15 лучших дизайн-проектов осени: выбор редакции
Ребрендинг Центра помощи, Альцгеймер-календарь на 2025 год, сумка для чертежей, леттеринг-скрижали, пластилиновый тру-крайм.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Мы снова внимательно следили за работами, которые с сентября по ноябрь публиковали студии, дизайнеры-профи и талантливые студенты. Представляем свежую подборку проектов, которые нас зацепили.
Как мы любим: с личными комментариями рефлексирующих авторов.
Керамика Маши Шишовой
Иллюстратор Маша Шишова представила набор керамических фигурок, которые она создавала в 2023 и 2024 годах. Это яркие миниатюры, и за их образами стоят умные, ироничные метафоры.

Изображение: Masha Shishova / Behance

— У меня всегда была тяга к выходу в объём. В детстве очень любила пластилин, потом в студенчестве интересовалась виниловыми коллекционными игрушками, и был порыв делать что-то такое, но не хватило терпения освоить технологию.
Лет шесть назад после учёбы в «Британке» на курсе Меламеда, где мы делали всё из всего, решила позаниматься керамикой, и оказалось, что это подходящий мне медиум. В нём есть нужная мне пропорция характера материала и контроля с моей стороны.
Метафоры в керамику пришли как раз из иллюстрации. Но при создании скульптур я скорее обращаюсь не к значениям, а к какой-то чувственной стороне творчества. Образы возникают как-то сами — я придаю им форму с помощью глины.
Вообще, я хотела сделать функциональные предметы декора, и, например, для подсвечника придумалась паучиха как многолапое симметричное существо. Я в целом, как правило (это тоже, наверное, иллюстраторское), иду от формы. Кто-то может посчитать, что Паучиха — оммаж Луизе Буржуа, но это не так, хотя, конечно, я обожаю эту художницу. У неё паук — это образ матери, в случае с моей фигуркой всё намного легкомысленнее.

Изображение: Masha Shishova / Behance
«Азбука цвета» Арины Бацмановой
Каталог цветов — дипломная работа выпускницы программы «Графический дизайн» в БВШД Арины Бацмановой. На каждую букву алфавита она собрала примеры оттенков с необычными названиями, о которых знают разве что редкие специалисты в колористике.


— Цвета и их истории для книги я искала в разных источниках. В основном — по статьям в интернете, потому что какого-то большого и информативного сборника с необычными названиями цветов просто не существует. Собирала всё по крупицам.
Моим любимым цветом абсолютно точно стал «лягушки в обмороке». Кстати, среди моих друзей этот цвет тоже вошёл в топ.
Я решила сделать в книге модульную сетку — отсюда визуально страница разделилась на столбики. Подумала, что для такого формата книги это станет отличным решением: информация будет чётко и удобно расположена плюс останется место для атмосферных фотографий в тон каждого цвета. Они, кстати, тоже все расположены по модульной сетке. И, если внимательно отследить композицию на разворотах, можно обнаружить, что она повторяется через определённое количество страниц.
Когда я создавала книгу, фантазировала о том, что её могли бы использовать в типографиях или студиях как настольный каталог интересных и необычных цветов. Она могла бы стать Coffee Table Book — красивым объектом на журнальном столике. Её интересно читать, узнавать об истории каждого цвета и рассматривать фотографии.
Арина Бацманова, графический дизайнер

Ребрендинг для благотворительного центра помощи «Сёстры» от BBE Design Team
В России работает независимый благотворительный Центр помощи пережившим сексуализированное насилие «Сёстры». Сюда могут анонимно обратиться пережившие его, их близкие и все, кого затронула проблема насилия, чтобы получить профессиональную помощь, поддержку, уважительное и бережное отношение.
Команда BBE Design Team разработала для Центра новый визуальный стиль, который отражает ценности и принципы его работы.



— Новый логотип — это две путеводные звезды, которые освещают путь и поддерживают друг друга.
У него есть прототип в реальности — звёздная система Mizar и Alcor. Древние греки верили, что это была потерянная Плеяда Электра, которая забрела сюда от своих спутников и стала Алопекс, лисицей. Знак символизирует невидимую, но мощную связь между теми, кто нуждается в помощи, и теми, кто её оказывает.
Основная мысль, которую мы хотели транслировать этим логотипом, — даже в самых трудных обстоятельствах есть место для света и надежды.
В новой айдентике мягкие цвета, градиенты и отсутствие агрессивных или тёмных элементов создают ощущение безопасности, что особенно важно для тех, кто пережил травму.
Этот стиль простой, он не отпугивает и даёт понять, что здесь вас услышат и поддержат. Дизайн в таких проектах — это не только про красивую картинку, но и про создание пространства, которое даёт понять, что вы в безопасности, вас поймут.
К тому же визуальный стиль — это один из основных инструментов коммуникации, и для благотворительных организаций его качество особенно важно: он показывает, что организация профессионально подходит к своей миссии и заботится о каждом аспекте взаимодействия. Это в том числе косвенно влияет на фандрайзинг любого НКО.
Для меня этот проект был новой возможностью учиться: не говорить за других, больше слушать, задавать правильные вопросы и работать с экспертами.
Андрей Картер, арт-директор BBE

Шрифт Kinesics Жени Бережной
Евгения Бережная, дизайнер года по выбору жюри фестиваля Sreda-2024, представила единственный в своём роде шрифт Kinesics. Его графика — синтез импровизационной хореографии и знакомых знаков. Каждая буква выражает эмоции, как это происходит в танце человеческого тела — и души.



— Современный танец сопровождал меня всегда, с самого детства, и мне давно хотелось совместить своё увлечение с графическим дизайном. Так и родилась эта идея проекта-исследования, проекта-эксперимента в какой-то степени.
Все движения — импровизация в разных уличных локациях. 26 букв — 26 разных мест. Можно сказать, что это ода городу, в котором я жила в то время.
Танец не был заранее продуман: была важная импровизация, чтобы усилить эмоциональную составляющую танца. Но в то же время в голове держала опорные точки той или иной буквы, на которых я строила движения тела.
Проект отчасти сам диктовал своё выражение и настроение. Я изначально придерживалась максимально естественной подачи как в движении тела, так и в презентации самого проекта. Не хотелось дополнительных графических средств, чтобы не отвлекать от сути — и в результате «под нож» при сборке шрифта пускать было нечего.
Евгения Бережная, графический дизайнер и арт-директор
— Мне Женя выслала два референса, на которых были две анимации с технологией трекинга, и спросила, насколько это реализуемо. Я таким никогда до этого не занимался — мой профиль 3D-графика.
Сделал ресёрч, Женя записала первый ролик, я попробовал заанимировать, и у нас вышел интересный результат. Дело осталось за «малым»: сделать подобную анимацию для всех букв алфавита.
Хотя сначала я чуть не отказался от проекта, потому что не знал, как это делать, а моя методика требовала очень большого времени манкиджоба :)
Андрей Полухов, 3D generalist

«На земле, на небесах и на озере / Хроники Снежинска» Поли Борониной
Графический дизайнер Полина Боронина создала книгу с камерным, интимным характером — визуальное путешествие в закрытый город Челябинск-70. Так в советскую эпоху назывался Снежинск.
Книга представляет собой альбом скриншотов из видеоархивов прадеда Полины, Ивана Осиповича Майорова: он запечатлевал повседневную жизнь семьи с 1960-х по 1990-е годы на плёнку без звука.


— Для концепции своей книги я отталкивалась от идеи закрытости и уединённости моего родного города Снежинска. Эта его особенность воспринимается мной и моими знакомыми, кто там вырос, как норма, но у людей, впервые слышащих о городе, она всегда вызывает вопросы и интерес.
Мне всегда хотелось показать город с моей, с личной стороны, не демонизируя его закрытый статус и не сводя повествование к привычным рассказам о детстве без ТЦ и «Макдоналдса».
Закрытость города стала важным, но не главенствующим мотивом книги. Я хотела создать проект, который знакомит с жизнью через личную призму: с местами, где всё в шаговой доступности, где, чтобы добраться из одной части города в другую, можно или нужно пройти через лес. Задача была не столько спрятать информацию, сколько подчеркнуть её интимность и значимость.
Проект получился уединённым, потому что он исследует не только семейные воспоминания, но и внутреннюю жизнь закрытого города во времена, когда сама страна была такой же закрытой и труднодоступной для посторонних.
Самым трудным этапом оказался момент разработки макета книги. Нужно было решить внутренний конфликт между желанием обнажить личное и стремлением спрятать его. Это личное — про репрезентацию не только города, но и моей семьи, её архивов и воспоминаний.
Я даже рассматривала абсурдные идеи, например обмотать книгу кастомизированным скотчем, чтобы она была физически недоступна, или использовать сложные дизайнерские приёмы с «прятанием» информации. Но я выбрала направление на открытость — отказалась от скрытности и решила показывать семейные кадры и городские сцены.
Ещё одним трудным моментом было определить основную тему книги. Будет ли она больше о городе или о семье? Я объединила эти две линии через видеозаписи и мемуары прадедушки, что помогло найти баланс между личным и общественным.
Я исключила тексты и маргиналии, и это оказалось самым удачным решением. Так кадры из видеоархивов стали своего рода текстом книги со своими пробелами и абзацами. Единственные подписи, которые присутствуют на каждом развороте, — это время (сколько длится запись) и годы съёмки.
Особенно я довольна финальной главой, где мемуары моего прадедушки, автора видеозаписей, объединены с его съёмками, на которых он сам появлялся. В этой главе камера, до этого запечатлевающая события, разворачивается на самого оператора — это стало важной точкой сборки всего проекта и придало книге завершённость.
Полина Боронина, графический и бренд-дизайнер, арт-директор


Веб и брендинг для студии BQ от VOSK
Международное бюро BQ — это архитекторы и консультанты, которые занимаются проектированием зданий и территорий, вопросами урбанистики и образовательными проектами.
Дизайнеры студии VOSK разработали для команды айдентику и сайт: этот проект попал в шорт-лист фестиваля Sreda, а в нашем топе он — за тонкую работу с тем, что составляет умную, ответственную архитектуру.


— Миссия BQ Studio — трансформировать окружающую среду, чтобы вдохновлять, объединять людей и оставлять наследие для будущих поколений. При этом это не жёсткая, «диктаторская» трансформация, а «мягкая», ненавязчивая и вдумчивая. Это концепция soft power — мягкой силы, которая незаметно преобразует пространство, не разрушая его.
Именно поэтому в графике появляется градиент: чтобы показать плавный переход от одного к другому. Классно, что удалось подобрать точный (относительно стратегии) приём и при этом отстроиться от привычного представления об архитектурной айдентике — с жёсткими линиями, заимствованными из чертежей.
Буквы B и Q в логотипе и другой текстовый контент выступают в роли «движущей силы» в формате визуальных коммуникаций. Они не только занимают какое-то определённое место, но и формируют пространство в зависимости от своего расположения: двигают графику, «сгибают» лист. Поэтому в большей части макетов они разнесены.
Работать с архитекторами, урбанистами увлекательно. Они — как и мы, дизайнеры, — люди творческие и в каком-то смысле смелее клиентов из других сфер. Плюс с ними легче удаётся найти точки соприкосновения и говорить на одном языке.
Хотя кейсы, конечно, бывают разные.
Варвара Кабанова, графический дизайнер VOSK

Иллюстрации для группы «Кровосток» Екатерины Казаковой
Екатерина Казакова опубликовала набор иллюстраций с амфибией, злыми голубями, лосями, людоедом, детьми, чебурашкой, лобстером, бабочками, патологоанатомом, кисой, головой, колхозниками. Это герои текстов группы «Кровосток», и они слеплены из пластилина.


— По специальности я дизайнер среды, и объёмные формы всегда были мне ближе, чем плоскостная иллюстрация. В своих проектах я уже использовала пластилин и глину для создания эскизов и макетов, поэтому выбор работать с мягким материалом был для меня чем-то естественным.
Лирический мир «Кровостока» для меня неоднозначен. Но он невероятно притягателен своей прямотой и атмосферой! Я рассматриваю их треки как маленькие криминальные мрачные мифы, но при этом с долей абсурда, а это то, что мне интересно исследовать.
Да и я большая фанатка тру-крайма и всего, что с ним связано, поэтому проект стал для меня синтезом моих увлечений — от объёмной среды до различных криминальных сюжетов :)
Екатерина Казакова, выпускница ШД НИУ ВШЭ

Айдентика стамбульского Playground от ESH Gruppa
В Москве есть спортивно-игровые центры Playground. Изначально это были баскетбольные площадки, которые выросли в тренировочные комплексы, где люди могут заниматься и игровыми видами спорта, и функциональным тренингом, и даже гольфом.
Теперь Playground выходит в Стамбул, но в формате ретейла с акцентом на баскетболе и уличной моде. Студия ESH Gruppa создала айдентику для Playground на новом рынке — с учётом локального контекста и fashion-эстетики: так, в лого изящно совместили символику города (круг с треугольниками) с объёмом баскетбольного мяча. Кстати, на Фестивале нового дизайна Sreda-2024 этот проект получил бронзу в категории «Новая айдентика».


— От московского Playground в айдентике визуально практически ничего не осталось — кроме названия и того, что это связано с баскетболом. Когда искали, как «выразить локальный контекст Стамбула», были мысли взять за основу силуэт главной башни или формы орнаментов. Но мы отказались от этой идеи: не хотелось привносить в значок явно религиозные символы или слишком восточные элементы. В результате мы взяли паттерн с треугольниками, который может выглядеть достаточно нейтрально даже вне среды бренда и не вызывать ненужных ассоциаций в его контексте.
В качестве фирменного шрифта мы намеренно выбрали зауженную антикву, потому что это прямая отсылка к iconic-рекламам 1980-х, это classy-вайб. Плюс такой шрифт отличает Playground от «просто» марок баскетбольной обуви и одежды и позволяет показать его как fashion-бренд.
Анна Колышева, ведущий дизайнер проекта

Леттеринг-иллюстрации Анастасии Петровой
«Бог, которого не было» — трилогия Алексея Френкеля об эмигранте из России, который работает в почтовом отделении около Стены Плача в Иерусалиме. У каждого романа свой символический цвет — белый, чёрный, красный.
Часть иллюстраций для книг создала Анастасия Петрова — каллиграф, леттерер и графический дизайнер.

— Самым неожиданным и неопредёленным аспектом работы стала первоначальная задача от автора: создать росчерк Бога, который должен быть совершенно абстрактным и нечитаемым графическим символом. Кроме того, этот знак должен был выглядеть привлекательно в качестве татуировки на груди у девушки.
Я долго искала подходящее решение, изучая огромное количество изображений с самой нечитаемой и экспрессивной каллиграфией и тегами. Однако, как часто бывает, лучшие примеры для вдохновения можно найти, если смешать разные контексты. Я наткнулась на кинетические бамбуковые скульптуры-мобили Лорена Мартина Ло, которые оказались очень кстати. Их форма и кажущаяся невесомость помогли мне перенести идею с росчерком в книжную жизнь.

Для этой работы я не углублялась в изучение иврита: явные отсылки к еврейскому письму были необходимы лишь для одной из восемнадцати иллюстраций. Мне было достаточно уловить формы и характерные особенности знаков: текст всё равно должен был быть на кириллице, а значит, очень много элементов нужно было придумать.
У меня есть опыт кириллизации — но только надписей на латинице, которая ближе нам, чем иврит. Здесь же мне помогло только абстрагироваться от буквы как знака и воспринимать её исключительно визуально как картинку с характерными ритмами.
Конечно, поначалу было страшно так вольно обращаться с исходным материалом. Однако работа в команде — с редактором, арт-директором и, что особенно важно, с автором книги — позволяет быть уверенным, что даже мельчайшую оплошность заметят и помогут исправить. К тому же книга дерзкая и смелая, что также определяло моё состояние во время работы и помогало сохранить его на протяжении всего процесса.
Читаемость текста на иллюстрациях мы обсуждали с автором книги — Алексеем Френкелем. Для некоторых композиций было важно сохранить лёгкость восприятия текста, однако в целом я стремилась только визуально передать смысл фрагментов, которые отобрал автор. Читатель мог ознакомиться с самим текстом рядом с иллюстрацией, на которой был изображён описываемый образ.
Алексей очень подробно делился своими ощущениями и видением каждой визуализации, но в то же время оставлял мне широкое пространство для творчества, за что я ему искренне благодарна.

Айдентика для интерьерной студии Анжелы Искандаровой
Анжела Искандарова разработала логотип, визуальный стиль для соцсетей и оформление печатных материалов для московского бренда мебели Abo. Компания производит предметы вручную, поэтому в них есть черты небезупречности, нештампованности — их дизайнер и отразила в айдентике.


— Логотип должен был выглядеть иначе. У меня было два похожих скетча: один из них мне нравился больше, потому что графически был более эффектен. Я показала его паре знакомых и получила обратную связь, что буквы вместе напоминают скелет рыбы. Пришлось отказаться и оставить более простой вариант :)
Наверное, такой логотип, действительно, не должен быть загружен деталями. В нём есть неидеальность — и это уже особенность, графический приём, который привлекает сам по себе.
Когда я составляла фирменную «натуральную» палитру, решила посмотреть на многообразие оттенков в природе шире и не делать основным зелёный или бежевый, как это часто встречается в проектах с отсылкой к природе.
Я выбрала розовый и жёлтый: закат, золотой час и песок, соль, кристаллы. К тому же мне нужно было учесть детскую линейку производителя, а в ней всегда хочется видеть больше цвета.
Анжела Искандарова, графический дизайнер

Упаковка зерновых смесей Наташи Спицыной
На платформе Packaging of the World мы увидели концепт упаковки для зерновых смесей и ягод. Они предназначены для продажи в Московском зоопарке, чтобы посетители кормили птиц правильным, полезным для них кормом, а не вредным хлебом.
Бренд называется «Курлык», потому что первая птица, о которой подумает городской житель, — голубь. К тому же в зоопарке они тоже всегда часть пейзажа.

— Этот дизайн я разрабатывала на воркшопе с Леонидом Славиным в НИУ ВШЭ. Задача была создать упаковку на основе междометия.
Я выбрала «курлык». В визуальной основе не было каких-то конкретных референсов, единственное, на что я опиралась в начале, — образы голубей и журавлей, потому что это первые птицы, о которых мы вспоминаем, когда слышим «курлык».
В работе для меня было важно передать динамику этого звука. Сначала были попытки создать эффект вибрации через сами буквы, но во время скетчинга я вспомнила о схематичном изображении звуковой волны и решила использовать этот приём на всём слове целиком.
На бумаге сразу же стало видно, что слово не только похоже на звучание, но и напоминает форму косяка летящих птиц. Обожаю пасхалки внутри дизайна!
Птичка в букве К же родилась из хаотичного зарисовывания. В процессе леттеринга в какой-то момент буква разделилась на две составные части, и при определённом наклоне она стала чрезвычайно похожа на самую настоящую птицу в косяке.
Наталья Спицына, графический дизайнер

Читайте также:
Шрифт BBKV Diadomine
«Бюробукв» представили «скромную, но при этом кокетливую новостильную антикву». Это шрифт с засечками и яркими акцентами-каплями Diadomine — так мог бы называться минерал, напоминающий серьёзностью и задором бриллиант.


— Как и все наши шрифты, Diadomine родился из попытки попробовать то, что мы никогда не рисовали до этого. И антиква такого плана — первая для нас.
Нам хотелось нарисовать что-то изящное, похожее на панграмовский Editorial, но при этом внести что-то своё. От этого в некоторых буквах нестандартные капли.
Это было самое сложное в работе над шрифтом — выбрать, какие капли будут у букв. В первом скетче их не было вообще, потом они стали квадратными, что выглядело очень необычно и акцидентно. До сих пор нет единого решения, какие формы брать в итоговый файл. Возможно, будет сразу два сета.
Мы специально готовили картинки шрифта in use трендовые: косметика, ювелирные изделия, соцсети. Но кажется, что это просто первый слой ассоциаций, и использовать этот шрифт можно в более неожиданных сферах.
Таня Черкиз, шрифтовой дизайнер

Сайт-портфолио Сергея Лисовского
Сергей Лисовский — дизайнер и фронтендер с опытом в проектах для крупных мировых и российских брендов. Для поиска новых заказов на глобальном рынке он сделал сайт-портфолио, который привлёк наше внимание простыми, но содержательными и остроумными графическими решениями.


— Дискета на главной появилась как самоирония. My best ideas — мои лучшие идеи — помещаются на дискету: у неё очень маленький по современным меркам объём.
Сайт самописный — это код на фреймворке svelte kit. В дизайне всего одно начертание шрифта одного размера и жёсткая сетка. Шоты-обложки проектов расположены как раз по ней.
Если бы они были сплошной плотной батареей, то это был бы визуально тяжёлый и неинтересный блок. Мне нужно было как-то его проредить, и я удалил отдельные элементы. В тренде ли такое решение? Честно говоря, не знаю, но я вижу подобные приёмы, кажется, последние лет пять.
Сергей Лисовский, дизайнер и разработчик

Календарь на 2025 год Кристины Поломошновой
Студентка ШД НИУ ВШЭ создала календарь-ежедневник на следующий год. В нём на закладках отмечены месяцы и числа без дней недели, на их обороте есть шкалы и параметры, а в дневнике — небольшие тексты, короткие задания и пространство для записей. Это календарь для тех, чьи близкие страдают от болезни Альцгеймера, которая может манифестировать в любой день.

— Жёлтый цвет календаря — это напоминание о тёплых и светлых моментах, проведённых вместе с человеком. Эта работа в целом формировалась с идеей поддержать людей, у кого в жизни произошли непростые события, хотелось помочь принять этот факт и понять, что не нужно отчаиваться.
У фотографий эта же задача, и практически все они взяты из моей фотоплёнки. Не хотелось превращать проект в социальную историю — скорее было желание показать переживания и искренность намерений.
Честно скажу, работа шла тяжелее, чем я себе это представляла. Я изначально понимала, что тема не из лёгких, но полностью осознала это уже в процессе исследования и непосредственной вёрстки. Когда работаешь, всё пропускаешь через себя. Важно понимать и постоянно держать в голове мысль о том, что именно от того, как я преподнесу информацию, и будет зависеть восприятие читателя, а идея календаря всё же в поддержке.
Не так просто с одной стороны сопереживать людям и пытаться искренне понять их несчастье, а с другой — не накладывать свои мысли и чувства на этот же проект.
В моей жизни есть личный опыт общения с человеком, страдающим деменцией, и о некоторых вещах я имела представление. Но погрузившись в материал о болезни и прочитав множество статей и интервью родственников, я, конечно, поразилась, насколько сильно Альцгеймер влияет на мировосприятие человека.
Самый печальный факт — болезнь нельзя остановить, и она действительно каждый день прогрессирует. Да, ежедневной практикой можно сбавить ей скорость, но лечения нет. И самое страшное, что на поздней стадии люди не только забывают близких, но и из-за повышенного уровня агрессии становятся неадекватны в общении. И чем дальше, тем хуже. Я прочитала достаточно много историй о том, как сложно быть с теми, кто заболел, и посчитала нужным всё-таки не включать подобное в календарь. Но для меня это было большим потрясением.
Кристина Поломошнова, графический дизайнер

— Тема действительно очень сложная и требует возможности более длительного предпроектного исследования, множества итераций, проверки решений и командной работы специалистов из разных областей. Но этот проект — учебное задание, и в таких рамках у нас нет цели создать готовый к использованию «продукт», скорее — предложить своё видение, гипотезу, которую можно проверять и дорабатывать в будущем.
Главная цель здесь, в образовательном процессе, — научиться работать с неизвестностью, не отказываться от сложных задач, не бояться брать ответственность и при этом правильно оценивать свои силы. В проекте Кристины для меня ценен сам факт обращения к теме, в которой существует сложная коммуникативная ситуация.
Это проблема, которую невозможно решить одним проектом, но пробовать стоит. Хотя бы потому, что в работе с такими темами мы учимся анализировать и чувствовать, как выстраиваются отношения между людьми, и думать о том, какой может быть роль объекта дизайна в этих отношениях — то есть проектировать коммуникацию. Кристина очень чутко и внимательно работала над проектом, и эта забота, вложенная автором, ощущается на тактильном уровне.
Татьяна Александрова, куратор профиля бакалавриата «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Если вы готовы поддержать печать тиража этих календарей, чтобы выпустить их в реальное пользование тем, кому это нужно, вы можете связаться с Кристиной: the.christinaaaa@yandex.ru.
Граффити о голубином гнезде
В Екатеринбурге по адресу: ул. Карла Маркса, 60, в арке жилого дома появилась жизнерадостная картина на бытовую тему. Художники Олег Павлов (Stan), Игорь Шихов (Frayo), Никита Зрелов (Snow), Мария Сергучёва (Machete) изобразили голубей, которые живут свою жизнь среди нас.


— «Голубиное гнездо» — это однозначно граффити, а не арт. Да, понятие «граффити» вызывает дурные ассоциации с чем-то подростковым и деструктивным, но мы стремимся очистить это название, придав ему более широкое значение.
Часто, придумывая идею, мы стараемся вписать её в окружающую среду. Что мы можем встретить в российских дворах? Нам вспомнились бельевые верёвки с прищепками, окурки рядом со скамейками, жёлтые газовые трубы. И, конечно, голуби во всех их чудаковатых образах, возглавляет которые старый мем про то, как голуби строят свои гнёзда. Напомню: «Приемлемо».
Нас особенно позабавило, что мы решили нарисовать голубиную композицию именно там, где жители дома борются с кормёжкой голубей. И это не ирония, а чистая случайность: многочисленные объявления с просьбой воздержаться от кормления голубей мы заметили уже только во время реализации работы.
Олег Павлов, граффити-художник

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!