Искусство в городе: как арт-объекты создают новые смыслы в урбанистическом ландшафте
Когда можно не просто украсить, а оживить, успокоить и разговорить.


Иллюстрация: UladzimirZuyeu / voVWan / Amelie2022 / Shutterstock / Полина Честнова для Skillbox Media
Искусство в городской среде перестало быть просто элементом декора. Оно изменило правила и вышло за рамки эстетичных статичных объектов: за ним стоят стратегии, смыслы, механизмы влияния.
BQ Studio в партнёрстве с арт-консьержем Lоbby провела исследование «Искусство в городе». Знакомимся с ключевыми тезисами работы и рассматриваем примеры со всего мира, чтобы понять, как визуальное способно повлиять на социальное.

BQ Studio
Международная архитектурная студия, которая занимается проектированием, городским консалтингом и образовательными проектами. Сегодня бюро разрабатывает арт-стратегии по интеграции искусства в девелопмент и городскую среду.
Искусство для идентичности
Искусство вмешивается в структуру города. Оно меняет восприятие людьми локаций и сценарии использования пространств. Постоянные инсталляции закрепляют идентичность места, а временные проекты работают как лаборатории, где урбанисты проверяют потенциал территории.
Иногда достаточно одного художественного жеста, чтобы:
изменить статус территории;
сделать невидимую точку на карте знаковой;
привлечь людей, бизнес, инвестиции.
Но главная сила городского искусства — не в капитализации, а в трансформации. Оно провоцирует перемены там, где их не ждали, и делает город живым.

Фото: 4kclips / Shutterstock
Современный город считывается через символы: они формируют узнаваемость места, создают визуальный код, с которыми горожане соотносят себя и пространство. Иногда это запланированное действие — как в случае с Cloud Gate в Чикаго, который выразил идею открытого города в визуальной метафоре.

Читайте также:
В других случаях объект искусства срабатывает как провокация, которая неожиданно трансформирует восприятие места.
Искусство для провокации
В Москве такой функцией наделили «Большую глину» Урса Фишера. Первичная реакция на объект — резкое неприятие: жители видели в нём хаотичную, чужеродную скульптуру, не соответствующую историческому контексту Болотной набережной.
Но именно это сопротивление сработало: впоследствии объект закрепил новую городскую ассоциацию, которую сегодня невозможно отделить от места.

Фото: UladzimirZuyeu / Shutterstock
Искусство часто работает именно так — через протест, напряжение, перераспределение смыслов. Пространство перестаёт быть фоном и начинает звучать.
Аналогичный эффект наблюдается и в других городах. Например, надпись в Перми на берегу Камы «Счастье не за горами» превратилась в городскую манифестацию, которая вышла за пределы конкретной локации и стала узнаваемым символом.

Фото: voVWan / Shutterstock
«Красные человечки» в Екатеринбурге работают иначе: они считываются как индустриальная память, переведённая на новый художественный язык.
Но в обоих случаях объект не просто находится в среде — он формирует её новую интерпретацию.

Фото: Дмитрий Чабанов / официальная страница фестиваля Stenograffia во «ВКонтакте»
Искусство для метаморфоз
Кроме символической функции у искусства есть свойство «перезапускать» территории. Одно точное арт-вмешательство способно сделать невидимое место точкой притяжения, изменить динамику района, привлечь малый бизнес.
Когда некогда транзитные уголки обретают интересное «наполнение», люди чувствуют себя спокойнее и свободнее выбирают пешеходные маршруты. В Лондоне таким примером стала инсталляция Swivel: небольшое количество вращающихся кресел превратило обычную сквозную площадь в точку притяжения. Прохожие задерживаются, общаются и даже формируют микросообщества.

Фото: Sabine Marcelis / London Design Festival
Искусство влияет не только на восприятие среды, но и на реальный уровень безопасности: чем больше точек притяжения в городе, тем активнее вовлечённость горожан — а значит, меньше риск маргинализации территории.
Инсталляция Impulse в Монреале показала, как искусство способно трансформировать пустующую зимой площадь в оживлённое пространство. Светомузыкальные качели создали новую логику места: увеличился поток пешеходов, а с ним исчез эффект визуального запустения — один из главных триггеров тревожного восприятия среды. В тёмное время суток световые акценты стали дополнительными ориентирами, которые усилили ощущение безопасности.

Фото: Ulysse Lemerise / OSA / Lateral office
Искусство для вовлечения
Арт-объекты разрывают монотонность городской среды и добавляют элемент разнообразия, который эмоционально перезагружает человека. Пример — ещё одна монреальская инсталляция The Moving Dunes: кинетические дюны превратили обычную площадь в живой ландшафт, который реагирует на движения человека.
Эксперимент с городской динамикой стимулировал спонтанное общение незнакомцев, создав основу для сплочения местных сообществ.

Фото: Olivier Bousquet / Musée des Beaux-Arts de Montréal / NÓS Architectes
Особенно впечатляет, когда арт-объект оживляет не единичную локацию, а меняет саму стратегию развития территории. На острове Наосима в Японии всемирно знаменитая «Тыква» Яёи Кусамы сделала его точкой входа в новый городской нарратив.
Отдалённый уголок Японии превратился в глобальный центр культурного паломничества. За «Тыквой» Яёи Кусамы — изначально визуальным символом — последовало реальное развитие инфраструктуры, рост туристического потока, новые культурные инициативы.
Искусство здесь сработало как механизм, запустивший новую экономику места.

Читайте также:

Фото: Amelie2022 / Shutterstock
Подписаться на рассылку с результатами исследования «Искусство в городе» BQ Studio x Lоbby можно здесь. Это более 100 страниц аналитики, кейсов и интервью с художниками, кураторами, арт-консультантами, девелоперами и специалистами по развитию городской среды.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!