Дизайн
#статьи

Лев Бакст: мастер костюма модерна

Рассказываем о художнике, который изменил костюм в балете и моду в Европе начала XX века.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ещё при жизни Лев Бакст стал, по словам современников, первым всемирно известным театральным художником из России. Хотя создание нового костюма — не единственное, что оставил после себя Бакст. Как литератора его с интересом принимали Зинаида Гиппиус и многие писатели Серебряного века.

Рассказываем, почему работы Бакста произвели революцию в моде и театральном костюме.

Детство

Лев Бакст (1866–1924) родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Будучи ребёнком, он переехал с семьёй в Петербург. Имя при рождении — Лейб-Хаим Израи­левич Розенберг. Фамилия Бакст — псевдоним, который Лев образовал от фамилии деда — Бакстер.

Как и Врубель (которым Бакст восхищался и которого ценил), с самого детства Бакст был окружён смертью: у матери Льва родилось 10 детей, из которых в живых остались только четверо: Лев, Розалия, София и Исай. Одна из сестёр Бакста умерла от ожогов, о чём художник вспоминал всю жизнь: «Моя старшая сестра погибла девочкой семи лет, вывернув на себя самовар. С тех пор я всегда с ужасом смотрю на детей, которые возятся у самовара».

Когда Лев был маленьким, родители развелись. Воспоминания близкой родственницы, племянницы Бакста Марии Клячко:

«Родители разошлись и развелись. Мать их вышла замуж — а отец женился, думая дать возможность детям жить с ним. Но взрослым детям стало невозможно жить вместе с мачехой… Дядя, мама, их сестра и младший брат поселились отдельно в маленькой квартирке, денег было немного. Зарабатывали мама и тётя — уроками, младший их брат писал заметки в театральном отделе газеты, а дядя Лёва не брезговал никакой рисовальной работой».

В молодости Бакст увлёкся искусством. Хотя он не получил серьёзного одобрения семьи, всё равно поступил в Императорскую Академию художеств в 1883 году в качестве вольнослушателя — и покинул её в 1887 году.

Есть несколько версий о причинах его ухода. Одна из них связана с его конкурсной работой «Оплакивание Христа»: руководство академии считало, что она не соответствует академическим канонам, так как персонажи имели ярко выраженные еврейские черты. Сама картина, к сожалению, не сохранилась.

Бакст восхищался и Античностью, мастерами Европы, и особенно — природой Италии, Греции, Франции.

Солнечное весеннее утро. Тихо и ровно подплывает переполненный пароход… Качка еле заметна; блаженное чувство облегчения — конец морской болезни.

Бегу по палубе, задеваю за тёплые, смолистые канаты, с волнением гляжу на незнакомый, величественный остров — какая неожиданная Греция! Вереницы песчано-красноватых утёсов перерезаны тёмно-жёлтыми горизонтальными линиями крепостей, где — издали игрушечные, — крохотные солдатики маршируют колоннами. Выше — рассыпанные стада пепельно-серых оливковых рощ; ещё выше — опять нагие утёсы — дикие, классические, испещрённые, как леопардовая шкура, неправильными тёмно-коричневыми пятнами.

Серебряное утреннее небо льёт вокруг бодрый, слепящий свет, ласкает белые, чувственные купола турецких построек, больно припекает мне шею, сапоги, руки…

Лев Бакст, фрагмент из книги «Серов и я в Греции»

Глядя на европейские красоты вживую и вдохновляясь Востоком, Бакст искал искреннее искусство для себя, и таким стали модерн и костюмы.

Работая над картиной, я в то же время измазываю полотна за полотнами, ища в себе свободу и смелость выразить без задних, подлых мыслей, как я понимаю искусство… А это трудно и туго поддаётся… Зато какое наслаж­дение искать в области чистого искусства, учиться и помнить, что только великие мастера действительно делали «высокое искусство»…

<…>

Скольких нравственных и физических усилий мне стоило, чтобы стряхнуть с себя эту красиво-гладкую, лизаную ма­неру и начать искать и добиваться той чудовищно­ прекрасной и свободной ширины манеры Рембрандта, Веласкеза, Рубенса, Руссо, Милле, Менцеля и других!..

Лев Бакст, из письма Александру Бенуа

8 августа 1893 года, Париж

Иллюстратор-модернист и художник

Художник Александр Бенуа и антрепренёр Сергей Дягилев — первостепенные люди в судьбе Бакста. Они развивали русский модерн.

В 1898 году они заказали у Льва разработку символа для журнала символистов «Мир искусства», а в 1899-м — статью о выставке произведений Ивана Ендогурова, Ивана Шишкина и Николая Ярошенко в Академии худо­жеств. В 1903 году Бакст стал главным редактором «Мира искусства».

В работах Бакста преобладали воздушность, акцидентные и витиеватые шрифты, растения-декорации, греческие мотивы. Он делал иллюстрации к работам писателей-современников и классиков: Лермонтова, Гоголя, Гиппиус, Брюсова и многих других.

Иллюстрация Льва Бакста к «Носу» Николая Гоголя, 1904 год
Изображение: Третьяковская галерея
Иллюстрация для «Мира искусства», Лев Бакст
Изображение: Государственный Литературный музей
Обложка журнала «Мир искусства». Лев Бакст, 1903 год, Санкт-Петербург
Фото: Русский музей
Виньетка для книги «Русский балет», Лев Бакст
Изображение: Public Domain
Иллюстрация к статье Василия Розанова «Пестум». Лев Бакст, «Мир искусства», 1902, №2
Изображение: Русский музей

Также Бакст делал рекламные материалы и писал портреты известных деятелей той эпохи.

Афиша Большого благотворительного базара кукол. Лев Бакст, 1899 год
Изображение: Хромолитография И. Кадушина / Российская государственная библиотека
Портрет Марины Николаевны Гриценко в детстве. Лев Бакст, 1905 год
Изображение: Русский музей
Портрет балерины Анны Павловны Павловой. Лев Бакст, 1908 год
Изображение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней. Лев Бакст, 1906 год, Русский Музей, Санкт-Петербург
Изображение: Русский музей
Портрет Елены Набоковой (матери Владимира Набокова). Лев Бакст, 1910 год
Изображение: Русский музей

Новейший театральный костюм и декорации

Бакст придумывал рисунки как костюмов, так и декораций: для «Клеопатры» (1909) для «Шехеразады» (1910) и для многих других постановок.

В работах Бакста часто присутствуют отсылки к восточным культурам и яркие краски, чего обычно не было в русских или европейских постановках.

Эскиз костюма Клеопатры. Лев Бакст
Изображение: Собрание Н. Д. Лобанова-Ростовского
Эскиз костюма Синей султанши к балету «Шехеразада»
Изображение: Public Domain
Декорация к балету «Шехеразада»
Изображение: Public Domain

Балетные костюмы Бакста лишены традиционных пачек, блеклых цветов и многих привычных атрибутов балета. Вместо них — красочность, модерн и нагота, но не пошлость.

Образы Бакста проработаны так сильно, что даже причёски становились значимым элементом образа и не уступали по новаторству костюмам.

Михаил и Вера Фокины в костюмах Льва Бакста
Фото: The Music and Theatre Library of Sweden
Рисунок к балету «Жар-птица». Лев Бакст, 1922 год
Изображение: Белгазпромбанк

Также Бакст стал первым художником по костюму, сделавшим акцент не только на женском образе, но и на мужском.

Военачальник. Эскиз костюма для балета «Ипполлит», 1902 год
Изображение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Вацлав Нижинский в костюме, созданном Львом Бакстом для балета «Шехеразада», около 1912 года
Фото: Public Domain
Вацлав Нижинский в костюме Льва Бакста для «Ориенталии», 1917 год
Изображение: McNay Art Museum
Лев Бакст, эскиз костюма к балету «Послеполуденный отдых фавна». Программа 1912 года
Изображение: The Metropolitan Museum of Art

Балеты, для которых Бакст разрабатывал сценографию, ставили в Петербурге, Париже, Северной и Южной Америке.

Во Франции, главном центре искусства начала ХХ века, костюмы Бакста произвели фурор:

Дорогая курочка!

Тебе первой весточка — повесили Шахерезаду, и такой среди художников (Виилард, Боннард, Серт, Бланш и другие) успех! Серёжа при всех обнял меня и расцеловал, а весь балет разразился громом апло­дисментов, и потом принялись качать меня на сцене, я еле убежал, но они грозятся после генеральной «фор­менно» качать. Такого оглушающего успеха, я призна­юсь, не ожидал.

Лев Бакст, из письма Любови Гриценко-Бакст, жене

31 мая 1910 года, Париж

В создании декораций Бакст отошёл от традиционных плоских изображений и вводил многослойные и пространственные конструкции, чтобы добиться ощущения глубины и объёма. Это новшество изменило подход к оформлению театрального пространства и повлияло на последующие поколения сценографов.

Декорация Льва Бакста к балету «Шехеразада»
Изображение: Public Domain

Декорации и костюмы Бакста были единым целым — благодаря этому спектакль выглядел гармонично, а зрители сильнее погружались в представление.

Из нового театра — в новую повседневность

Бакст сыграл колоссальную роль в развитии моды — прежде всего своими костюмами для «Русских сезонов», в частности после успеха балета «Шехеразада» в 1910 году.

Его работами вдохновлялись модные дома и кутюрье, у него заказывали эскизы. Одежда, которую творил Бакст, была настолько свежа, что о работе с художником мечтали дизайнеры и модные дома. А европейские женщины, после того как русский балет попал в Париж, начали одеваться и выглядеть на манер героев в костюмах Бакста. Популярными стали короткие сложные причёски с украшениями, восточная тематика и яркие цвета.

Бакст повлиял на Поля Пуаре. Хотя тот был скорее независимым кутюрье, его нередко называют «модным домом» по аналогии с другими. Пуаре подхватил ориентализм «Шехеразады»: шаровары, туники с завязками, тюрбаны. Он скупал эскизы Бакста, заказывал у него разработки орнаментов и цветовых комбинаций.

Дом Жанны Пакен тоже вдохновлялся Бакстом. Пакен была одной из самых влиятельных и предприимчивых модельеров. Есть упоминания, что после грандиозного успеха балетов Дягилева её ателье заказывало у Бакста рисунки тканей и декор, которые отсылали к его узнаваемой стилистике.

Платья, созданные Львом Бакстом для Paquin, 1912 год
Изображение: Public Domain
Платье Бакста, созданное Paquin, апрель 1913 года
Изображение: William Morris Hunt Memorial Library / Museum of Fine Arts Boston

Жак Дусе был не только кутюрье, но и коллекционером современного искусства. Он приобрёл у Бакста несколько произведений.

Работы Бакста вдохновляли и других знаменитых дизайнеров и модельеров: Дом Уорт (House of Worth), Жанну Ланвен, а позднее и Коко Шанель. Однако в их случае речь шла скорее о ярком творческом влиянии, переосмыслении «русской экзотики» и эффектных цветовых сочетаний, которые ввёл Бакст.

Письмо Worth к Льву Баксту о выборе тканей для костюма Иды Рубинштейн
Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Детали платья Льва Бакста для Paquin
Фото: Jeanne Paquin / Léon Bakst / Étude Coutau-Bégarie

О влиянии Бакста на моду писали европейские газеты:

Газета The World Magazine, 28 сентября , 1913 год
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

«Мекка посадил с его костюмами весенних мод, да, честное слово, некогда. Сделаю ему осенние моды, если будет приставать. Вместе с Вами придумаем, правда?»

Лев Бакст, из письма жене Любови Гриценко-Бакст, жене 17 марта 1903 года

Луи Рео в своей статье о Баксте в 1927 году писал, что он был первым художником из России, оказавшим влияние на западную культуру.

Бакст и современники

Очень редко деятели искусств входят в историю при жизни, но ещё реже их высоко ценили современники из разных стран. Лев Бакст был одним из немногих художников, которых признали многие деятели искусств в России, Европе и США.

Знал ли кто-нибудь, что у Бакста не только большая и талантливая, но и умная душа? <…> Он никогда не претендовал на длинные метафизические разглаголь­ствования — они были тогда в большой моде, но, повторяю: случайное ли письмо, случайно ли выпавшая минута серьёзного разговора, и опять я удивляюсь уму, именно уму, этого человека, такой редкости и среди профессиональных умников.

Зинаида Гиппиус, писатель

Бакст незадолго до смерти обсуждал постановку «Мученичество Святого Себастьяна» с танцовщицей Идой Рубинштейн, которая должна была быть в одной из главных ролей. Ида была своевольной женщиной, часто ни с кем не считающейся, но о Баксте писала следующее:

«Я люблю Вас от всего сердца, благодарна Вам бесконечно за всё то, что Вы мне дали, работая со мной, и восторгаюсь Вами как величайшим современным художником в мире».

Ида Рубинштейн

Бакст о современниках из мира искусства тоже нередко говорил восторженно, отдавал должное новаторам-современникам, как он сам.

Как я люблю Врубеля, не за картины, а за то, что он всегда слушался внутреннего голоса, а не внешней потребности к зем­ному благополучию и золотой середине!

Лев Бакст

И вообще, среди Сомова, Врубеля и отчасти Лалика чувствуешь себя в аристократическом обществе истинных художников — редко когда приходится почуять это…

Лев Бакст

Он [Серов] для меня всегда будет указанием и укором, если собьюсь с пути!

Лев Бакст

Ослабление нервов и болезнь лёгких

Как и многие художники, Лев Бакст часто переживал и нервничал. В 1905 он уехал на лечение в Баден-Бадене, откуда писал жене.

Милая Люба, живу по расписанию доктора, который мне не дал ни минуты не предопределённой, что и как делать! Он собирается в 2 месяца исправить машину, говорит, что я очень впечатлительный и нерв­ный, ну это я и сам знаю. Требует, чтобы я откармли­вался, делал гимнастику в Friedrichsbade, ванны, обли­вания и утром обтирания!

Лев Бакст

Июль 1905 года, Баден-Баден, 11 часов вечера

В 1918 году Бакста ждал ещё один удар: в Петербурге умерла от голода родная сестра, Розалия, которая была писательницей и переводчицей. Смерть сестры очень подкосила художника.

После смерти Розалии Бакст постарался перевести из России во Францию своих ближайших немногочисленных родственников, с кем поддерживал общение. С приездом близких Баксту временно стало лучше. Детям Розалии Бакст помогал до конца своей жизни.

Договорённость с издателем Зиновием Гржебиным была достигнута в конце июня 1924 года, а в июле с художником случился нервный припадок. Врачи запретили любое упоминание о делах, пред­писав полный покой. Постепенно здоровье Льва Са­мойловича стало улучшаться, но он простудился на прогулке, началось воспаление лёгких, и 27 дека­бря 1924 года Бакста не стало.

«Лев Бакст. Моя душа открыта. Записки художника»

В последние месяцы своей жизни продолжал работать над эскизами декораций и костюмов для театральных постановок в Европе и США. По воспоминаниям современников и свидетельствам историков искусства, одним из последних его проектов были эскизы костюмов к балетным и оперным спектаклям для трупп, связанных с «Русскими сезонами» (Ballets Russes) и другими оперно-балетными коллективами.

Точно известно, что вплоть до смерти он занимался заказами для парижских и лондонских театров; в частности, сохранились свидетельства о его работе над отдельными номерами для труппы Анны Павловой, а также над проектами для постановок с использованием мотивов из русской и французской музыки.

Бакст в музеях

Третьяковская галерея, Москва — эскизы театральных костюмов.

Эскиз к «Саломее» Оскара Уайльда, Лев Бакст
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Русский музей, Санкт-Петербург — обложки для «Мира искусства», коммерческие иллюстрации, портреты современников.

Древний ужас. Лев Бакст, 1908 год
Изображение: Русский музей

Метрополитен, Нью-Йорк — эскизы и сшитые по ним костюмы

Изображение: The Metropolitan Museum of Art

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована