Живерни: сады Клода Моне
Где импрессионист нашёл вдохновение и потерял зрение.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Знаменитые кувшинки Клода Моне росли в Живерни.
Из 86 лет своей жизни ровно половину — 43 года, с 1883-го по 1926-й — пейзажист проводит в этой деревне. Сначала он арендует здесь жильё для семьи и пленэров, потом приобретает тот же дом и разбивает сад, а вскоре покупает землю по соседству и создаёт пруд с нимфеями и японским мостиком. Здесь же Моне одолевает страшная для художника болезнь: он теряет зрение и меняет живописную манеру, становясь из импрессиониста почти экспрессионистом.
Рассказываем о главном месте в жизни знаменитого художника.
Но публика ропщет
1927 год. После смерти Моне в Париже выставлен его дар стране — огромные полотна-ленты, которые сейчас известны как «Водяные лилии Оранжери». Для них по распоряжению французского государственного деятеля Жоржа Клемансо, друга Моне, были специально перестроены оранжереи в саду Тюильри.
Эта галерея, утопающая в зелени и устроенная параллельно течению Сены, стала естественным продолжением гимна природе, созданного знаменитым импрессионистом. Овальные залы помогали зрителю ощутить себя в центре сада в окружении водной глади с мерцающими отражениями облаков и бело-розовыми кувшинками.
Умиротворение и красота, по замыслу автора, должны были наполнить сердца французов и подарить спокойствие после жестокой войны и непростых лет восстановления.

Изображение: Musée de l’Orangerie / RMN-Grand Palais / Patrice Schmidt

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Моне писал эти полотна в Живерни в годы Первой мировой и позже, переживая утрату старшего сына Жана. Он подарил их городу в честь победы, но не желал, чтобы их выставляли при его жизни — может быть, предугадывая реакцию на эту новую манеру живописи.
В 1927 году, когда публика увидела работы, она была не только не впечатлена, но даже раздосадована: что за небрежные цветовые пятна и грубые мазки! Какой простой сюжет для огромных полотен!

Изображение: Musée de l’Orangerie / RMN-Grand Palais / Patrice Schmidt
В 1910–1920-х у Моне ухудшалось зрение. Он стал писать объёмными кистями на метровых холстах укрупнённые объекты, размытые отражения, использовать холодную цветовую гамму. Богатство палитры, смелые движения и то, что художник передавал игру света почти по памяти, оценили тогда немногие.
Пусть с первой выставки импрессионистов и прошло уже более 50 лет, и их картины уже успешно и дорого продавались, очередной эксперимент подвергли критике. Её не сдержало даже уважение к только-только умершему автору.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Сын художника Мишель осознал, что его наследство — более сотни других поздних крупных полотен Клода Моне с нимфеями и цветами — опорочено. Национальные музеи не приобрели ни одной из выставленных им на продажу работ. Тогда он решил не продавать коллекционерам, не завещать государству, а подарить эти картины после своей смерти Музею Мармоттана — эта институция находится в особняке на окраине Париже, у Булонского леса.
Музей Мармоттан — Моне вырос из частной коллекции средневекового искусства и французской живописи первой половины XIX века семьи Мармоттан. Младший собиратель, не имеющий детей, передал коллекцию свою и отца, как и особняк по соседству с Булонским лесом, Академии изящных искусств. Позже, получив собрание Моне, музей продолжил развиваться как центр импрессионизма.
В 1966 году более ста работ Моне пополнили коллекцию, где уже хранилось «Впечатление. Восход солнца», давшее название всему живописному стилю. К зданию достроили круглый зал, где разместили ансамбль крупноформатных «Водяных лилий»: его пространство вторит форме листьев.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Сейчас в Музее Мармоттан — Моне можно встретить студентов, подолгу обсуждающих с профессорами манеру импрессиониста, а у Оранжери стоят очереди тех, кто хочет взглянуть на некогда отвергнутые овальные залы с нимфеями.
В 2018 году «Кувшинки в цвету» 1917 года были куплены на аукционе Christies за 84 миллиона долларов, войдя в тройку самых дорогих проданных картин французского пейзажиста.

Изображение: Christies
Это и другие поздние полотна 1910–1920-х годов Клод Моне писал, вдохновившись созданным им прудом в Живерни.
Так что теперь мы вернёмся в 1883 год, когда мастер увидел эту живописную местность в окно поезда, возвращаясь с севера в столицу.
Новоселье в Живерни
Нормандия со своими прибрежными скалами, пляжами и лодками многократно появляется на полотнах Клода Моне. Ему нравятся эти серебристые, туманные пейзажи Гавра и Этреты. Часто пишет один и тот же вид при разном освещении. Хотя он и родился в Париже, но вырос в морском Гавре: художник ищет уединение и пейзажи в провинции.
Кроме того, у него семейство, которое надо где-то разместить. Арендовать городской дом в живописном Верноне не получается, зато подходящий есть в деревне Живерни в нескольких километрах.

Изображение: Wikimedia Commons
Апрель 1883-го, Клоду Моне 42 года. Первый независимый Салон импрессионистов, где этюд живописца задал название новому стилю, состоялся девять лет назад. Уже прошла его персональная выставка, правда, в небольшой галерее. У художника жена (пока незаконная) Алиса Ошеде с шестью детьми, и два сына от первого брака Клода — Жан и Мишель. Всего четыре мальчика и четыре девочки — большое семейство.
Мастер написал уже около тысячи картин, а его повседневные расходы покрывает арт-дилер Дюран-Рюэль, один из крупнейших в Париже. Картины продаются, но пока не стоят больше 1000 франков, однако покровитель верит в гений мастера и помогает с переездом.
В Живерни в том году население в 340 человек. С семьёй Моне стало на десять больше.

Фото: Музей Мармоттан Моне / Wikimedia Commons
Около дома начинают разбивать сад, а местные крестьяне любопытствуют и удивляются, какой прок от цветов, когда можно посадить на этой земле овощи. Небольшой огород, правда, тоже появляется.
В бывшей риге, сарае для сушки снопов, хозяин оборудует себе мастерскую, где работает в ненастную погоду, ведь по большей части предпочитает пленэр. Тут же он выполняет несколько панно с букетами для украшения дома Дюран-Руэля, поэтому «натурщицы», высаженные в саду, ему крайне нужны.
Живерни на полотнах художника появляется в 1884 году, сначала со стогами, потом с маками и заснеженными полями.

Изображение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина / Музей изобразительных искусств Пола
Сад и цветы на клумбах, а не в вазах, возникают в его живописи в 1887 году. Сначала его вдохновляют весенние пионы, потом клематисы, но ненадолго. Вот юная девушка идёт с букетом по саду в Живерни, вот красавицы в белых платьях и соломенных шляпках плывут в лодке неподалёку.

Изображение: Национальный музей западного искусства в Токио

Изображение: Музей Орсе в Париже
В 1891-м его окончательно увлекают здешние высокие тополя на берегу Эпты, и он пишет их с одной точки в разном солнечном освещении и в разные сезоны не менее десяти раз. Позже, в 1892–1893-м, создаёт свою самую знаменитую серию Руанского собора, такого же тянущегося к небу, как вертикали тополей, и резного, как их кроны.

Изображение: Wikimedia Commons
Сад: палитры цветов
В 1890 году Клод Моне покупает дом и активно облагораживает сад. Друзья привозят ему семена и рассаду, он чётко ставит перед садовником задачи, думая о гармоничных сочетаниях. Столько цветов, столько цвета!
Обычно художники находят понравившийся пейзаж, вдохновляются и пишут его. Моне сам начинает создавать виды, которые пишет годами.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media / Галерея Бельведер / Wikimedia Commons
Он «рисует» свой сад: накладывает мазками тёплый жёлтый по соседству с бордовым, лимонный с сиреневым, рядом множество оттенков розового — гладиолусы тянутся острыми вершинками в небо. Эти клумбы, как палитры, с которых художник потом берёт краски на свои картины.
В наши дни хранители стараются сохранить сочетания и воссоздать ландшафт, опираясь уже на полотна мастера.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Сегодня и сад, и дом Моне открыт для туристов. Садовники здесь работают десятилетиями. Они верят, что будь Клод Моне жив, он продолжил бы обновлять флору и добавлять новые сорта, поэтому, сохраняя традиции, привносят и новшества. Например, сильно расширился видовой состав растений у пруда.
Дом и мастерская Клода Моне
Дом Моне — это тоже полотно.
Голубая гостиная: изящные тени, что падают от плетёных стульев, стоящих у солнечных окон, вторят тёмным линиям на японских гравюрах. Нежный жёлтый цвет мебели подчёркивает бело-синюю керамику в столовой.
К азиатскому искусству во второй половине XIX века не были равнодушны ни буржуазия, ни французские интеллигенты Моне, Гюго, Золя.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Читайте также:
Дом просторный, двухэтажный, в нём восемь жилых комнат с ригой, мансардой, подвалом, есть дровяной сарай и ещё несколько хозяйственных построек. На розовой штукатурке стен благородно смотрелись серые ставни (это типичное цветовое сочетание для Нормандии, которое позже перенесёт в моду Кристиан Диор) — но ещё при Моне их окрасят в ярко-зелёный.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Читайте также:
Прожив пару лет, живописец расширяет свою мастерскую и настойчиво требует денег на работу столяров, каменщиков и стекольщиков с Дюран-Руэля, порой почти шантажируя его переходом к дерзкому арт-дилеру Жоржу Пети.
В северо-западной стене прежней риги прорубают большое окно, чтобы сделать рабочее место художника светлее.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media / Claude Monet Giverny
Моне регулярно отправляется в пленэрные экспедиции: из Живерни он ездит в Италию (1884), Руан (1891–1892), Норвегию (1895), Лондон (1899–1901), Испанию (1904), Венецию (1908), на нормандское побережье. А в его письмах Алисе: «Мне не терпится вернуться домой и заняться садом вместе с Малышом и Мими».
Пруд, где обитают музы
Дела идут хорошо, мастер участвует в международных выставках, полотна продаются удачно, финансы позволяют: в 1893 году Клод Моне загорается идеей разбить собственный пруд на заболоченном участке реки Эпты через дорогу от дома. Это даётся ему непросто: некоторые жители деревни против и не позволяют устроить у ручья отвод для наполнения и ночного обновления искусственного водоёма. «Напустит в ручей отраву, а нам этой водой скотину поить», — ворчат они.
Пейзажист, надеясь на свой авторитет, обращается с письмом к префекту: «Спешу уверить вас, что разведение упомянутых водных растений будет выступать в качестве сюжета для живописных полотен. Кроме того, я развожу в этом водоёме только безвредные растения — водяные лилии, камыш и несколько разновидностей ирисов, которые в природном состоянии обычно растут по берегам нашей реки, а посему об отравлении речной воды не может идти и речи».
Хозяин департамента дал добро не только на установку водозаборного крана, но и на сооружение двух мостиков.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Деревня тем временем начинает зарабатывать на прибывающих художниках. Последовав примеру Моне, сюда приезжают живописцы из Европы и Америки — например, Поль Сезанн и импрессионистка Мари Кэссет.
По такому поводу семейство Боди превратило свою бакалейную лавку в гостиницу на 12 номеров, а хозяйка даже заказывала из города холсты, подрамники, кисти и краски для перепродажи художникам. Кто-то из деревенских работает на семью Моне: трудится в саду, на кухне, продаёт им молоко. Впрочем, как объясняет Моне префекту, те жители, от услуг которых он отказался, ставят ему палки в колёса.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
В том же 1893 году художник официально женится на Алисе Ошеде после смерти её первого мужа Эрнеста, когда-то заказчика и друга художника — верующая католичка отказывалась запрашивать развод. Наконец, есть повод умолкнуть деревенским слухам вокруг богемного семейства.
Сегодня зелень вокруг пруда самых разных оттенков и высоты. Она обрамляет, облагораживает пруд: то высятся заросли бамбука, то размашисто создают мозаику своими листьями лопухи. Здесь тень и прохлада, в саду — солнце, бабочки и пчёлы. Кувшинки этого пруда станут музами Моне и символом импрессионизма, но не сразу.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Болезнь глаз: новая манера
В 1920-е у художника прогрессирует катаракта, поставленная на оба глаза ещё в 1912 году, что не могло не повлиять на его видение и манеру.
Те самые полотна 1910–1920-х, которые младший сын отдал в Музей Мармоттан, по стилю ближе к экспрессионизму с крупным, размашистым, иногда пастозным мазком. Некоторые картины издалека можно принять и за абстрактные композиции.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Принято считать, что с возрастом хрусталик глаза всё более эффективно поглощает излучение наиболее коротких световых волн (ближе к фиолетовому) — возможно, поэтому в его поздних полотнах так много оттенков сиреневого и в водной глади, и в ирисах, и в кувшинках.
Или пойдём от обратного: именно глядя на сине-фиолетовые объекты, художник мог воспринять в натуре больше тонов и оттенков, чувствовал себя увереннее, оттого и отдавал им предпочтение. Смотреть на залитый солнцем сад с жёлто-розовыми цветами и писать его было уже невозможно — глаза слепли. Но в тени у своего пруда он ещё мог творить.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
С 1914 по 1918 идёт Первая мировая война — не время для выездов за границу. Художнику за 70 лет, и он пишет не менее 40 полотен с кувшинками. Жёлтые ирисы изображает с такой низкой точки, точно должен был прильнуть к воде, видеть цветы с уровня лягушки, сидящей на листе кувшинки. Тёмные длинные стебли словно пытаются заслонить голубое небо, что им не удаётся.

Изображение: Музей Мармоттан — Моне / Музей Орсе / Wikimedia Commons
Летом 1922-го Моне почти ослеп — его правый глаз различает только свет и тьму, и в 1923 году художник решается на три операции. После восстановления он продолжает работать.
В тот период Моне жалуется, что, смотря левым глазом, поражённым катарактой, он видит всё в слишком жёлтых красках, в то время как прооперированный правый глаз показывает ему мир в насыщенном голубом цвете.
Своим цветовосприятием и до, и после операции Клод был огорчён. Его товарищ вспоминал, как однажды нашёл Моне абсолютно подавленным в мастерской: «Всё кончено, мой бедный друг. Я больше не отличаю белого от жёлтого». Журналисты, приезжавшие в гости писать статьи и фотографировать прославленного импрессиониста, порой упоминали, как тот был недоволен, когда кто-то дотрагивался до его рабочего места: не все знали, что старец уже писал по памяти — он клал краски на палитру в определённом порядке, чтобы взять нужный цвет на кисть.
Самые поздние картины в круглом зале Музея Мармоттан — Моне не имеют чётких линий и полны болезненно-жёлтыми оттенками. Они даже напоминают стиль полотен Поллока, как, например, версия «Японского мостика», написанная между 1922 и 1924 годами.

Изображение: Музей искусств Филадельфии / Музей Орсе / Wikimedia Commons

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Художник скончался 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет. Его похоронили на церковном кладбище в Живерни, где уже покоилась часть его семьи: жена и старший сын. За домом и садом до 1947 года следила Бланш Ошеде — приёмная дочь Моне, обожавшая своего отчима и мастера.
Импрессионист Клод Моне при жизни создал вокруг себя грандиозное полотно, богатое красочными гармониями. Он оставил не только картины, на которые можно любоваться со стороны, — он создал для потомков 5D-полотно, куда можно войти и увидеть свет, тени и цвета ровно такими, какие они в его живописи и жизни. Здесь он воздействует не только на зрение: вы чувствуете тепло солнечных лучей на коже, слышите щебетание птиц и гудение насекомых в саду, вдыхаете ароматы цветов — вы вдохновляетесь самой жизнью.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!