«Можно делать всякий дизайн и потом над ним смеяться». Панк-интервью с Сашей Дорофеевой
Железногорск Курской области — колыбель мировой культуры личности.
Фото: официальная страница «Цикорий — арт-пространство в Железногорске» во «ВКонтакте»
В 2020 году на ярмарке Cosmoscow «Институцией года» признали ЦСИ «Цикорий» — «независимую площадку и некоммерческую организацию, занимающуюся художественной, выставочной и образовательной деятельностью в Железногорске (Курская область)». Физически это была бывшая пекарня и столовая. Юридически — «деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества». Душевно — любовь к искусству, осмысление жизни промышленного моногорода, энтузиазм, вечная молодость, манифестация искусства как «повода быть вместе».
В 2023 году «Цикорий» как городская арт-площадка существовать перестал.
Мы поговорили с основательницей, директором, куратором «Цикория» Сашей Дорофеевой о нём, о ней и о контексте всех творческих практик мира и Железногорска.
О городах
Александра Дорофеева родилась в 1994 году в Железногорске, Курская область. В 2015 году окончила МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «история искусств», в 2018-м — Эстонскую академию художеств по специальности «урбанистика». С 2016 года занималась выставочной деятельностью в составе арт-группы. В 2018 году стала соорганизатором 1-й Железногорской биеннале и основала Железногорский центр современного искусства «Цикорий»
«Артгид»
— Вы уехали из моногорода в Москву и вернулись на родину. Что именно люди, пожившие в столице, привозят домой?
— Из Москвы ничего привезти не удалось. А вот из Эстонской академии художеств приехала с верой в возможность простых коммуникаций, изменение устаревших процессов, креативный потенциал юности.
Там я исследовала связи между городским пространством и художественными проектами. Вернулась, чтобы теории проверить на практике, потому что в Железногорске отлично знаю среду.
А если про остальных вернувшихся, которых всё меньше, — они остаются пограничниками. И там, и здесь — всё не то.
В последнее время я чаще поощряю друзей уезжать. Пусть расскажут, как сейчас где-то там.
— Можно ли сделать свою маленькую родину более открытой и миролюбивой без опыта жизни в другом месте?
— Можно искренне хотеть это сделать, но без знакомства с инструментарием будет дольше. Думаю, хорошее образование и опыт работы в другом месте — отличный трамплин для таких затей.
— Как выводить культуру в моногороде повыше уровня самодеятельности в ДК? И надо ли это делать?
— Думаю, в ближайшие пять лет у всех, кроме ДК, нет шансов. Муниципалы нащупали позитивные коды и грантовые реки.
Нам остаётся только быть пользователями всех этих благ: ходить по мероприятиям каждый день и радоваться.
— Успех измеряется только Москвой? Это вредно для самосознания жителей регионов?
— Я думаю, хорошая новость в том, что связь с Москвой тоже разорвалась. Следить за местным ДК стало интереснее, чем за «Винзаводом». Местный чат в Telegram с мемами — интереснее The Blueprint.
Не получается только грамотно «упаковаться», но здесь Москва не поможет. Например, в поле графического дизайна: в Железногорске, разумеется, не знают про фирменный стиль. События запускаются со случайным визуальным языком: здесь линию подсмотрели где-то, тут художник только так смог. С одной стороны, это честно, с другой — как много может случиться открытий! А Москва не поможет не потому, что не может, а потому, что культурный разрыв гигантский, и было бы правильным вау-эффект создавать на месте.
— Почему культура, дизайн, креативные практики в промышленном городе — это андеграунд и страдание? Почему в Екатеринбурге привычно и приемлемо, а в Железногорске удивительно?
— Потому что искусство кристаллизуется через страдания!
А если серьёзно, то многое зависит от вкуса людей с большими деньгами. Кто-то понимает шарм пустоты и естественности, а кто-то слышит только громкие слова.
Осенью 2023 года ЦСИ «Цикорий» закрылся.
В ноябре 2023 года Саша Дорофеева решила участвовать в конкурсе на должность главы Железногорска, однако её не допустили из-за неполных пяти лет стажа на руководящих должностях.
Весной 2024 года в «Цикорий» вернулись ситуативные художественные практики, и он возродился как городское пространство экспериментов, идей и обсуждений. Но не как арт-институция.
О дизайне
Естественным образом «Цикорий» стал центром не только художественных, креативных, но и дизайнерских практик.
В конце 2023 года Саша Дорофеева издала первый железногорский глянец «Поглубже!» — журнал про железногорские креативные джунгли. Дизайн разрабатывала студия Holystick.
Читайте также:
— Какой дизайнерский опыт вы получили в «Цикории»? Где его теперь можно применять?
— Можно в принципе делать всякий дизайн и потом над ним смеяться.
Но прямо сейчас я сижу в типографии и готовлю в печать упаковку для канцтоваров, поэтому бойтесь своих желаний.
— На что способен визуальный язык?
— Навсегда увести в другой мир. Это сумасшедшая сила.
— Журнал «Поглубже!» — это панк? Панк может родиться не из позиции «против», а из позиции «ради»?
— С «Поглубже!» всё сложно: он тоже получился пограничником. Для зина он слишком понятный и качественный, для журнала из киоска «Роспечать» — пугающе непонятный. Мой парень до сих пор не смог его прочитать. Но в кофейнях «Поглубже!» всегда рады.
Я не понимаю, что такое панк сегодня.
— Как именно случилась дружба с «холистиками» и оформление журнала? Что вас зацепило друг в друге?
— Я была у них на курсе и просто влюбилась. Пригласила на воркшоп в Железногорск, и мы у меня на даче гадали по лунному календарю.
Я считаю, что подход Holystick — это тру искусство, потому что от их метода всегда будто немного дискомфортно, как в чистом поле. И хочется менять свою жизнь, чтобы с этим чистым полем резонировать.
Об искусстве
— Как размножается творчество?
— Как будто фильтровать сейчас важнее, чем размножать.
Хотелось бы, чтобы через пару лет мы писали в резюме «визионер», и это было окей. Всё, что мы сделаем для этого, будет считаться творчеством.
— Что токсично в арте, дизайне и культуре?
— Я за токсичность, потому что это хотя бы честно. Тихие отмены — вот это некруто.
Где-то я читала про агонистический плюрализм, и мне показалось, что там кроется отгадка ко всем загадкам, которые нас сегодня беспокоят.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: