Эксперименты с нейросетью: 5 свежих кейсов
Дизайнеры рассказали, как уже сейчас внедряют искусственный интеллект в работу и что из этого выходит.
Иллюстрация: Midjourney / Слава Родичев / Максим Микитенко / Аня Макарова для Skillbox Media
О том, что нейросети в скором времени заменят труд дизайнеров, не рассуждал разве что ленивый. Мы пообщались с ребятами из индустрии, которые уже попробовали возможности искусственного интеллекта на своих проектах, и узнали, что они думают о реальных плюсах и минусах инструмента и его ближайшем будущем.
В статье читайте:
- Тексты для немецкого сайта от ChatGPT
- Эксперименты со шрифтами на Midjorney
- AI-иллюстрации на Lamoda
- Эскизы татуировок из Midjorney
- Живописные работы в Stable Diffusion
Саша Базан
Дизайнер и co-founder в VOSK.
— Несколько месяцев назад мы начали сотрудничать с крупным дистрибьютором химической продукции из Германии. Клиент хотел переделать старый сайт и запустить продуктовый каталог. Также они планируют в будущем переделать айдентику, поэтому попросили определиться с глобальным визуальным стилем через сайт (способ так себе).
Главная проблема старого сайта в том, что он не был адаптирован к современным реалиям и выглядел как несколько страниц наборного текста с минимальным количеством полезной информации.
Миша Дериченко, который отвечал за пользовательский опыт, решил перегнать эти тексты через ChatGPT. Так мы получили короткую и довольно ёмкую выжимку и адаптировали её для сайта. Мы сэкономили довольно много ресурсов: не привлекали нэйтив-спикера с опытом в UX/UI-копирайтинге и у нас появилась нужная информация для старта работы за несколько часов.
Удивительно, что ChatGPT не ошибался даже в построении коммуникаций и описании сложных технических процессов химической дистрибуции. Все тексты утверждали сотрудники клиента, и вопросов у них не возникло.
Так как новый визуальный стиль должен лечь в основу будущего ребрендинга, мы не успевали проверить все свои гипотезы. Нейросеть помогла нам и здесь — мы генерировали реалистичные фотографии продуктов и абстрактные 3D-иллюстрации. Конкретный стиль будем искать уже во время разработки сайта.
Максим Микитенко
Продуктовый дизайнер, дизайн-лид в Novado, исследователь цифровой среды.
— Я заинтересовался нейросетями, когда увидел сгенерированные изображения Midjourney. Мой друг CG-художник скидывал мне в Telegram картинки роботов из «Евангелиона» в православном сеттинге. А я в ответ — роботов-богатырей.
Результат был абстрактным, но очень художественным. Смешивать разные смыслы и быстро получать концепт на любую идею — эта возможность меня поразила и вдохновила.
Тогда я был погружён в изучение шрифтов и типографики, поэтому решил попробовать сгенерировать буквы и посмотреть, что получится. Но оказалось, что Midjourney их «рисовала» плохо, а кириллицу не понимала вовсе. Модель нейросети выдавала глитч вместо букв.
Там, где получается непредсказуемый результат, открывается поле для творчества. Я сгенерировал много изображений по запросу «cyrillic letters». Затем искал среди абстрактных букв формы, которые меня зацепят. Я отрисовывал их в векторе, чтобы набить руку, почувствовать пластику формы и логику конструкции.
Но самое интересное случилось, когда я стал складывать из букв слова. Абстрактные буквы органично соединялись с метафорами, которые ассоциировались с их формой.
Нейросети генерируют очень похожее и знакомое, но вместе с этим оставляют ощущение (не)естественного, (не)человеческого, которое удивляет, заставляет обратить внимание и насторожиться.
Результаты такой переработки материала, я оформлял в карточки и выкладывал в своём «Инстаграме»*. Некоторые буквы были довольно убедительными, чтобы использовать их для создания визуальной коммуникации. Некоторые можно смело брать для альтернатив в свои шрифтовые проекты или спроектировать на их основе уникальный шрифт.
Мой опыт можно назвать творческим упражнением для поиска идей и демонстрацией работы с референсами. Может быть, это не самый очевидный подход. Но, кажется, подобные примеры комбинации профессионального опыта дизайнера и возможностей нейросетей имеют шанс стать платформой для прорыва в сфере визуальной коммуникации, графического и шрифтового дизайна.
Владимир Большаков
Head of Design в Lamoda. Отвечает за дизайн и коммуникации бренда.
— С 6 марта в качестве эксперимента мы разместили на странице Lamoda фотографии, созданные при помощи нейросети. Через изображения мы попытались показать текущие тренды моды, объединить их и в результате получить что-то совершенно новое.
Наша дизайн-команда учла последние показы, узнаваемые признаки модных домов, культурные направления и создала более 50 AI-иллюстраций для главной страницы. Также к нашему проекту в качестве эксперимента присоединились крупные бренды: Ecco, Love Republic, Urban Tiger, Rinascimento.
Когда пришла мода на искусственный интеллект, в одной из наших коллабораций с брендом Baon мы использовали нейросети. Это проект «инхаус», поэтому на старте нам нужно было самим понять, как работать с нейросетью, чтобы получить действительно качественные изображения.
Результат вышел вдохновляющий, поэтому мы решили сделать картинки с помощью искусственного интеллекта для главной страницы — и показывали их там целую неделю. А в телеграм-канале «Lamoda на связи» публиковали посты от виртуального редактора L Æ MØDA-11 (или Эла), который создавал контент также с помощью искусственного интеллекта.
С точки зрения конверсии, многие баннеры отработали в разы лучше стандартных. Также этот кейс вызвал резонанс и обсуждения в дизайнерском и IT-сообществе. Всего на проработку изображений ушло около 90 часов времени.
Генерация изображений даёт возможность не думать про экономию времени или ресурсов. Это интересный и непростой труд. На мой взгляд, в будущем многие дизайнеры будут глубоко специализироваться на создании контента с помощью AI.
— В декабре я решил промониторить «Профи» в поисках забавных заказов. Там я нашёл запрос на эскизы татуировок через нейросети: клиенту нужны были варианты представления известных рок-звёзд в образе животных.
Я находил портреты солиста группы Motörhead анфас и прогонял с добавлением запроса «monkey-like» через Midjourney. Пробовал разные формулировки, чтобы лучше понять, как нейросеть будет себя вести. Какие-то синонимы нейронка воспринимает лучше, какие-то хуже — тут дело в датасете, под которым она понимает то или иное слово. Важно было найти правильный референс для нейросети, с которого она чётко могла считать все черты персонажа и перенести на свои генерации.
Клиент принял результат и получил эскиз, а я — интересный экспириенс.
Спустя месяц мы с коллегой создавали иллюстрации для настольной карточной игры. Для быстрого поиска композиции и разных стилей персонажей генерировали изображения. Результаты мы могли включить сразу, но из-за перфекционизма решили перерисовать поверх сгенерированного ещё варианты. В итоговой работе не использовано ни одного изображения Midjourney, но референсы по композиции взяты с неё.
Иногда я экспериментирую и соединяю плакаты разных эпох и культур в поисках новых форм. Каждый раз результаты удивляют. Когда ты пробуешь совместить тематику астральных проекций, советского конструктивизма и игр Nintendo, получив результат за одну минуту, то это потрясает.
Мне очень нравится Midjourney тем, что она не требует погружения во внутренности ИИ и их изучение, а даёт наслаждаться генерацией своих промптов.
После скандала с реалистичными изображениями папы римского Midjourney закрыли для бесплатного пользования. Для меня это стало толчком, чтобы двигаться дальше и изучать другую нейросеть — Stable Diffusion. В ней гораздо больше возможностей для управления генерацией из-за открытого кода.
Самое главное в Stable Diffusion — её возможности к обучению. В отличие от Midjourney, в ней можно создать модель — например, загрузить около 30 фотографий своего лица и затем генерировать себя в любых позах и ситуациях.
То же самое применимо к любой другой визуальной тематике. Например, я это сделал с работами японских плакатистов: Юсаки Камекуры, Кадзумасы Нагаи, Сигео Фукуды, Коичи Сато, Икко Танаки. Японские дизайнеры мне были интересны использованием цвета и абстрактных форм. Сейчас я продолжаю исследовать тему адаптации плакатных стилей в Stable Diffusion и их смешения. О том, как это делать, я узнал по урокам в YouTube от Хачатура Аванесяна.
Думаю, очень важно делиться своим опытом и ошибками в процессе. Моё совместное изучение с коллегами и друзьями помогло мне быстрее продвинуться, и именно из-за такой стратегии нейросети и смогли так быстро развиться. Если кому-то также интересна тема — всегда можно написать мне в Telegram.
— Из генераций ИИ мощно лезет эстетика «смотрите, это сделано нейросеткой», что концептуально неинтересно, и как финальная картинка меня такой результат не устраивает. Но обращение к ИИ вносит нужный драйв и рандом в композицию, сюжеты и цвет.
В одном из первых экспериментов я использовала Stable Diffusion — основой для генерации сюжетов стала серия живописных работ. Это серия о будущем, там разные темы, те, которые я показываю, — один сюжет о молитве, а второй о надежде. Промпт для Stable Diffusion я формулирую уже так, как я фигуративно представляю эту тему, например первый был «girl praying in blood bath», а второй — «cuddling lovers gentle pink».
Мне хотелось возить маслом по холсту, а делать эскизы в цвете и заниматься долгим поиском нюансов — нет. Поэтому я нагенерила себе по сто версий для каждого запроса: что-то склеила в коллаж, где-то просто поправила композиционно и перенесла на холст.
Когда работаешь с экспрессивными материалами — например, выливаешь тушь на бумагу, чтобы получившееся пятно выражало что-то определённое, — надо сделать 150 итераций этого пятна, чтобы найти нужное. К ИИ у меня такое же отношение. 99% нагенеренного будет мимо, зато 1% — в яблочко. Вот это и идёт в работу.
Пробовала аналогичный подход к цифровой иллюстрации, где сюжет мне задаёт ИИ, а я уже дорабатываю. Например, это сюжет «женская дружба» и промпт «two girls in a pool holding hands». Понравилось, что ИИ придумал классное освещение, которое я могу взять в доработку:
Ещё недавно попробовала генерацию анимации — мне интересно, как ИИ видит морфинг, что и во что он это превращает. Здесь тоже не хватает финализированности картинки — мне бы хотелось сверху пройтись ротоскопом в своём стиле, но пока руки не дошли. Но как генерация идей для морфинга — анимация ИИ отлично работает.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».