Бейрут и Триполи как центры современного дизайна
Мария Савостьянова рассказывает о талантливых ливанских дизайнерах и их проектах.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ливанский дизайн — удивительный образец национальной школы, которая, несмотря на общественно-политические драмы, пятнадцатилетнюю гражданскую войну (1975–1990), революцию 2019 года, разрушительный взрыв 2020-го в бейрутском порту, сформировала выдающихся дизайнеров.
Вещи, сделанные в Бейруте, можно опознать по особой элегантности, винтажному «привкусу» и почти обязательным техникам местной ручной работы. В суперсовременных предметах проступают орнаменты машрабии — традиционных узорных решёток. Любят ливанцы и все оттенки песка.
Бейрутские студии не раз получали международные дизайнерские награды и эффектно появлялись на передовых дизайнерских смотрах — например, на парижской выставке Maison & Objet или на Миланской неделе дизайна. Мощный импульс для более пристального взгляда на дизайн этой ближневосточной страны дала выставка «Бейрут. Эры дизайна», показанная в 2023 году в Лозаннском кантональном музее дизайна и прикладных искусств.
Ливан
Ливанская Республика — государство относительно молодое, но там есть ощущение перекрёстка цивилизации — финикийцы, римляне, мамлюки, крестоносцы, турки, османы. Неслучайно сам Бейрут — по легенде город, который разрушался и отстраивался семь раз. В 1918 году по результатам Первой мировой войны Ливан, бывшая провинция Османской империи, стала французской колонией. Французы во многом определили местные вкусы, стандарты качества вещей и современную бейрутскую изысканность. До сих пор в биографиях современных дизайнеров фигурируют американские и французские дизайнерские учебные заведения.
Сами ливанцы предлагают делить историю местного дизайна на два важнейших периода. Первый: 1943–1990 — с момента образования Ливанской Республики до окончания пятнадцатилетней гражданской войны. В это время бейрутские проектировщики прежде всего искали собственную идентичность, учились у выдающихся французских дизайнеров и предпринимателей. Готовились ливанцы и перестраивать Триполи по авангардной планировке в виде бумеранга, которую придумал выдающийся бразильский архитектор-модернист Оскар Нимейер.
Второй период — с 1990 года до настоящего времени. В эти годы больше думали о том, как сформированную идентичность национального дизайна вписать в глобальную сцену. Важным фактором оказалась мобильность дизайнеров, их способность перемещаться по миру, получать хорошее образование. В Ливан возвращались и те проектировщики, чьи семьи бежали в годы гражданской войны. Массовый наплыв дизайнеров и расцвет местной дизайнерской сцены случился в середине 2010-х и продолжался до трагедии 2020 года в порту Бейрута — пожар охватил многие районы города, в том числе и Геммазех, где активно открывались студии и мастерские.
Имена
Вот 12 проектировщиков, которые определяют карту современного Бейрута.
1. Нада Дебс (Nada Debs, 1962). Занимается промышленным дизайном, иногда на заказ — одеждой и интерьерными проектами. Нада родилась в Ливане, выросла в Японии, училась в Род-Айлендской школе дизайна. Сегодня живёт и работает в Бейруте. Её коллекция с традиционной техникой маркетри из прокрашенных палочек прозвучала на Миланской неделе дизайна в 2018 году, и с тех пор Дебс — востребованный дизайнер не только в Италии.
В 2019 IKEA выпустила с Дебс капсульную коллекцию LJUV: ковры, подушки, керамика и стекло — эффектная смесь ближневосточных орнаментов и скандинавского стиля.
2. Карен Шекерджян (Karen Chererdjian, 1970). Дизайнерка, режиссёрка, автор изысканных предметов из металла — например, журнального столика «Икар» в форме бумажного самолётика с выгравированным маленьким самолётом. Она же — автор скульптурных каменных столов с вазами, встроенными в столешницы. Начинала с кино, потом занялась рекламой — в 1994 году основала Mind the Gap, одно из первых брендинговых агентств в Ливане. В 1997 году уехала в Милан учиться промдизайну в Domus Academy.
Её первый предмет Mobil в 1999-м был выпущен итальянской фабрикой Edra. В 2001-м вернулась в Бейрут и основала студию дизайна. С 2006 по 2016 год превращала крафт в дизайн. В 2016 году ретроспектива её работ Respiration прошла в Институте арабского мира в Париже.
3. Давид Раффуль (David Raffoul, 1981) и Николя Муссаллем (Nicolas Moussalem, 1987). В 2011 году основали студию david/nicolas в Бейруте. Давид и Николас познакомились в Ливанской академии изящных искусств, затем оба учились в Миланском политехе, получили степень магистра в Политехнической школе дизайна в Милане. Прошли стажировку в международных дизайнерских студиях: Николас работал фрилансером в Бейруте, Давид — дизайнером в известной компании Fabrica в Тревизо.
В 2014-м они провели первую персональную выставку в Бейруте Loulou/Hoda, на которой были представлены произведения, вдохновлённые их бабушками. В них чувствовались восточные и западные, а также античные и современные влияния. С 2016 года их представляет Carpenters Workshop Gallery.
David/nicolas сотрудничали с известными международными брендами — Vista Alegre, CC-Tapis, Moooi, Vogue Italia.
4. Марк Дибех (Marc Dibeh, 1985). Учился архитектуре в Высшей национальной школе Валь де Сен, в 2009-м вернулся в Бейрут, где посещал Ливанскую академию изящных искусств. Работал в студии учителя и старшего друга дизайнера Марка Бару, потом открыл собственную. Его кредо — сторителлинг, вневременные качества и простота.
5. Карло Массу (Carlo Massoud, 1984). Дизайнер, архитектор интерьеров, автор функциональных вещей с яркими образами. Например, в 2018-м он придумал сундучок для украшений в виде здания, на которое карабкается Кинг-Конг.
Учился в Ливанской академии изящных искусств и Университете искусства и дизайна в Лозанне, где получил опыт коллаборации с международными брендами — Nespresso и Audemars Piguet. Два года отработав в Нью-Йорке в фирме Nasser Nakib Architects над проектами люксовых резиденций, Массу вернулся в Бейрут и в 2016 году открыл собственную студию, которая специализируется на интерьерных проектах.
6. Карла Баз (Carla Baz, 1986). Интерьерная архитекторка и дизайнерка. Интерьерному дизайну училась в Париже, дизайну продуктов для люксового сегмента — в Университете искусства и дизайна в Лозанне. После окончания учёбы переехала в Лондон, где работала в командах Вивьен Вестуд и Захи Хадид.
7. Джордж Мохассеб (Georges Mohasseb, 1973). Интерьерный архитектор и дизайнер. Учился в Католическом университете Америки, а потом совершенствовал навыки мебельщика в парижской школе Буля. В 2008 году открыл студию в Париже. Проектировал мебель и выпускал малотиражные интерьерные предметы.
Тогда же совместно с Карен Асли основал Studio Manda. Студия специализируется на работе с деревом. При этом самая узнаваемая их вещь не деревянная — это стул Bee c разноцветной мозаикой в виде пчелиных сот. Важная деталь — коллекции Studio Manda ценят и с удовольствием продают европейские и бейрутские галеристы.
8. Виссем Ночи (Wyssem Nochi, 1962). Дизайнер-интеллектуал, изобретательный концептуалист. Выпускник лондонской Архитектурной ассоциации и нью-йоркской Школы дизайна Парсона. Много работал как независимый консультант в дизайнерских, градостроительных и архитектурных фирмах в Бейруте.
Одновременно занимался исследовательской работой в области реставрации зданий, сохранения архитектурного наследия. Преподавал в Ливанском американском университете, в Американском университете Бейрута, в Университете Сант-Эспри Каслик. В 2002 году открыл студию в Бейруте, а в 2005-м — галерею студийного дизайна On-Off в даун-тауне Бейрута.
9. Анастасия Нистен (Anastasia Nysten, 1987). Выпускница Академии изящных искусств в Бейруте. Знаменита благодаря креслам с сиденьями и спинками, напоминающими сложенные цветные пуховики.
Карьеру Нистен начала со стажировки в студии Карен Шекерджян. После окончания учёбы уехала в Лондон работать в команде дизайнера-световика Майкла Анастасиадеса. Основала собственную студию и начала делать вещи, в которых перемешаны следы разных культур. В 2019 году её скамейки украсили Бейрутскую площадь Нежмех (Hejmeh).
Вещи Нистен в разные годы выставляла миланка Россана Орланди и парижская Gallerie Bensimon.
10. Стефани Сайар (Stephanie Sayar, 1987) и Шарбель Гарибех (Charbel Garibeh, 1987). Дизайнеры объединились, чтобы проектировать предметы одновременно технологичные и фантазийные. Среди их хитов — Лох-несский стол и Скамейка-метла.
Сайар и Гарибех открыли студию Sayar & Gharibeh в 2015 году. В их коллекциях — наивный, экспериментальный дизайн, юмор и новые материалы, нетривиальные формы и много ручного труда.
11. Spockdesign. Бейрутская дизайнерская компания, во главе которой стоят два проектировщика — Камаль Аун (Kamal Aoun, 1983) и Карим Шайя (Karim Chaya). В студии родились многие эффектные вещи, но, безусловно, Look Back — зеркало, которое держит скелет, с барочной темой memento mori, — самая эпатажная идея.
Карим Шайя — промдизайнер. Образование получил в Род-Айлендской школе дизайна. В 1997-м вернулся в Ливан и открыл ACID — компанию, специализирующуюся на проектировании, производстве и монтаже лестниц, архитектурных деталей и оборудования для магазинов. Шайя вовлечён и в семейное предприятие, которое производит цветную цементную плитку Blatt Chaya. Шайя также преподаёт промдизайн в Ливанской академии изящных искусств.
В 2001 году основал компанию Spockdesign по проектированию и производству мебели, к которой в 2015 году присоединился Камаль Аун. Последний — из семьи потомственных краснодеревщиков и мастеров детских игрушек.
12. Томас Трад (Thomas Trad, 1989). Дизайнер — мейкер, увлечённый процессом создания вещей и красотой природных материалов. Неутомимый экспериментатор с материалами, отделками, текстурами. Выпускник лондонского колледжа Централ Сент-Мартинс и Международной ремесленной школы Suikoushya International Craft School в Киото.
В Лондоне Трад работал в командах Майкла Анастасиадеса и дизайнерского дуэта Fridrikson Stallard, то есть «поварился» в технологическом авангарде современного дизайна. В 2016-м вернулся в Бейрут и открыл студию.
Триполи
Есть ещё один важный кейс, связанный с другим ливанским городом — Триполи. Здесь был сформирован проект «Минджара» (Minjara — от древнеарабского слова, которое значит «деревянная скамья»). Это платформа и бренд, который объединяет всех мебельщиков города.
С 1850 года в Триполи делали и экспортировали деревянную мебель. Город славился своими гравёрами, скульпторами, мастерами техники маркетри и мебельщиками. В 1960-е годы в Европе и Америке вновь возник спрос на французское и английское декоративно-прикладное искусство. Считалось, что трипольские мастера могут сделать или скопировать что угодно: мастера работали на износ, чтобы удовлетворить потребности зарубежных клиентов. До войны 1975 года Триполи считался главным городом в регионе, но как только началась гражданская война, многие мастера покинули страну. Кончился золотой век.
С 1990 года, почти сразу после окончания гражданской войны, ливанский рынок стремительно стали заполнять дешёвые вещи из Вьетнама и Китая. Местные мастера не могли конкурировать с «низким качеством по бросовым ценам». В 2015 году специалисты Программы развития частного сектора (OECD), учреждённой Евросоюзом, и «Французской экспертизы» провели исследования и пришли к выводу, что мебельщикам Триполи не хватает технологических ресурсов, они не держат руку на пульсе современного дизайна, не конкурентоспособны. И в том же году местные власти стали думать, как решить эту проблему.
Программа развития частного сектора и «Французская экспертиза» объединили усилия, чтобы оживить сектор и учредили «Минджару» — платформу и бренд, продвигающий умения трипольских мастеров и поддержание их производительности. «Минджара» принесла свои плоды, но в результате политического и экономического кризиса почти перестала работать после 2020 года.
* * *
Сегодня ливанский дизайн — не просто любопытная национальная школа, известная во всём мире. Это исторический кейс, дарящий надежду проектировщикам, которые продолжают работать в зоне военных конфликтов, на деградирующих территориях или в странах с ситуацией сильной социальной турбулентности.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!