Спроси эксперта: во что инвестировать дизайнеру в кризис?
Ольга Лопатина и Александр Ковальский о том, во что вкладываться дизайнерам и командам, когда в экономике просадка, а впереди неизвестность.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Вопрос от читателя:
Я начинаю паниковать: на всё растут цены и непонятно, будет ли у меня стабильный заработок через полгода.
Во что действительно стоит инвестировать дизайнеру в кризис?
Марина,
Санкт-Петербург
На этот вопрос ответили Ольга Лопатина и Александр Ковальский.
Ольга Лопатина
Продуктовый дизайнер в «Альфа-Банке». Работала фотографом, влюбилась в дизайн интерфейсов и сменила профессию. Обожает финтех, верит в метрики.
Раньше работала в Сбербанке, рисовала дашборды для big data.
Кризис — чаще всего редкое и труднопрогнозируемое событие, то, что Нассим Талеб называет «чёрным лебедем». Не паниковать не получится: вы к такому не готовились. Редко кому удаётся сохранять спокойствие во время шторма.
Но план действий точно нужен. Постарайтесь обдумать долгосрочную стратегию и какой-то минимум действий, которые должны помочь вам хотя бы остаться на плаву.
Прежде всего, пока есть возможность — обеспечьте себе финансовую подушку безопасности. Она даст вам продержаться, если что-то случится с работой.
Я бы предложила дизайнеру инвестировать в два направления.
Первое — образование, чтобы выглядеть привлекательно на рынке труда. Знания невозможно отнять и заблокировать, это основной капитал любого профессионала.
Причём учиться чему-то совершенно новому и кардинально менять сферу деятельности в кризис я бы не стала. Рекомендую воспользоваться квадратом Декарта и провести ревизию своих компетенций. Оценка покажет, что за короткое время для вас будет самым результативным, — на этом и стоит сконцентрироваться.
Плюс любая учёба — это отличный нетворкинг. Можно найти команду единомышленников и будущих коллег, можно попросить фидбэк и экспертную оценку.
Во-вторых, я бы обновила рабочую технику. Новый ноутбук точно не помешает — сейчас нельзя спрогнозировать, сколько ещё лет придётся на нём работать.
Постарайтесь не забывать, что кризис — это время новых возможностей (даже если вы этого не просили). Чтобы быть востребованными в такой ситуации, неизбежно придётся конкурировать на высоком уровне, и это сделает всех нас сильнее и профессиональнее.
Любой кризис развивается по похожему сценарию: экономика испытывает первичный шок, компании замирают и переходят в режим экономии ресурсов и ждут, когда прекратится спад. Сокращения, оптимизация бюджетов. На паузу ставятся все проекты, которые не могут приносить доход прямо сейчас, инвестиции замораживаются — все стараются сохранить как можно больше ресурсов, чтобы продержаться как можно дольше.
Для дизайнеров это плохая новость.
Мы по большей части обслуживаем проекты, связанные с развитием бизнеса. Нет перспектив — не нужен и дизайн. Первыми заканчиваются заказы на брендинг, иллюстрации и моушн-дизайн, потом отваливаются сайты и спецпроекты. Дольше всех держится UX/UI (но только поддержка, новые проекты никто не стартует) и рекламный сектор, но в этот раз по нему пришёлся самый тяжёлый удар.
Через полгода мы не увидим на рынке многих агентств: кому-то не хватит выручки, чтобы сохранить команду, а кто-то просто не успел выйти на нужную рентабельность, чтобы сейчас существование имело смысл.
По оценкам издания CMS Magazine, до 2020 года количество агентств, ведущих активную коммерческую деятельность (именно как компания со штатом и оборотами), составляло более 8 тысяч. К январю 2022 года их количество сократилось более чем в два раза, до 3–3,5 тысячи. В ближайший год мы увидим ещё одну волну «схлопывания» профессиональных команд.
На корпоративном рынке происходят сокращения или запрет на наём. Посмотрите на дизайн-команду «Ситимобила», которая перестала существовать за две недели марта, или на десяток крупных компаний, которые отказались от проведения стажировок. Что делать с деньгами в кризис — каждый решает сам, и компании почти всегда решают экономить.
В таких условиях ваша лучшая инвестиция — в работодателя, клиента и портфолио.
Не самый популярный тезис, но, чтобы поддержать вас, рынок должен выстоять, компании не должны закрываться, а ритм работы — падать. Вложитесь вашим временем в тендеры, приносите новые идеи тем клиентам, которые всё ещё с вами. Рисуйте, предлагайте новые концепции, способные поддержать и улучшить проекты.
Не получится — останется хорошо проработанный кейс, получится — у вас появится шанс безболезненно пройти сложные времена. Большая часть студий, переживших не один кризис, смогли выстоять именно инвестируя в отношения с клиентами. Это круговая порука, и начальная точка этого пути — именно вы, ваши идеи и ваша работа.