Это плагиат? 8 случайных и неслучайных совпадений в дизайне
«Сбер», Facebook* и Канье Уэст — это неполный список обвиняемых в дизайнерском плагиате. Читайте истории о брендах-двойниках в нашей подборке!
: david pereiras / shutterstock
18+
В статье цитируются материалы Фёдорова М. Я. (Oxxxymiron), объявленного в России иностранным агентом.
Кража интеллектуальной собственности — одно из самых трудно доказуемых преступлений. Любой дизайнер видит работы коллег, и это неизбежно влияет на его творчество. Да и просто размышляя на одни и те же темы, люди придумывают схожие решения. А когда идеи заимствуют намеренно, встаёт вопрос — насколько нужно переработать чужое, чтобы назвать своим?
Грань между плагиатом и совпадением провести сложно. В нашей подборке — примеры похожего дизайна. Некоторые истории закончились судебными разбирательствами, а другие не вышли за рамки обсуждения в соцсетях.
Финтех-стартап vs Facebook*
В прошлом году стартап Current выиграл суд у Facebook*, обвинив корпорацию в плагиате. Предметом спора стал логотип Calibra — дочерней компании платёжной системы Libra, которая принадлежит Facebook*.
Обе компании занимаются финансами. Current — это блокчейн-приложение для мобильного банкинга. Calibra — сервис по управлению платёжной системой на базе криптовалюты. Но на этом совпадения не заканчиваются: разработкой обоих логотипов занималось агентство Character с разницей в два года — в 2017-м был сделан дизайн для Current, в 2019-м — для Calibra.
Стартап подал в суд и на Facebook*, и на дизайнерское агентство — иски удовлетворили. В 2020 году проигравшая компания провела ребрендинг: платёжную систему Libra переименовали в Diem, а криптокошелек Calibra — в Novi. Логотип, признанный плагиатом, заменили на другой:
Бельгийский театр vs Олимпиада в Токио
Символ Олимпийских игр в Токио, которые не состоялись в 2020 году, был выбран не сразу. Первый логотип напоминал фирменный знак бельгийского театра Theatre de Liege:
Эмблему для Олимпиады в Токио разработал японский дизайнер Кэндзиро Сано. О плагиате заявил его бельгийский коллега Оливье Дэби, который на несколько лет раньше сделал логотип театра Льежа, — он подал иск в суд.
История получила широкий резонанс. К цветовой гамме олимпийского символа тоже возникли вопросы: похожие оттенки в 2011 году использовали дизайнеры Hey Studio в постере в поддержку Японии после землетрясения.
Несмотря на то, что эмблема Токио уже была утверждена оргкомитетом, от неё отказались, не дожидаясь суда. Новый логотип для игр в Токио выглядит так — его незначительно переделывали ещё раз из-за переноса события:
Walmart vs Канье Уэст
Известный рэпер с 2009 года выпускает кроссовки под собственным брендом Yeezy. Сначала проект был реализован в коллаборации с Nike, теперь Канье Уэст сотрудничает с Adidas. Для новой линейки кроссовок предложили логотип из чёрных точек, собранных в линии, которые расходятся от центра. Рэпер подал заявку на патент товарного знака, но столкнулся с жалобой от сети американских супермаркетов Walmart. На логотипе торговой сети шесть похожих лучей.
Логотип Walmart используется с 2007 года. В конце апреля представители бренда отправили обращение в американскую патентную службу. Согласно их заявлению в CNN Business, в Walmart опасаются, что новый логотип создаёт путаницу для покупателей. Решение патентной службы по этому вопросу ещё неизвестно.
Магазин посуды vs Студия Лебедева
В 2020 году Студию Артемия Лебедева обвинили в плагиате: жалоба поступила от основателя интернет-магазина предметов для дома Half & Half. Причиной стал логотип приложения Street Hero, созданный в рамках программы экспресс-дизайна: студия предлагала представителям малого бизнеса значительно сниженную цену (100 тысяч рублей), при этом клиент не мог оспаривать результат или вносить правки.
Логотип Half & Half сделан арт-директором института «Стрелка» и преподавателем ВШЭ Анной Кулачек. О судебных исках информации нет — вероятно, дело ограничилось обсуждением.
Это не единственное обвинение в плагиате в адрес Студии Артемия Лебедева. Например, логотип Ярославля сравнили с фирменным знаком американского бренда гигиенических товаров.
Часовой салон vs «Сбер»
Когда «Сбер» анонсировал новый логотип с галочкой, банк обвинили в плагиате представители сети часовых салонов AllTime.
Товарный знак AllTime был запатентован в 2018 году. Ретейлер подал первый иск на «Сбер» осенью прошлого года, но его вернули без рассмотрения, указав на процессуальные нарушения. В марте 2021 года от AllTime поступил иск повторно. Сеть магазинов часов оценивает ущерб на миллиард рублей.
Лео Луганский vs Земфира (в 2023 году объявлена в России иностранным агентом)
Обложку для Земфиры (объявлена в России иностранным агентом) придумал Демна Гвасалия — грузинский дизайнер и создатель бренда одежды Vetements. Совпадение обнаружилось, когда Лео Луганский опубликовал пост в Twitter со сравнением двух обложек и подписью «рекламная пауза».
До суда дело не дошло, хотя в работах совпадает и название, и идея с перечёркнутым словом. Впрочем, сама идея не уникальна, похожий приём использовали и другие музыканты:
Библиотека Конгресса США vs британская American Library
Дизайн-студия The Click в 2021 году разработала логотип для американской библиотеки в британском городе Норидже: на нём изображён разворот книги, напоминающий флаг США. Знак сравнивают с бывшим символом библиотеки Конгресса, в который, по словам дизайнеров, заложена та же самая идея. Его разработкой занималась известная студия Chermayeff & Geismar & Haviv.
Это интересный пример, когда совпадает и сфера деятельности брендов, и графика логотипов, и их концепция. Между тем о судебных исках пока не слышно. Возможно, потому что библиотека Конгресса этот знак уже не использует: в 2018 году её айдентику обновили в студии Pentagram.
Художник-граффитист vs калифорнийский бренд одежды
Граффитист Futura (Леонард Хилтон МакГурр) обвиняет бренд одежды The North Face в использовании своей работы для товарного знака новой коллекции. В линейке выпускают верхнюю одежду с водонепроницаемой мембраной. Коллекция называется FutureLight — название можно счесть отсылкой к псевдониму художника.
Символ, который использован в логотипе бренда, — это изображение атома, один из лейтмотивов художника, который фигурирует во многих его работах. Более того, Futura активно сотрудничает с производителями одежды — рисует принты. Он делал коллаборации с Nike, Uniqlo, Сomme de Garcon и, в частности, уже работал с The North Face.
Теперь Futura подал судебный иск на бывшего заказчика. Он требует отменить регистрацию знака FutureLight и выплатить компенсацию в тройном размере.