Дизайн
#Мнения

9 уроков из личного опыта: как экономист превратился в дизайнера

Личный опыт автора убеждает, что все ограничения мы придумываем себе сами. Вдохновляющая история для тех, кто хочет что-то изменить.

Фото: предоставлено Григорием Любачевым

Григорий Любачев

эксперт

об авторе

Сооснователь CRM «Пачка». Когда не делает интерфейсы, делает обувь.


Ссылки


Я никогда не видел себя дизайнером, никогда не планировал им быть. Я просто рисовал, делал плакаты, затем интерфейсы, и как-то незаметно это стало моей профессией. Мои взаимоотношения с дизайном довольно необычны и переплетаются с другим опытом. Я поделюсь с вами своей историей и выводами, которые делал по ходу. Надеюсь, будет полезно.

До стартапов

Наверное, стоит начать с того, что в детстве я ходил в художественную школу. Кажется ерундой, но это дало мне некую уверенность: я мог считать себя художником. Художку я так и не закончил из-за плотного графика и загруженности в гимназии. Зато начал копаться в Photoshop и повторять уроки с DeviantArt. Подсел на это дело и даже попросил у родителей подарить мне графический планшет.

К рисованию я не относился серьёзно: делал коллажи, граффити для друзей во «ВКонтакте» и тому подобное. В 2010-м наткнулся на сайт ADME, который тогда был посвящён рекламной индустрии. Там меня зацепил раздел с конкурсами. И я поучаствовал в конкурсах плакатов и обложек от ООН, журналов «Афиша», Hooligan и других.

Плакат для конкурса ОНН — жаль, обещания не сбылись
Изображение: предоставлено Григорием Любачевым

На каникулах с двоюродным братом Пашей мы делали игры для айфонов. Он работал в конструкторе Gamesalad, а я рисовал в Photoshop. Было увлекательно придумывать персонажей, механику и уровни. В итоге мы выпустили пару казуалок (Казуальная игра (от англ. casual game) — компьютерная игра «для всех». Здесь простые правила и не нужно каких-то особых навыков, поэтому играть в неё можно практически с ходу. — Ред.)

Меню нашего главного хита Captain Gingerbeard (досл. «Капитан Рыжая Борода»)
Изображение: предоставлено Григорием Любачевым 

Учёба в школе подходила к концу. И, когда решал куда поступать, взглянул на предметы, которые мне давались легче других: математика, обществознание и английский. К тому же хотелось пожить в другой стране. Поэтому поехал учиться экономике в Швецию.

О дизайнерской карьере я тогда вообще на задумывался, просто занимался дизайном в свободное время. А в Швеции даже попробовал этим подрабатывать. Предлагал делать плакаты местным клубам. В итоге оформил пару мероприятий.

Урок первый. Сначала проще делать то, что хочется: картинки, плакаты, сайты или интерфейсы. Главное — не бойтесь, делайте и делитесь этим с другими. Вы освоите инструменты, начнёте понимать принципы и избавитесь от страха обсуждения и критики.

Через продукт к дизайну

Первый серьёзный проект я начал на втором курсе бакалавриата в Швеции, на одном из местных стартап-мероприятий — Startup Live Jönköping. Я записался на него как дизайнер, потому что больше ничего не умел. Там я стал частью команды Glean. Помню, тогда я еле-еле накидал интерфейс в Photoshop. И всё же за выходные мы сделали прототип приложения и выиграли один из призов — офисное пространство и менторство.

Так как рисовать макеты в Photoshop было для меня мучением, мы принялись искать дизайнеров. Я рассказал про Dribbble, поэтому с него мы и начали. На удивление, аудитория там оказалась очень отзывчивой. В наш двухнедельный стартап на собеседование приехал парень Джон из соседнего города. Он только закончил знаменитую шведскую дизайн-школу Hyper Island и сам искал интересные проекты.

Макет главного экрана, который мы сделали с Джоном в 2013 году
Изображение: предоставлено Григорием Любачевым

С приходом дизайнера я взял на себя роль менеджера продукта. Этот термин тогда только входил в обиход. Дизайнеру, разработчику и бизнесмену сложно общаться на одном языке. Кто-то должен был решать эту проблему. Так как я разбирался в двух сферах из трёх, мне и досталась роль переводчика. Сыграло на руку и то, что до мероприятия я читал Techcrunch и VC.RU (тогда Siliconrus). В глазах других это делало меня почти экспертом в мире IT.

Ещё через пару недель и всего лишь с макетами на руках мы попали в финал стартап-конкурса в Берлине Next Berlin. Хотя тогда мы и не выиграли, но приобрели кучу опыта. Подробнее об этом я рассказывал здесь.

Позже я решил выйти из проекта. А ребята оказались упорными. Проект в итоге прошёл в Y Combinator (это самый крупный, влиятельный и успешный бизнес-акселератор для IT-стартапов. — Ред.).

Урок второй. Полезно примерить на себя разные роли. Если вы дизайнер, то так вы поймёте, чего от вас хочет команда. А может, вы вообще решите стать разработчиком или менеджером.

Techcrunch Disrupt

В сентябре 2013 года я получил возможность съездить на топовую конференцию Techcrunch Disrupt и представить там свой проект. Я уже успел уйти из Glean, и, чтобы не терять стенд на выставке стартапов, мы с партнёром Димой быстренько сделали новый проект.

А взялись мы за учёт посещаемости студентов. Придумали приложение Alosko. Суть была такова: преподаватель называет аудитории кодовое слово, а студенты вводят его в приложении на своих смартфонах. Попутно проверяется их геолокация и запоминается время. Вот так: быстро, просто и без утомительных перекличек.

Разработку мы решили аутсорсить, а вот дизайн я взял на себя. Времени было в обрез, прототип нужен был уже через месяц. Я долго гуглил что-то типа «vector tool for UI design», так как не мог смириться, что все макеты делались в Photoshop. В один прекрасный момент я наткнулся на Sketch — и моя жизнь изменилась. Я открыл его и понял, что теперь мне будет в кайф делать интерфейсы.

В итоге наши аутсорсеры даже предложили мне работу, когда другие их клиенты стали спрашивать, кто делал дизайн в проекте. Я был шокирован, так как мне он казался совсем не профессиональным.

Прямо перед мероприятием нам написал профессор из Университета Утрехта (нидерл. Universiteit Utrecht. — Ред.). Даже не знаю, как он на нас вышел. Он стал нашим первым пользователем и с помощью Alosko проверял посещаемость класса в 400 человек.

Урок третий. Правильный инструмент может приумножить ваши возможности. Не переставайте искать новое.

Хакатон

Перед конференцией Techcrunch устраивает крупный хакатон. Мы с Димой тоже захотели поучаствовать. Только вот он знал лишь основы разработки, а я едва скачал Sketch. А захотели мы сделать распределённое и безопасное облачное хранилище. Эта идея понравилась многим участникам, и к нам присоединились несколько разработчиков из Apple и Microsoft.

За 24 часа мы сделали демоверсию и заняли второе место. Призом стало выступление сразу после Марка Цукерберга и перед Мариссой Майер.

Демо на хакатоне Techcrunch Disrupt SF 2013

Из курьёзного: нам даже предложили сняться в сериале HBO «Кремниевая долина» (тогда его ещё хотели назвать Deep Tech). Но мы уже вернулись в Россию и пришлось отказаться.

Урок четвёртый. Нет каких-то более умных, талантливых, знающих людей, которые творят чудеса. Каждый может делать вещи на мировом уровне, если будет пробовать.

Staply

Вернувшись домой, мы пытались развивать проект с хакатона, но потом решили уйти в корпоративный мессенджер с уклоном в обмен файлами. Так появился Staply.

В продуктовой команде нас было трое. Я отвечал за дизайн и продукт, Андрей — сначала за вёрстку, но быстро подключился к дизайну, а Максим делал backend.

Это была пора экспериментов. Мы безумно заморачивались на интерфейсе: для списка чатов использовали плитки, для вложений придумали новый вид. При этом реальные проблемы пользователей мы тогда толком не понимали.

В это время я как раз закончил бакалавриат и поступил на магистратуру в Высшую школу менеджмента СПбГУ. Переход из экономики в менеджмент выглядел логичным. Я хотел понять, как управляют созданием продуктов.

Так выглядел Staply
Изображение: предоставлено Григорием Любачевым

Мы не понимали не только проблемы пользователей. Вскоре стало очевидно, что мы совершенно не знаем американский рынок, для которого делаем продукт. В итоге мы запускались раза три под разными вывесками в надежде на органический рост. Его не произошло.

Урок пятый. На одном визуальном дизайне далеко не уедешь. Сделать классный продукт можно только для тех, кого ты реально понимаешь. То есть надо либо самим быть аудиторией своего продукта, либо постоянно с ней общаться.

«Мобильное предприятие»

Переезжать в Штаты мы не хотели, а разница во времени и расстояние не позволяли выстраивать отношения с пользователями. Поэтому в начале 2016 года мы решили сфокусироваться на российском рынке.

Это решение всё изменило. Нам стало ясно, что делать и для кого. Мы начали активно рассказывать о себе. Проводили кучу пилотов.

Одновременно с этим я решил попробовать себя в стратегическом консалтинге. Так я оказался на стажировке в BCG (Boston Consulting Group — международная компания со специализацией в управленческом консалтинге. Входит в «большую тройку управленческого консалтинга». — Ред.). Я поработал там лето и получил оффер. И отказался. Почему это важно? Тогда я впервые сделал осознанный выбор в пользу дизайна.

Вскоре на нас вышел «Билайн» и на базе Staply мы запустили продукт «Мобильное предприятие». Сейчас им пользуются десятки тысяч компаний по всей России.

Наши процессы споткнулись о проблемы роста. Одной из них был наш подход к дизайну. Раньше мы воспринимали макеты как финальное ТЗ. То есть мы вместе всё обсуждали, а я был вроде модератора, который зарисовывал идеи и задавал вопросы.

Когда команда выросла до 40 человек, это перестало работать. Уже не получалось разом обсудить своё решение со всеми участниками. Из-за этого команда не понимала смысла продуктовых и дизайнерских решений. Без этого мы теряли обратную связь от разработчиков: они превращались просто в исполнителей. Мы же скучали по ощущению совместного творчества. Но как же его вернуть?

Урок шестой. Качество рождается в командной работе. Общаясь, дизайнеру проще погружаться во все аспекты разработки и не терять связь с бизнесом. Это позволяет двигаться быстрее и избегать лишней работы.

«Пачка»

Чтобы справиться с этой проблемой, мы начали работать по-новому. Теперь мы вместе решаем, что хотим реализовать за месяц, разбиваемся на команды и уже в них продумываем финальный вид каждого решения. Этот подход мы подсмотрели у Basecamp. Пока прошло два таких цикла, и результаты воодушевляют.

Уже на первом цикле мы запустили целый продукт — это «Пачка», простая CRM для тех, кто работает на себя.

Канбан-доска в «Пачке»
Изображение: предоставлено Григорием Любачевым

Урок седьмой. Экспериментируйте, меняйтесь и не бойтесь больших перемен.

Сегодня

Мы в компании все работаем удалённо. Это открывает совершенно безумные возможности: например, я параллельно учусь на дизайнера аксессуаров во флорентийском университете Polimoda.

Когда я понял, что работа, обучение и развлечение проходят за компом, то мне захотелось делать что-то руками, и это совпало с ощущениями моего отца и дяди. Мы наткнулись на кожевенное дело — и нас зацепило.

По постам умельцев в Instagram* мы вместе научились делать простые кошельки, кардхолдеры и чехлы. А потом даже открыли маленькую мастерскую в Петербурге. Выкройки я, конечно же, делаю в Sketch.

Работа руками меня многому научила: как не бояться ошибок, планировать работу и наслаждаться результатами. Я захотел освоить все тонкости. Так я решил поехать во Флоренцию. Я чувствовал, что в мире моды есть чему поучиться.

И этот мир меня поразил. Это первая сфера, которая перестала продавать продукт как функцию. Здесь продают идеи. И этих идей от тебя ожидают много и часто. Раньше было два сезона в год, сегодня их уже больше десяти. Там я многое понял, но это тянет на отдельную статью.

Урок восьмой. Не переставайте учиться. При этом можно не зацикливаться на текущей профессии. Самое ценное знание может быть где-то рядом.

В завершение

Такой путь был бы невозможен без людей, которые поддерживали меня всё это время: давали дельные советы, предоставляли ресурсы и позволяли отлучаться на сторонние проекты.

Поэтому спасибо моему отцу и партнёрам Диме, Андреям и Максу. Посмотрим, что будет дальше.

Урок девятый. Карьера или стартап — как длительный поход. Поэтому объединитесь в команду c единомышленниками и поддерживайте друг друга. Так вы, скорее всего, пройдёте дальше.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована