6 знаменитых проектов Шейлы Хикс
Расскажем о работах художницы, которая превратила текстиль в искусство.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Американская художница по текстилю Шейла Хикс родилась 24 июля 1934 года. Она выбрала профессию во многом благодаря семье: мать научила Шейлу шить, бабушка ― вышивать. С годами интерес к тканям и шитью только возрастал. Хикс получила образование в области искусства и архитектуры в Йельском университете, в конце 1950-х открыла свою первую текстильную мастерскую.
Разные материалы, методы плетения, национальные орнаменты ― всё это находит отражение в работах мастерицы. Традиционные черты разных культур она сочетает с современными методиками и материалами, наделяя их новыми смыслами.
Расскажем о нескольких проектах Шейлы Хикс.
Inca Swatches для Knoll
1964
В 1964 году Хикс была консультантом по дизайну на текстильном производстве компании Knoll. Одной из главных её работ в этот период стала коллекция образцов разных плетений Inca.
В основе корпоративного текстиля — узоры народов, населявших Анды ещё в доколумбовый период. Эти работы во многом опираются на знания и опыт, которые Хикс получила во время путешествия в Латинскую Америку — она ездила туда после окончания университета.
The Preferred Wife Occupies Her Nights
1972
Этот барельеф Шейла Хикс создала после путешествия в Африку, где познакомилась с культурой и социальным устройством местных народов ― в их числе те, у кого принято многожёнство. Осмыслению этой традиции и посвящена работа, название которой можно перевести как «Предпочитаемая жена занимает свои ночи».
Барельеф диаметром около 157 сантиметров выполнен из хлопка, льна, шёлка и металлических нитей, закручивающихся в спираль. Цветовая палитра энергичная и отсылает к африканским мотивам ― это яркое сочетание белого, бордового, оттенков красного, песочного.
Proserpine en Chrysalide
2017
В 2017 году Шейла Хикс приняла участие в выставке, которая ежегодно проходит в Версальском дворце. Разные художники размещают в залах дворца и парковой зоне тематические арт-объекты, органично вписывая их в пространство.
В 2017 году выставка была посвящена смене времён года и погодным явлениям. Хикс оплела скульптуру «Похищение Прозерпины» широкими разноцветными лентами: синими, фиолетовыми, голубыми, оранжевыми.
В экспозиции преобладали холодные тёмные тона ― как метафора наступающих холодов. Это символично, ведь скульптура посвящена легенде о том, как бог царства мёртвых похитил дочь богини плодородия и из-за её скорби природа пришла в упадок.
Длинные ленты протянуты к колоннаде и сухим веткам, превращая всю экспозицию в циферблат ― ещё один символ утекающего времени.
Saffron Sentinel
2018
Это объёмная инсталляция, собранная из десятков огромных комов акрилового волокна. Шары ярких, жизнерадостных цветов ― сочетание оттенков жёлтого, оранжевого, белого, коричневого напоминает прилавки со специями.
В этой композиции художница работала не только с материалами, но и с пространством. Мягкие формы шаров, сминающихся под собственным весом, создают нужный контраст с чёткими, ровными линиями помещения, а эмоциональное воздействие цвета усиливает яркий дневной свет.
Cosmic Arrival
2021
Эта инсталляция посвящена космосу и его гармонии. В неё вошли арт-объекты, выполненные в разных цветовых палитрах, но вместе создающие единую композицию.
В одном пространстве «сошлись» минималистичные картины из натянутых нитей, разноцветные «кометы», сотканные из окрашенной шерсти и льняных волокон, и даже велосипедные колёса ― они подвешены в центре экспозиции.
Minime
Minime ― это миниатюрные ткацкие работы разных лет, которые Шейла Хикс создавала по следам своих путешествий. В разных переплетениях и узорах она отразила эмоции и воспоминания ― в абстрактной форме. С 1950-х она создала более тысячи таких произведений.
В миниатюрах Шейла использовала разные материалы ― и не только «традиционные». В ход шли хлопок, лён, шерсть ручной работы, кукурузная шелуха, шнурки для обуви, ракушки, перья, разные металлы, ветки, кости, бумага.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!