5 знаменитых проектов Моны Хатум
Как мастер превращает знакомые бытовые объекты в остросоциальные и тревожные инсталляции.
Иллюстрация: Miguel Lorenzo / Wikimedia Commons / Полина Честнова для Skillbox Media
Художница Мона Хатум родилась в Бейруте 11 февраля 1952 года. По происхождению она палестинка. Хатум изучала живопись и графику в родном городе, а в 1975 году, в начале гражданской войны в Ливане, переехала в Лондон, где продолжила обучение в Школе искусств Байема Шоу и Школе искусств Слэйда. С тех пор она живёт и работает в Лондоне.
В 1980–1990-х Хатум сфокусировалась на создании концептуальных перформансов, видео, инсталляций. В них художница — тогда и сейчас — рефлексирует политические события в своей родной стране и мире, проблемы социального неравенства, исследует темы идентичности, миграции, войны и насилия.
Одна из особенностей работ Хатум — то, что она использует обыденные объекты, наделяет их новыми, часто противоположными смыслами. Такой диссонанс вызывает у зрителей тревогу, неочевидные чувства — которые сложно игнорировать.
Работы Хатум выставлялись на Венецианской биеннале, Documenta и других значимых выставках, они хранятся в крупнейших музеях и галереях современного искусства.
Как Мона Хатум создавала свои проекты, какие смыслы закладывала и на чём делала акценты — расскажем на примере нескольких её работ.
Читайте также:
Home
1999
В этой работе Хатум обращается к бытовым объектам. Инсталляция состоит из разной металлической кухонной утвари — в сложном порядке она разложена на столе. Однако эти привычные предметы соединены проводами, а вся конструкция подключена к электричеству. По проводам течёт ток, из-за чего предметы издают треск и шипение, а лампочки, помещённые в сито и тёрку, зловеще светятся через отверстия.
Так Хатум опровергает социальные ожидания о безопасности дома — и кухни, как эпицентра этого бытового уюта и спокойствия.
Misbah
2006–2007
Misbah в переводе с арабского — «фонарь». Мона Хатум создала светильник, напоминающий те, что часто используют в детских спальнях. На его корпусе вырезаны фигурки, через них свет проецирует на стены рисунки.
Но если в детских светильниках это милые узоры и добрые персонажи, то в инсталляции художницы всё иначе. Хатум вновь играет на контрасте формы и содержимого. На лампе Misbah вырезаны фигуры военных с автоматами и звёзды — и последние в таком сопровождении превращаются скорее во вспышки взрывов. Лампа покачивается на креплении — картинки движутся. То, что должно создавать безопасность, ощущение сказки и переносить в детство, внушает зрителю нарастающую тревогу.
Hot Spot
2006
Инсталляция, в которой Мона Хатум приглашает зрителей подумать о мире — в разных смыслах.
Это полая решётчатая стальная скульптура в форме глобуса с континентами, схематично выведенными неоновой подсветкой. Инсталляция выполнена в высоту человеческого роста.
Точной трактовки художница не оставляет — есть лишь подсказка в названии. Hot Spot переводится как «горячая точка». Однако имела ли Хатум в виду, что мир — это полигон для жестокости, или хотела обратить внимание на экологические проблемы (когда глобальное потепление буквально превращает планету в горячую точку) — здесь зрителю остаётся делать выводы самому.
Impenetrable
2009
Инсталляция Impenetrable («Непроницаемый») представляет собой куб, словно зависший над полом. Фигура составлена из сотен отрезков колючей проволоки, подвешенных к потолку с помощью рыболовной лески (из-за чего и возникает это ощущение парения в воздухе).
Хатум работает с ассоциациями зрителя. Тонкие прутья, через которые легко можно увидеть то, что находится на противоположной стороне, не производят ощущения доступности — все понимают, что колючая проволока означает ограничение, запрет, небезопасность.
Remains of the Day
2016–2018
При беглом просмотре инсталляция не кажется странной. Просто композиция из мебели: стол, комплекты стульев, табурет. Но при внимательном изучении понимаешь, что со всеми этими вещами что-то не так — вновь появляется знакомое ощущение тревоги и диссонанса.
Объекты инсталляции Хатум покрыла проволочной сеткой, после чего они были обожжены. Огонь опалил или полностью уничтожил участки мебели и игрушечного грузовичка (от него сохранился только проволочный остов и колёса). Остались лишь обгоревшая древесина и металлический каркас, напоминающий о том, какими эти предметы были раньше. Так художница превращает дом из убежища в место, где разворачиваются разные события — в том числе катастрофы.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!