Дизайн
#подборки

5 знаменитых проектов Ая Вэйвэя

Как современный китайский художник отражает социальные проблемы в искусстве.

Изображение: Ai Waiwei Studio / Полина Честнова для Skillbox Media

28 августа 1957 года родился Ай Вэйвэй ― китайский художник, активист, автор перформансов и документальных фильмов.

Отец Вэйвэя был поэтом, которого выслали вместе с семьёй из Пекина в провинцию, а его стихи запретили печатать. Вернуться в столицу они смогли только двадцать лет спустя, в конце 1970-х. Так будущий художник познакомился с государственной цензурой.

В 1978 году Ай Вэйвэй, с детства интересовавшийся визуальной культурой, начал изучать анимацию в Пекинской киноакадемии. В начале 1980-х он уехал в Штаты, где посещал занятия в нью-йоркской школе дизайна «Парсонс», Пенсильванском университете и Калифорнийском университете в Беркли.

В 1993-м Ай Вэйвэй вернулся в Пекин. Там он организовывал выставки, подпольно издавал книги об искусстве, открыл студию с ироничным названием Fake. В своих работах художник пытался осмыслить, как могут взаимодействовать традиционное китайское искусство и современные технологии. Один из главных его перформансов 1990-х ― Dropping a Han Dynasty Urn.

Dropping a Han Dynasty Urn ― проект состоит из серии снимков, на которых Вэйвэй роняет на пол древнюю урну династии Хань стоимостью в несколько тысяч долларов ― и позволяет ей разбиться
Фото: Galerie Urs Meile / Christies

В начале 2000-х Ай Вэйвэй завёл блог, где писал об искусстве и рассказывал о важных социальных проблемах Китая, критиковал правительство и даже проводил расследования. В этот период активизм и протест через искусство стали основой его творчества.

В 2011 году из-за политического преследования Ай Вэйвэй переехал в Европу. Сейчас он снимает документальные фильмы на социальную тематику, курирует выставки, его работы представлены в главных музеях мира.

Расскажем о нескольких значимых проектах мастера.

Forever Bicycles, 2003

В работе использованы 42 велосипеда марки Forever, разобранные на части и объединённые в цельную конструкцию. В середине прошлого века велосипедами ежедневно пользовались миллионы людей, но им на смену пришли автомобили. Так Ай Вэйвэй задаётся вопросом, может ли в эпоху технологий и постоянных изменений что-то быть «навсегда»?

Forever Bicycles, 2003
Фото: lancepan / Flickr
Версия инсталляции 2016 года, в ней уже более тысячи велосипедов
Фото: Faina Gurevich / Shutterstock

Remembering, 2009

В 2008 году в провинции Сычуань произошло землетрясение, жертвами которого стали тысячи человек ― в том числе дети, которые во время происшествия были в школах.

Реакцией художника на трагедию стала инсталляция Remembering, размещённая в комплексе Haus der Kunst в Мюнхене. На стене здания выложена надпись на мандаринском диалекте, которая переводится как «Она счастливо прожила семь лет» ― цитата матери одной из погибших школьниц. Надпись и фон выложены из 9000 разноцветных школьных рюкзаков.

Фото: Jens Veber / Haus der Kunst

Sunflower Seeds, 2010

Это одна из самых известных работ Ая Вэйвэя ― инсталляция из ста миллионов фарфоровых подсолнечных семечек, сделанных и раскрашенных мастерами китайского фарфорового производства вручную. Инсталляция весит около десяти тонн, на выставках её представляли в двух вариантах: в форме большого конуса или сплошным прямоугольным полотном.

Миллионы семечек, созданных вручную, ― это, с одной стороны, метафора коммунистического Китая: на патриотических плакатах в 1960-х Мао Цзэдуна изображали солнцем, а людей — в виде подсолнухов, тянущихся к нему. С другой стороны, это ответ на стереотип о дешёвом китайском производстве. Семена для инсталляции изготавливали 1600 мастеров из города Цзиндэчжэнь, где тысячелетиями производили изысканный фарфор. Так художник подчеркнул, что за массовым производством скрывается и многовековая культура.

Фото: Ai Weiwei / Tate
Фото: Ai Weiwei / Tate
В первое время посетители экспозиции могли пройти по полотну из семечек. Однако позже это запретили делать — выяснилось, что образующаяся при этом фарфоровая пыль вредит здоровью
Фото: Loz Pycock / Flickr

S.A.C.R.E.D., 2013

В 2011 году Ая Вэйвэя арестовали ― по официальной версии, по подозрению в экономических преступлениях. В тюрьме он провёл более двух месяцев и всё время находился под наблюдением двух охранников. Даже из такого опыта Вэйвэй сумел сделать перформанс.

Он создал инсталляцию из шести закрытых блоков, в которые можно было заглянуть через небольшие окошки. Каждый из них имитирует тюремную камеру, где расположены фигурки самого Вэйвэя и его охранников в разных ситуациях: когда художник ел, спал, принимал душ или когда его допрашивали.

Название S.A.C.R.E.D. расшифровывается как supper (ужин), accusers (обвинители), cleansing (очищение), ritual (ритуал), entropy (энтропия), doubt (сомнение) ― то, из чего состояли тюремные будни Вэйвэя.

Фото: Eugene Regis / Shutterstock
Фото: Eugene Regis / Shutterstock
Фото: Eugene Regis / Shutterstock

Er Xi, 2016

В 2016-м в парижском универмаге Le Bon Marché Rive Gauche прошла выставка Вэйвэя Er Xi, посвящённая снам и сказкам. Название экспозиции переводится как «Детская игра».

Работая над этой серией, художник вдохновлялся древними китайскими легендами, сказками и старинной техникой работы с бумагой и бамбуком. Вэйвэй использовал неокрашенные материалы — композиции получились светлые, воздушные. Они как будто обращаются к внутреннему ребёнку зрителя и превращают пространство универмага в детскую площадку.

Фото: Passion Leica / Flickr
Фото: Fred Romero / Flickr
Фото: Passion Leica / Flickr

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована