Дизайн
#подборки

Это плагиат? 8 случайных и неслучайных совпадений в дизайне

«Сбер», Facebook* и Канье Уэст — это неполный список обвиняемых в дизайнерском плагиате. Читайте истории о брендах-двойниках в нашей подборке!

: david pereiras / shutterstock

Кража интеллектуальной собственности — одно из самых трудно доказуемых преступлений. Любой дизайнер видит работы коллег, и это неизбежно влияет на его творчество. Да и просто размышляя на одни и те же темы, люди придумывают схожие решения. А когда идеи заимствуют намеренно, встаёт вопрос — насколько нужно переработать чужое, чтобы назвать своим?

Грань между плагиатом и совпадением провести сложно. В нашей подборке — примеры похожего дизайна. Некоторые истории закончились судебными разбирательствами, а другие не вышли за рамки обсуждения в соцсетях.

Финтех-стартап vs Facebook*

В прошлом году стартап Current выиграл суд у Facebook*, обвинив корпорацию в плагиате. Предметом спора стал логотип Calibra — дочерней компании платёжной системы Libra, которая принадлежит Facebook*.

Изображение: логотип Current и логотип Calibra / Twitter

Обе компании занимаются финансами. Current — это блокчейн-приложение для мобильного банкинга. Calibra — сервис по управлению платёжной системой на базе криптовалюты. Но на этом совпадения не заканчиваются: разработкой обоих логотипов занималось агентство Character с разницей в два года — в 2017-м был сделан дизайн для Current, в 2019-м — для Calibra.

Стартап подал в суд и на Facebook*, и на дизайнерское агентство — иски удовлетворили. В 2020 году проигравшая компания провела ребрендинг: платёжную систему Libra переименовали в Diem, а криптокошелек Calibra — в Novi. Логотип, признанный плагиатом, заменили на другой:

Изображение: Novi

Бельгийский театр vs Олимпиада в Токио

Символ Олимпийских игр в Токио, которые не состоялись в 2020 году, был выбран не сразу. Первый логотип напоминал фирменный знак бельгийского театра Theatre de Liege:

Изображение: бывший логотип Олимпийских игр в Токио, логотип Theatre de Liege

Эмблему для Олимпиады в Токио разработал японский дизайнер Кэндзиро Сано. О плагиате заявил его бельгийский коллега Оливье Дэби, который на несколько лет раньше сделал логотип театра Льежа, — он подал иск в суд.

История получила широкий резонанс. К цветовой гамме олимпийского символа тоже возникли вопросы: похожие оттенки в 2011 году использовали дизайнеры Hey Studio в постере в поддержку Японии после землетрясения.

Изображение: Hey Studio

Несмотря на то, что эмблема Токио уже была утверждена оргкомитетом, от неё отказались, не дожидаясь суда. Новый логотип для игр в Токио выглядит так — его незначительно переделывали ещё раз из-за переноса события:

Изображение: старый и новый логотипы Олимпийских игр в Токио

Walmart vs Канье Уэст

Известный рэпер с 2009 года выпускает кроссовки под собственным брендом Yeezy. Сначала проект был реализован в коллаборации с Nike, теперь Канье Уэст сотрудничает с Adidas. Для новой линейки кроссовок предложили логотип из чёрных точек, собранных в линии, которые расходятся от центра. Рэпер подал заявку на патент товарного знака, но столкнулся с жалобой от сети американских супермаркетов Walmart. На логотипе торговой сети шесть похожих лучей.

Изображение: предполагаемый знак Yeezy и знак Walmart / Twitter

Логотип Walmart используется с 2007 года. В конце апреля представители бренда отправили обращение в американскую патентную службу. Согласно их заявлению в CNN Business, в Walmart опасаются, что новый логотип создаёт путаницу для покупателей. Решение патентной службы по этому вопросу ещё неизвестно.

Магазин посуды vs Студия Лебедева

В 2020 году Студию Артемия Лебедева обвинили в плагиате: жалоба поступила от основателя интернет-магазина предметов для дома Half & Half. Причиной стал логотип приложения Street Hero, созданный в рамках программы экспресс-дизайна: студия предлагала представителям малого бизнеса значительно сниженную цену (100 тысяч рублей), при этом клиент не мог оспаривать результат или вносить правки.

Изображение: логотип Half & Half и логотип Street Hero

Логотип Half & Half сделан арт-директором института «Стрелка» и преподавателем ВШЭ Анной Кулачек. О судебных исках информации нет — вероятно, дело ограничилось обсуждением.

Это не единственное обвинение в плагиате в адрес Студии Артемия Лебедева. Например, логотип Ярославля сравнили с фирменным знаком американского бренда гигиенических товаров.

Часовой салон vs «Сбер»

Когда «Сбер» анонсировал новый логотип с галочкой, банк обвинили в плагиате представители сети часовых салонов AllTime.

Изображение: логотип AllTime и логотип «Сбер»

Товарный знак AllTime был запатентован в 2018 году. Ретейлер подал первый иск на «Сбер» осенью прошлого года, но его вернули без рассмотрения, указав на процессуальные нарушения. В марте 2021 года от AllTime поступил иск повторно. Сеть магазинов часов оценивает ущерб на миллиард рублей.

Лео Луганский vs Земфира (в 2023 году объявлена в России иностранным агентом)

Изображение: обложка альбома «Бордерлайн» Земфиры и обложка сингла Brdrline Leo Luganskiy

Обложку для Земфиры придумал Демна Гвасалия — грузинский дизайнер и создатель бренда одежды Vetements. Совпадение обнаружилось, когда Лео Луганский опубликовал пост в Twitter со сравнением двух обложек и подписью «рекламная пауза».

До суда дело не дошло, хотя в работах совпадает и название, и идея с перечёркнутым словом. Впрочем, сама идея не уникальна, похожий приём использовали и другие музыканты:

Библиотека Конгресса США vs британская American Library

Дизайн-студия The Click в 2021 году разработала логотип для американской библиотеки в британском городе Норидже: на нём изображён разворот книги, напоминающий флаг США. Знак сравнивают с бывшим символом библиотеки Конгресса, в который, по словам дизайнеров, заложена та же самая идея. Его разработкой занималась известная студия Chermayeff & Geismar & Haviv.

Изображение: логотип Library of Congress и логотип American Library

Это интересный пример, когда совпадает и сфера деятельности брендов, и графика логотипов, и их концепция. Между тем о судебных исках пока не слышно. Возможно, потому что библиотека Конгресса этот знак уже не использует: в 2018 году её айдентику обновили в студии Pentagram.

Художник-граффитист vs калифорнийский бренд одежды

Граффитист Futura (Леонард Хилтон МакГурр) обвиняет бренд одежды The North Face в использовании своей работы для товарного знака новой коллекции. В линейке выпускают верхнюю одежду с водонепроницаемой мембраной. Коллекция называется FutureLight — название можно счесть отсылкой к псевдониму художника.

Изображение: Futura на фоне своего граффити (фотограф Alvin Teo) и логотип FutureLight компании The North Face

Символ, который использован в логотипе бренда, — это изображение атома, один из лейтмотивов художника, который фигурирует во многих его работах. Более того, Futura активно сотрудничает с производителями одежды — рисует принты. Он делал коллаборации с Nike, Uniqlo, Сomme de Garcon и, в частности, уже работал с The North Face.

Теперь Futura подал судебный иск на бывшего заказчика. Он требует отменить регистрацию знака FutureLight и выплатить компенсацию в тройном размере.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована