Я так вижу: 6 дизайнерских табуретов
«Египетский», похожий на бабочку и шахматную фигуру.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
В рубрике «Я так вижу» мы рассказываем и показываем, как по-разному дизайнеры и иллюстраторы могут изображать один и тот же объект. Смотреть на такие интерпретации важно, чтобы вдохновляться и быть оригинальным, создавать новые смыслы и ассоциации.
Казалось бы, табурет — простой предмет быта, однако известные дизайнеры смогли сделать этот элемент повседневности функциональным и по-настоящему интересным.
Model №60 Алвара Аалто
В 1933 году финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто создал табурет с тремя L‑образными ножками, которые крепятся к сиденью без сложных соединительных элементов.
Ножки расположены так, что табуреты можно компактно штабелировать один на другой, поэтому одно из названий модели — Stacking (в пер. с англ. — «складывающийся»). Это первая модель, которую сделали из массива берёзы, гнутого с помощью пара.
Такие табуреты стоят в читальных и лекционных залах центральной городской библиотеки в Выборге, построенной по проекту Аалто, а также в офисах Apple.
Tutankhamun Йозефа Франка
Дизайнер и архитектор Йозеф Франк придумал табурет Tutankhamun в 1941 году. Второе название этой модели — «египетский». Вдохновением для австрийского архитектора и дизайнера стали предметы, обнаруженные английским археологом Говардом Картером в гробнице Тутанхамона в ноябре 1922 года. В первую очередь речь о складном табурете из чёрного дерева с инкрустацией слоновой костью.
Франк перенял принцип вогнутых сидений, повторяющих изгибы тела, и придал корпусу устойчивость — благодаря четырём ножкам и перекладинам из красного дерева.
Butterfly Сори Янаги
Японский дизайнер Сори Янаги сделал табурет Butterfly в 1954 году. Несмотря на то, что местные обычаи предполагали сидение на полу, модель изначально продавалась только в Японии. Производили её из клёна или розового дерева.
Своё название табурет получил благодаря сходству с бабочкой, готовой к полёту. Модель состоит из двух изогнутых и перевёрнутых L-образных секций, между ними — металлическая перекладина. В плавном силуэте Butterfly угадываются отсылки к традиционной азиатской культуре, однако выполнен табурет по западным технологиям из гнутой фанеры Чарльза и Рэй Имз.
В 1957 году Янаги получил главный приз на XI Триеннале в Милане — как раз за Butterfly.
Sella Акилле и Пьера Джакомо Кастильони
Вертящийся табурет Sella (в пер. с итал. — «седло») дизайнеры Акилле и Пьер Джакомо Кастильони создали в 1957 году и причисляли его к объектам реди-мейда — произведениям искусства, созданным из предметов обихода.
Балансирующий стул состоял из велосипедного седла, насаженного на металлический розовый стержень, и чугунной полусферы-основания. На эскизах Кастильони можно заметить контуры седла с рулём, напоминающие «Голову быка» Пабло Пикассо. Заимствование велосипедных запчастей сближает итальянских дизайнеров и с автором термина «реди-мейд», художником Марселем Дюшаном, который в 1913 году создал скульптуру «Велосипедное колесо».
При всей необычности дизайна табурет должен был решать насущные вопросы — сидя на нём, человек мог долго разговаривать по телефону, не переминаясь с ноги на ногу (в пятидесятые в большинстве домов телефоны висели на стене).
Eames Walnut Чарльза и Рэй Имз
Прославленному дизайнерскому дуэту Чарльза и Рэй Имз в 1960 году предложили изготовить мебель для вестибюлей небоскрёба Time-Life Building «Рокфеллер-центра» в Нью-Йорке. Супруги предложили заказчикам офисные кресла Executive Chair и серию табуретов Walnut.
В серию вошли три модели из орехового дерева — табуреты A, B и С. Они были одного размера с вогнутым верхом и низом, их можно было переворачивать любой стороной. Отличались модели друг от друга только рельефами, благодаря которым походили на шахматные фигуры.
Prince AHA Филиппа Старка
Известный французский дизайнер Филипп Старк создал табурет Prince AHA, состоящий из двух конусов, в 1996 году.
В своих проектах он изобретательно использовал пластик, имитирующий другие материалы. Prince AHA не стал исключением: он выполнен из полипропилена, но выглядит как керамический объект. Секрет в пастельных оттенках, выверенных пропорциях «песочных часов», рельефной нижней части, а также в небольшом весе — всего 2,5 кг.