Дизайн
#подборки

5 проектов Вильгельма Вагенфельда

Рассказываем о знаменитых работах пионера немецкого промышленного дизайна.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Вильгельм Вагенфельд родился 15 апреля 1900 года в немецком Бремене. С 1914-го он обучался техническому рисованию на фабрике серебряных изделий Koch & Bergfeld, в 1920-х работал с металлами в Баухаусе. Одним из его мастеров был авангардист с мировым именем Ласло Мохой-Надь. Под его руководством Вагенфельд разработал один из своих знаменитых проектов — лампу WA24, или «Лампу Баухауса» (расскажем о ней ниже). В 1928 году Вильгельм вступил в творческое объединение «Веркбунд».

После Баухауса Вагенфельд преподавал и работал в мастерской металла Государственной академии ремёсел и архитектуры, в 1935-м стал художественным руководителем стекольного завода Lausitzer. А в 1954 году основал дизайн-мастерскую Wagenfeld в Штутгарте.

Его клиентами были ведущие немецкие компании: Braun, производитель кухонной утвари WMF, Lufthansa. Многие проекты были инновационными для своего времени, некоторые выпускают до сих пор. Расскажем о нескольких работах мастера.

Лампа WA24

1924

WA24 — настольный светильник высотой в 45,7 см. Минималистичный плафон-полусфера крепится на круглом основании с помощью цилиндрического стержня. Плафон непроницаемый, но хорошо рассеивает свет. Через прозрачную ножку видны рабочие элементы лампы.

Изначально модель была выполнена из опалового стекла, нейзильбера и посеребрённой латуни. Однако целью Вагенфельда было массовое производство, а для рядового покупателя лампа из таких материалов обходилась слишком дорого. Позднее WA24 стали делать из хромированного металла и стекла.

Фото: sailko / Wikimedia Commons

Кофейный сервиз

1924–1925

Ещё один ранний проект Вагенфельда. Необычная форма ручек, закреплённые у самого дна носики чайников говорят об увлечённости автора авангардизмом, но у этих деталей есть и функциональное значение. Например, ручка чайника выступает над корпусом, чтобы удержать крышку закрытой во время того, как наливают напиток.

Сервиз состоит из пяти предметов: чайника, кувшина для горячей воды, сахарницы, молочника и подноса. Посуда сделана из латуни со ртутным серебрением на внутренней стороне, ручки чайника и кувшина — из чёрного дерева.

Фото: Harvard Art Museums / Busch-Reisinger Museum

Teedose

1924

В Баухаусе Вагенфельд спроектировал и отлил в школьной мастерской по работе с металлом чайницу — банку для хранения чая. В последующие годы разработку запустили в массовое производство, сейчас её продаёт бренд Tecnolumen.

Дизайн банки минималистичный, она выглядит современно даже спустя сто лет — это глянцевый металлический цилиндр с крышкой и ручкой. Один верхний край приподнят, чтобы высыпать содержимое было удобнее. Под крышкой спрятан запирающий механизм.

Изначально чайницу изготавливали из нейзильбера, сейчас её делают из никелированной латуни.

Фото: Bauhaus Shop
Фото: Bauhaus Shop

Набор Kubus

1938

Для крупнейшей немецкой стекольной компании United Lausitzer Glaswerke Вагенфельд создал набор стеклянных ёмкостей для хранения Kubus. До этого в продаже были в основном круглые контейнеры, которые занимали на полках слишком много места. Вагенфельд же придумал по-настоящему эргономичную систему хранения.

Набор состоит из прямоугольных контейнеров из прессованного стекла разных пропорций и объёма (при этом толщина стенок одинаковая — 4 мм). Есть несколько модификаций Kubus, они различаются количеством и формой ёмкостей.

Особенность этого набора в том, что ёмкости легко штабелируются, занимая мало места в шкафу или на полке. В такой посуде можно и хранить продукты, и подавать блюда к столу.

Фото: Wilhelm Wagenfeld / The Museum of Modern Art
Фото: Wilhelm Wagenfeld / The Museum of Modern Art

Стеклянный сервиз

1925–1931

Дизайнер создал для компании Jenaer Glas большой сервиз из тонкого термостойкого стекла. В комплект вошли чайные и кофейные чашки с блюдцами, боковые тарелки, заварочный чайник с колбой для чая, кофейник, сахарница и сливочник. Однако были и другие варианты комплектации: например, небольшой набор с четырьмя чайными парами или с тремя кувшинами разного объёма.

В этом проекте Вагенфельд пренебрёг декором, но благодаря тонкому прозрачному материалу и изящным формам сервиз выглядит лаконичным, функциональным и эстетичным.

Фото: Formformsuche
Фото: Wilhelm Wagenfeld / The Museum of Modern Art
Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована