Дизайн
#Мнения

Спроси эксперта: как не умереть к дедлайну от бесконечных правок

Что делать, если в последний момент клиент прислал слишком много правок, и почему в некоторых проектах можно пренебрегать планированием.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Вопрос от читателя:

Ситуация: до дедлайна осталось две недели, а клиент в последний момент прислал двести замечаний. Я понимаю, что не успею сделать всё в срок. Скажите, как в таком случае договориться с клиентом?

Николай Макаров,
Санкт-Петербург

На этот вопрос ответил Женя Арутюнов.

Женя Арутюнов


Арт-директор «Интуиции», автор книги «Сложный дизайнер».


Ссылки


Николай!

Прежде чем понять, как договориться с клиентом, нужно придумать, о чём мы хотели бы договориться.

Есть такой киношный ход: сначала показывают, что было «в конце», потом идёт длинная история, которая привела нас сюда, а потом выясняется, что то был ещё не конец, а конец только теперь. Ваш вопрос показывает нам кульминацию конфликта. Но чтобы понять, какой может быть развязка, нужно знать, как развивалась история. А это бывает очень и очень по-разному.

Например, проект скорее типовой и рутинный или он инновационный, изобретательский? Инновация — это необязательно научное открытие. Если раньше такое не делали — уже инновация.

В типовых проектах есть смысл точно планировать и строго соблюдать принятый процесс. Если был обозначен дедлайн для приёма замечаний и он истёк — стоит настаивать на завершении этапа без учёта новых вводных, а всё новое делать отдельным этапом. Если для клиента совершенно бесполезен результат без учёта новых замечаний — значит, это были не просто замечания. Это была уже новая задача. Нужно остановить проект, договориться о новых сроках, бюджете и двигаться дальше уже по новому плану.

В изобретательских проектах нет смысла цепляться за план, а есть смысл быть максимально восприимчивыми к любой новой информации. Двести замечаний — прекрасно, если они помогают найти то, что мы ищем. Ещё двести — супер. В таких проектах сложно представить, что две недели до дедлайна — это «последний момент». За две недели можно всё сделать заново, и ещё разок. И, конечно, в таких проектах постоянно передоговариваются о том, что делаем, а что уже не делаем, постоянно упрощают, выкидывают части — лишь бы найти то главное, ради чего затеяли проект.

А ещё дедлайн — он естественный или искусственный? Прозрачный или непрозрачный?

Дедлайн бывает естественным и искусственным. Естественный связан с событием, которое произошло бы и без нас. Откроется фестиваль, наступит Чёрная пятница. Событие может быть и своим, корпоративным, как ежегодный съезд франчайзи. Не Новый год, конечно, но ждать тоже не будет.

Искусственный дедлайн — это произвольно выбранная дата. Произвольность даты не значит, что сроки не важны, — мы ничего об этом не знаем. Но известно, что если не успеть к искусственному дедлайну, то задача не сгорит, а дедлайн может просто сдвинуться, и так сколько угодно раз.

Ещё дедлайн бывает прозрачным — когда всем известна одна и та же дата — и непрозрачным — это когда топы знают, что результат нужен в декабре, но менеджерам говорят, что в ноябре, а те врут исполнителям, что дедлайн в эту пятницу, «всё равно не успеют, пусть хотя бы суетятся».

Естественные дедлайны обычно прозрачны — все знают, когда Чёрная пятница. Такой дедлайн мотивирует, с ним легко и всё понятно. С естественным дедлайном ответы на «зачем», «когда» и «что будет, если не» обычно лежат на поверхности.

Искусственный, но прозрачный дедлайн может стать отличным инструментом контроля. Но только когда все понимают, зачем он нужен и что будет, если его сорвать. А будет — сложный и не самый приятный разговор, но никого не объявят виноватым и не отправят без разговоров доделывать. Работа с прозрачными, специально придуманными дедлайнами — это лучший способ не утонуть в неопределённости. Если команда так умеет, она может всё!

А вот непрозрачный искусственный дедлайн — это приглашение в плохую игру.

Подробнее о планах, дедлайнах и плохих играх читайте в книге «Сложный дизайнер», глава 5 — «Дедлайн и свобода». Книга платная, есть промокод «Скиллбокс».

Если дедлайн искусственный — возможно, стоит договориться о новом. И о том, как сделать, чтобы ситуация не повторилась. А если убедительного ответа на это нет — стоит договариваться об оплате процесса, а не результата.

Если дедлайн естественный, то договариваться нужно о том, что вы успеете сделать, а что не успеете.

* * *

Теперь, когда знаем, о чём хотим договориться, — можно и про «как». В общем случае ответ такой: вместе рассмотреть все возможные варианты — их плюсы и минусы — и выбрать лучший.

Для этого дизайнеру нужно знать как можно больше о контексте проекта: для чего он, на что влияет, с чем связан, кто в нём заинтересован, какие у них мотивы. А клиенту — как можно больше об устройстве проекта: что меняется быстро и безопасно, что долго и с рисками, что с чем связано и не связано, какие свойства глобальные, а какие изолированные.

Нужно разговаривать и искать решение.

Не всегда можно сказать: «Давайте делать так, потому что мы так уже договорились». В этом не всегда есть смысл и какая-то польза. А если и есть — ну, что делать, жизнь принесла новую информацию, новые вводные, требования, озарения — это не получится игнорировать. Не получится сказать: «Пожалуйста, просто отойдите от меня и вот эти свои новые мысли от меня уберите». С ними всегда нужно что-то делать.

Изучить ситуацию. Придумать вариант, который учитывал бы интересы обеих сторон. Договориться.

У вас есть вопросы к экспертам, которые разбираются в разных направлениях дизайна? Присылайте их на почту design.media@skillbox.ru.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована