк пробил планку в 64,3 миллиона туристов, и многие из них стремились своими глазами увидеть «чемоданный фасад» LV.
Благодаря этому локальный ретейл ощутил двузначный прирост выручки: люди, останавливавшиеся ради фото, часто заходили и в соседние магазины.
Вклад бренда в город и бизнес: без дополнительных рекламных затрат Louis Vuitton сумел превратить стройку в туристический магнит.

Читайте также:

Фото: Victor Boyko / Getty Images
В 2023 году бренд в очередной раз пригласил для коллаборации Яёи Кусаму. На флагманском бутике на Елисейских Полях в Париже установили огромную скульптуру самой художницы, «рисующей горошины» на витринах. Этот контраст классической парижской архитектуры и авангардного поп-арта Кусамы увеличил трафик примерно на треть в течение первых двух месяцев, а туристические гиды начали включать этот объект в списки must see.
Медиа тут же окрестили инсталляцию «новым арт-символом Елисейских Полей», а сам район, и без того интересный и живой, приобрёл шарм дерзости — в противовес спокойствию роскоши.


Похожую «вспышку» Louis Vuitton устроил в Лондоне, где архитектор Питер Марино превратил классический фасад на Бонд-стрит во «взрыв» цветных монограмм. Это подстегнуло ставку аренды в округе почти на 40%: по данным The Guardian, именно после установки эффектного арта аренда в этом престижном районе резко подскочила и достигла рекордных 1335 фунтов за квадратный фут, сделав улицу самой дорогой в Европе. Трафик у самого бутика вырос на 50% по сравнению с периодом до реконструкции.
В сумме это усилило имидж Бонд-стрит как точки, где роскошь встречается с авангардом, а во многих девелоперских проектах начали упоминать «престиж соседства с флагманом Louis Vuitton».
«В эпоху социальных медиа роль визуальной привлекательности становится ещё более значимой, поскольку изображения быстро распространяются, влияя на восприятие района как потенциального места для жизни. Искусство не только привлекает внимание жителей и туристов, но и способствует преображению заброшенных территорий в востребованные и яркие локации.
Для девелоперов это возможность заявить о проекте и выделиться на фоне конкурентов, а для архитекторов — шанс завершить образ, создавая гармоничную и многозначную среду. В итоге именно искусство становится частью городской ДНК, задающей её уникальный характер».
Дмитрий Мухаметов, главный архитектор проектов BQ Studio
Архитекторы + бренды = доходы
Архитектура в коллаборации с искусством — это хирургия городской среды. Архитекторы действуют как опытные врачи: точным движением задают новую драматургию пространства, меняя его визуальный язык, и запускают цепную реакцию изменений в экономике и культуре района.
Пример системной стратегии, где искусство многократно пересекается с бизнесом, — музейный комплекс Fondazione Prada. В 2015 году его открыли на месте бывшего ликёро-водочного завода, и он преобразил неблагополучный квартал Largo Isarco на окраине Милана: по данным агентств, цены на недвижимость вокруг него выросли на 6,2% при среднем росте по городу 1–2%.
За первые восемь месяцев Fondazione посетили 200 000 человек, что сопоставимо с уровнем музея государственного масштаба. Фактически бренд и архитектор оживили весь квартал, превратив его в новую точку притяжения Милана.
Там, где были задворки, оказалась публика, потенциальные инвесторы и СМИ.

В Токио компания Starbucks прибегла к тактике «произведём архитектурную сенсацию». В районе Нака-мэгуро открыли флагманскую кофейню Reserve Roastery по проекту Кэнго Кумы: стеклянные фасады с элементами оригами, 17‑метровая медная башня для обжарки кофе.
Для Starbucks это пространство стало глобальной рекламной кампанией: в медиа по всему миру пишут о «самом атмосферном Starbucks», а его посещаемость превышает обычные показатели сети в 3–4 раза.
Архитектура и интерьер одной кофейни подтянула целую экосистему, а в Токио возникла ещё одна «достопримечательность нового формата».


В Амстердаме архитектурная студия MVRDV оформила флагманский бутик Crystal House для Chanel, позднее Hermes, на улице PC Hooftstraat. Это пример экспериментальной архитектуры — стеклянный фасад «растворяет» историческую кирпичную кладку.
Арендные ставки на этой главной люксовой улице Амстердама после появления Crystal Houses поднялись на 10%, а эффектное здание стало пространственным манифестом бренда, создав веский аргумент для новой волны инвестиций в локацию.

Город + художник = новое знакомое
Отдельный пласт подобной урбанистической «перезагрузки» рождается, когда креативные художники берутся переосмысливать известные публичные пространства.
Проект Кристо и Жанны-Клод L’Arc de Triomphe, Wrapped: они «упаковали» Триумфальную арку всего на 16 дней, но этого хватило, чтобы привлечь 6 млн зрителей и поднять туристический трафик в Париже на 19,3% во время пандемии.
Экономический вклад оценили в 235 миллионов евро — в гостиницах, ресторанах и магазинах вокруг площади Этуаль стремительно выросло число посетителей. К тому же дорога вокруг объекта на время стала пешеходной, что дало ещё более глубокое вовлечение публики: люди подходили прямо к арке, знакомясь с ней «без фильтров» и без машин.

Ярким кейсом в схожей парадигме «делаем арт-жест — получаем массовый интерес» была гигантская надувная скульптура KAWS Holiday в Гонконге. Привычный, серьёзный вид гаваней и небоскрёбов в бухте Виктория оказался в новом «игровом» контексте.
Это был временный арт-объект, который разместили во время ярмарки Art Basel Hong Kong. За десять дней фигура KAWS притянула в локацию более 200 000 посетителей. Фактически надувной «персонаж» стимулировал людей ехать к гавани специально за новыми впечатлениями, и это переформатировало знакомую городскую зону в яркий и быстроокупаемый кластер для прогулок — и, конечно, стритфуда, покупок и отдыха.
Арт-объект создал оборот финансов буквально на ровном месте — и усилил имидж Гонконга как азиатского центра современного искусства.

В Нью-Йорке Ай Вэйвэй сделал больше 300 инсталляций, когда разворачивал свой проект «Good Fences Make Good Neighbors». Объекты стали частью городской жизни на четыре месяца.
Маршрут по инсталляциям пробудил интерес даже к «забытым» кварталам мегаполиса. То, что арт-объекты одного проекта появились в разных частях города, создало «культурный мост» между оживлёнными точками и привлекательными кварталами.
Искусство показало физические и символические барьеры Нью-Йорка: многие жители открыли для себя новые маршруты, а девелоперы отметили рост интереса к «арт-активным» локациям.


Читайте также:
«Современные города нуждаются в новом языке взаимодействия — бренд-урбанизме, соединяющем пространство, бренды и креативное сообщество. Когда компании выходят за рамки логотипов на фасадах и работают с пространством через искусство и архитектуру, они не только создают визуальный код территории, но и формируют долгосрочную культурную динамику — новые смыслы и сценарии взаимодействия со средой.
Примеры международных коллабораций — от Louis Vuitton до Fondazione Prada — показывают, как такие проекты не просто усиливают связь бренда с аудиторией, но и стимулируют развитие бизнеса, повышая инвестиционную привлекательность и трансформируя восприятие городских районов».
Валерия Никитина, бренд-менеджер BQ Studio
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!