ABC Dinamo: вариативные шрифты как вектор будущего дизайна
Швейцарская шрифтовая студия рассказывает о новой главе в истории типографики.
Артём Голяков / предоставлено институтом «Стрелка»
ABC Dinamo в первую очередь известна как популяризатор вариативных шрифтов, которые всё чаще встречаются в диджитал-среде. Начав свою работу как небольшая студия в швейцарском городе Базеле, она развилась в крупную компанию с представительствами в разных странах.
В её портфолио более 20 уникальных шрифтов, а среди клиентов есть такие, как Nike, Bauhaus, Dazed & Confused, Harvard Graduate School of Design и многие другие. Этим летом основатели студии приехали на «Стрелку», где провели двухдневный воркшоп.
Мы поговорили с Йоханнесом Брайером и Фабианом Харбом о том, как создать свой вариативный шрифт и в чём его преимущества перед традиционными форматами типографики.
— Что такое вариативные шрифты?
— Вариативные, или переменные, шрифты — это отчасти новый, а отчасти производный формат. У такого шрифта нет отдельных файлов с жёстко заданными стилями (Regular, Regular Italic, Bold, Bold Italic и им подобными). Файл со шрифтом всего один, но он позволяет получить великое множество начертаний.
Самое крутое в вариативном шрифте — кастомизация. Вы можете очень точно настроить, насколько тонким (Narrow) или насыщенным (Bold) будет любое начертание, какой наклон будет у его курсивного варианта и так далее.
— Как эти шрифты появились и когда стали популярны?
— Вариативные шрифты — наследники шрифтов Multiple Master (шрифтов MM). Эта технология появилась ещё в девяностые, но долго буксовала — мешали медлительные компьютеры и низкая скорость интернета. Зато последние пять-шесть лет вариативные шрифты развивались весьма бурно. Этому помогают улучшения веб-дизайна и браузеров.
— А как использовать их преимущества на практике?
— Во-первых, конечные пользователи могут гибко настраивать внешний вид шрифта. Поэтому легче создать дизайн, в котором важны детальность и нюансы, получить более интересную и акцентированную типографику.
Во-вторых, дизайнеру проще «сбалансировать серые» (оттенки серого), чтобы подружить на печатной странице шрифты разных начертаний и размеров.
В-третьих, вариативный шрифт помогает повысить интерактивность сайта и доступность контента. Его вид можно изменять в зависимости от действий посетителя и других условий. Например — анимировать смену начертаний при попадании курсора на нужные элементы или менять контраст, толщину, пропорции и размер букв в зависимости от времени дня.
А всем скептикам и консерваторам скажем: вариативные шрифты умеют то же самое, что и обычные. И работать с ними можно абсолютно так же. Если вам нужен обыкновенный Bold или Regular, то просто берите стандартные начертания (их уже задал разработчик) — и ничего под себя подстраивать не придётся.
— С помощью каких инструментов создают вариативные шрифты? Есть ли какие-то тонкости?
— В Dinamo мы в основном работаем с Glyphs App и Dinamo Font Gauntlet. Чтобы использовать преимущества вариативного шрифта, нужно настроить у него оси вариативности (axis) — насыщенности, ширины, наклона и так далее. Для каждой оси задаются крайние начертания, определяющие множество промежуточных вариантов.
Ещё один нюанс: разработчику стоит тщательнее проверять готовый шрифт, испытывать его в деле. То есть смотреть, чтобы отдельно взятые начертания были читабельными, а переходы между ними красиво анимировались вдоль всей оси и не портили дизайн.
— Как думаете, какие перспективы у вариативных шрифтов?
— Мы в Dinamo искренне верим, что вариативные шрифты станут отраслевым стандартом в ближайшие годы. Ведь у них много преимуществ: от расширения дизайнерских возможностей до более лёгкого администрирования и высокой скорости загрузки. Так как файл шрифта один, то и обращение к серверу нужно всего одно.
Однако сперва предстоит подружить с ними множество отраслевых программ — возможно, даже серьёзно доработать их функциональность. Задача непростая, и быстро её решить не получится, но мы уверены, что оно того стоит. Поэтому мы ждём не дождёмся, когда вариативные шрифты завоюют доверие и поддержку. Например, у производителей софта для работы с видео и 3D.