Дизайн
#Мнения

Спроси эксперта: что делать, когда не нравится заказчик?

Соосновательница иллюстраторского бюро о том, когда стоит взять себя в руки и продолжить работу, а когда лучше встать и уйти.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Вопрос читателя

Мне не нравится заказчик. Я не согласна с его политической позицией и мне неблизко его понимание, что такое красиво и правильно. Но я сейчас никак не могу отказаться от этих заказов.

На какие компромиссы пойти, чтобы это не отразилось на результатах работы?

Саша,
Чебоксары

Хадия Улумбекова дала большой комментарий, из которого вы узнаете:

Фото: из личного архива Хадии Улумбековой

Хадия Улумбекова


Иллюстратор, соосновательница иллюстраторского бюро «Вьюга».


Десять лет работаю иллюстратором и арт-директором бюро «Вьюга» и точно могу сказать: заказчик не будет нравиться всегда! Но это совершенно не значит, что надо себя мучить. Если работа сделана без души и желания, это всегда будет заметно.

Про личный опыт

В самом начале своей карьеры я бралась практически за любые задачи, которые часто не устраивали по гонорару, дедлайнам, но практически всегда не противоречили моим ценностям. Хотя поначалу, конечно, участвуешь во многом, где со временем не стал бы. И это нормально: у любого опытного иллюстратора и дизайнера за душой есть пара-тройка проектов, которые они не хотят признавать. Но всё равно это опыт, благодаря которому мы растём, и заказчики получают от нас всё более качественный продукт.

У каждого дизайнера есть свои ограничения: кто-то ни за что не согласится работать с табаком и алкоголем, кто-то не пойдёт в пропаганду.

Наша работа — это ещё и наша репутация, а не только источник заработка.

В мире дизайна и иллюстрации её легко запятнать не только пропущенным дедлайном, но и участием в сомнительных проектах. А так как интернет всё помнит, вам точно не нужно, чтобы всплыло ваше участие в таких делах. Важно понимать, что вы нарабатываете репутацию, чтобы в будущем она работала на вас.

Со временем у меня сложилась схема, которая помогает понимать — это «мой» заказ или нет:

  • Мне очень интересен заказ, и я могу уступить в цене. За классную задачу я готова взять меньший гонорар, если у заказчика ограничен бюджет.
  • Меня более чем устраивает гонорар, но проект не самый интересный. За приятную сумму я готова иногда взять менее интересную работу.

«Сейчас никак не могу отказаться». Про страх и проходные проекты

Часто иллюстраторами и дизайнерами, особенно на фрилансе, движет страх. Он будет всегда, и мои коллеги — и начинающие ребята, и профессионалы — обнаруживают себя в одном из двух состояний:

  • «Нет проектов!» Мы резко начинаем шерстить все каналы поиска заказов, набирать всё, что идёт в руки. Страшно, что про нас все забыли, и работы больше не будет никогда. К нам больше никто никогда не придёт!
  • «Набрали всего-всего». Оказалось, мы нужны, и ещё как. Правда, из-за страха сильно демпингнули по цене и проиграли сами: если бы не паника, назвали бы более выгодные для себя условия. И вот мы начинаем не успевать, волноваться, не спать ночами и выдавать некачественный результат.

Здесь важно остановиться и здраво оценить ситуацию, отделить воображаемую беду от реальной ситуации. Если вами действительно движет страх, мой совет — не торопитесь, подождите немного. Часто я сама в панике хваталась за малоприятные проекты, а буквально через пару дней приходил «проект мечты». Но у меня уже не было времени за него взяться.

Страх очень важно отследить, иначе замкнутый круг «нет заказов — беру любые проекты» не разорвать.

Профессионалу важно не только наращивать всевозможные скиллы, но ещё и отточить этот навык «выжидания», который позволит чаще брать приятные для души проекты.

А если вы в ситуации, когда вам просто необходима любая работа, то мой совет — не пытайтесь в этом положении найти «проект мечты». У вас вряд ли есть на это силы, и, скорее всего, вы сделаете не так круто, как могли бы. Как следствие, станете себя ругать, и что ещё хуже — усомнитесь в своей экспертизе и квалификации. Такое может надолго выбить из седла.

  • Берите «проходное», что совершенно не значит «плохое»: нормальный проект, без криминала и странностей, который вы сможете сделать быстро и качественно, без особых трудозатрат. Но важно сделать именно хорошо: это придаст вам сил, благодарность клиента поднимет самооценку, и вы пойдёте искать дальше что-то достойное. Не пренебрегайте «проходными» проектами (для меня, например, это были посты для социальных сетей небольших компаний, ресайзы, которые отдавали на аутсорс, или несложные детские книги). Заказчик не виноват, что не дотягивает до вашего идеала.
  • Копите деньги. Обязательно создавайте финансовую подушку. Начните сегодня же, с каждого гонорара или зарплаты отложите хоть что-то. Это в какой-то момент поможет вам отказаться от того, чем вы не хотите заниматься. Чтобы не набирать всё подряд, нужно чувствовать себя уверенно. И подушка безопасности отлично этому поспособствует.

Мне не нравится заказчик. Я ещё не согласился на проект

Почему он вам не нравится? Нужно разобраться, как и в любых отношениях с людьми. Часто можно вежливо обсудить то, что вам не по душе, и попробовать найти компромисс в этом.

  • Например, вам может не нравиться манера общения или время, в которое заказчик вам звонит. Не терпите, обговорите это.
  • А если вам неблизко понимание клиента, что такое «красиво и правильно» (хоть это и очень субъективные понятия), осознайте, что профессионал здесь вы, он пришёл к вам за качественной работой. Аккуратно и профессионально доносите до него свою мысль, показывайте на примерах, что будет лучше работать для его продукта. Задача иллюстратора, дизайнера или арт-директора частично в том, чтобы развить компетенции клиента в вопросах «красоты» и «правильности». Только ни в коем случае не свысока! Не доходите до аргумента «я художник, я так вижу». Вы и заказчик собрались вместе, чтобы решить задачу. То, что вы предлагаете, точно работает и бьётся с брифом, или это ваши амбиции?

У меня есть одно важное правило: я никогда не работаю с мудаками. Чаще всего их видно сразу. У каждого из нас есть какой-то список неприемлемых штук, не пренебрегайте им. Например, для меня это первое же письмо без представления и приветствия. Или когда мне шлют работы коллег с ультимативными комментариями «надо так же, только вместо красного зелёный», и я вижу, что даже если предложу подумать вместе, как ещё можно решить его задачу, не прибегая к копированию, то впустую потрачу время. А, например, к поздним письмам или сообщеним в воскресенье я отношусь спокойно — просто прочитаю его утром или в понедельник.

Если вам изначально некомфортно и какие-то простые человеческие диалоги не помогли, я бы советовала отказаться. В итоге вы в любом случае будете недовольны результатом, потратите время и силы. Или, что ещё хуже, упустите классный проект, потому что на него уже нет времени.

Мне не нравится заказчик. Я уже взял работу

Бывает, что ваши разногласия не сразу заметны, и поначалу всё идёт гладко. Но по ходу проекта растёт желание хлопнуть дверью и заблокировать контакт.

  • Постарайтесь наладить ситуацию со своей стороны. Раз за разом обосновывайте своё профессиональное мнение, что будет лучше для продукта.
  • Возьмите паузу «на подумать». Иногда заказчик понимает, что перегнул с комментариями, и начинает вести диалог совсем иначе.
  • Ни в коем случае не прибегайте к агрессии. А если агрессия идёт не от вас, дайте понять, что с вами в таком тоне общаться недопустимо.
  • Если позволяет время, предложите начать с нуля и не переживайте за потраченное время. Даже если вы не выиграете в оплате, со свежим взглядом сделаете гораздо более крутой проект в портфолио. Обязательно обсудите заново и перепишите бриф, дополните его недостающими деталями, чтобы получить более крутой результат.

Но если всё это не сработало и заказчик вас совсем не слышит, остаётся два выхода из ситуации:

  • Честно признаться, что он не ваш заказчик, а вы не его исполнитель. И разойтись. Да, вы потеряли время, возможно, деньги, но сохранили нервы. Случаются проекты, из которых лучше выйти — больше выиграете.
  • Если возможности выйти нет, постарайтесь спокойно, без скандалов и с честью довести работу до конца. Примите факт, что, возможно, проект не будет вашим предметом гордости.

Про потерю денег и сил

Выйти из неприятного проекта с потерями денег вдвойне обидно. Знайте: такой опыт не обошёл стороной ни одного профессионала. Это не повод ставить крест на себе в этой профессии. Но это точно повод взять время на отдых и немного прийти в себя, если есть возможность. Обязательно проанализируйте ситуацию, подумайте, в какой момент всё пошло не по плану, где вы могли что-то сделать иначе?

Провальные проекты — всегда почва для роста. Вот какие уроки я вынесла для себя:

  • Просите предоплату, если работаете напрямую. Даже если вы выйдете из проекта, у вас останется хоть что-то на руках. Уже не так обидно!

За мой дизайн не заплатили, но используют. Как быть? Отвечает основатель содружества графических дизайнеров.

Если вы работаете через агентство или бюро на крупного заказчика, то защищены договором. Даже если с вами не продолжат этот проект, будут обязаны выплатить гонорар.

  • Каким бы чудесным заказчик ни выглядел на первой встрече, обязательно поднимите вопрос: «А вдруг мы с вами на каком-то этапе поймём, что не подходим друг другу?» Обсудите взаимные обязательства и сколько вам заплатят в этом случае.

Про компромиссы и лайфхаки

В сложном проекте, когда не нравится заказчик, будет трудно найти компромиссы, которые не отразятся на результатах работы и не испортят для вас процесс. Нормальный здоровый проект протекает как диалог, где каждый слышит мнение друг друга, учитывает пожелания и готов ставить под сомнение своё мнение, чтобы найти более крутую и рабочую идею. Когда диалога нет, то и результаты могут быть печальными.

  • Если мы хотим довести проект с наименьшими качественными потерями, придётся прибегнуть к своим софт-скиллам и умению выстраивать диалог несмотря ни на что. Правильно аргументированное мнение сработает лучше, чем слепое внесение комментариев. И помните о паузах!
  • Ещё может помочь небольшой трюк, которым пользовался любой человек с долгим опытом работы: если комментариев пять, то попробуйте аргументированно отстоять четыре, а последний, самый несложный, активно поддержите. Дайте понять заказчику, что с его мнением в этом проекте тоже считаются.
  • Предложите созвон. Когда ситуация зашла в тупик, часто при живом общении компромисс находится быстрее.

Проблем добавляет то, что в проектах с непростой коммуникацией исполнителей часто заставляют принимать более категоричную позицию по поводу любого вопроса, чем в проектах, где все готовы сотрудничать. Я советую разбираться с компромиссами так:

  • Если возникают какие-то некардинальные правки, не отрицайте их с разбега. Например, всё-таки поменяйте цвет с красного на синий, если это не критично повлияет на результат. Не впадайте в состояние упрямого ребёнка. Взвесьте все плюсы: может, смена цвета даст вам в дальнейшем больше свободы?
  • Если речь идёт о более кардинальных изменениях — смело просите дополнительную оплату. Возможно, вам придётся перерисовать приятного вашему глазу персонажа на менее приятного, но за деньги это сделать проще.
  • И последний компромисс — это компромисс с собой. Есть проекты, в которых от нас, к сожалению, зависит не всё. И если вы решили довести такой проект, просто пообещайте себе в будущем внимательнее выбирать заказчика.

Про несогласие с политической позицией

Всё, о чём я говорю выше, — это проекты, в которых наш профессионализм сталкивается с непрофессиональным поведением, скверным характером или недобросовестностью заказчика. Но когда дело не в рабочих разногласиях, а в отношении к политически и социально важным вещам и событиям… Мне сложно будет тут дать какой-то аргументированный ответ. Особенно сейчас надо точно понимать свою позицию, и я думаю, что идти работать на противоположную — сомнительное занятие. Возьмите любую другую работу, это будет более выигрышным решением для вашей же психики.

В итоге

Самое важное, когда вы сталкиваетесь со сложными проектами, — это трезво оценивать ситуацию и достойно из неё выходить любым подходящим вам способом. Всегда помните, что даже самый маститый профессионал иногда не может завершить задачу желаемым образом, и вам не удастся обойти трудности на своём пути. Не бойтесь их. Мы не роботы и часто не можем влиять на сложившиеся ситуации, но можем вести себя в них достойно. Зачастую честный отказ делать то, что не нравится, круче, чем мучительная работа через силу. Круче как для репутации, так и для психики.

Никто не может гарантировать вам только хороших заказчиков. Вы встретите тех, кто пошатнёт вашу веру в себя и потратит ваши силы, и тут важнее, как будете вести себя в этой ситуации вы. Не переходите на личности, не опускайтесь до мелочности. Поймите, что ваша работа — это диалог вас с самим собой. Не ставьте свои внутренние ценности ниже гонорара. И обязательно анализируйте, почему этот сложный проект случился именно так.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована