5 многодетных художниц: как они совмещали семью и работу
Пять разных судеб и их отражение в творчестве женщин.
Исторически так сложилось, что искусство, созданное женщинами, сильно недооценивалось, считалось, что основная задача для них — рожать и воспитывать детей. Женщинам ограничивали доступ к образованию и присваивали их труды. Несмотря на это, мир знает много талантливых женщин, которые смогли реализоваться в искусстве и воспитать несколько детей. Познакомимся с пятью такими художницами и посмотрим, чего им стоило их материнство.
Зинаида Серебрякова
Зинаиду Серебрякову причисляют к неоклассицистам, она была участницей общества «Мир искусства», которое провозглашало, что произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца. Но в творчестве художницы можно увидеть и влияние импрессионизма — она была знакома с произведениями Дега и писала балерин: в этих картинах нетрудно было узнать первоисточник.
Зинаида Серебрякова вышла замуж за своего двоюродного брата (и это стоило им немалых усилий, они принадлежали разным конфессиям, ни одна из которых брак между такими близкими родственниками не поощряла). За семь лет она смогла родить четырёх детей — Евгения, Александра, Татьяну и Екатерину. Несмотря на такую нагрузку, она продолжала писать и была весьма плодотворна — расцветом её творчества считается период с 1914 по 1917 год, притом что младшую дочь она родила в 1913-м.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Судьба художницы изменилась сначала из-за революции — ей с семьёй пришлось покинуть Петербург, где у неё было больше возможностей зарабатывать своим талантом, а в 1919 году её супруг умер от сыпного тифа. Зинаида Серебрякова осталась одна с четырьмя детьми на руках.
Положение было настолько плачевным, что ей пришлось отказаться от масляных красок и перейти на уголь и карандаш. Разрушившийся мир художница написала в картине «Карточный домик» — где её дети с тревогой смотрят на разлетающиеся карты, ещё минуту назад прочно стоявшие на столе.

Изображение: Государственный Русский музей
В 1924 году Зинаида Серебрякова уехала в Париж в надежде поправить материальное положение. Она планировала вскоре вернуться в Россию, поэтому оставила детей в Петербурге. Через год стало понятно, что она не сможет вернуться. Через три ей удалось вывезти двоих детей — Александра и Екатерину. Но других своих детей она не увидит ещё 36 лет.
Разделённая напополам жизнь, конечно, отразилась на творчестве художницы — после 1920 года картины стали если не мрачными, то менее наполненными светом, хотя она не переставала рисовать своих детей. Но если в портретах, написанных до смерти супруга и вынужденной эмиграции, чувствовалось счастье и любование детьми, то в дальнейших работах эти эмоции уступали тревоге.
Юдит Лейстер
Голландская художница XVII века, считается, что она была ученицей Франса Халса и Питера Франса де Греббера. Она была настолько успешной, что смогла в крайне патриархальной среде добиться признания — в 1633 году её приняли в Гильдию святого Луки со званием «мастера-живописца» (meesterschilder). Это было не просто признание, а право открыть собственную мастерскую и брать учеников — она была первой из двух женщин, которые удостоились такого признания.

Изображение: Национальная галерея искусства
Однако через три года она вышла замуж за живописца Яна Минсе Моленара и родила пятерых детей. Это практически поставило крест на её карьере, потому что о её работах после рождения первого ребёнка известно крайне мало. Стоит отметить, что до 1893 года все её произведения приписывали Франсу Халсу или её мужу.
Элизабет Виже-Лебрен
Французская художница и любимая портретистка Марии-Антуанетты. Была крайне продуктивной и начала свою карьеру уже в 15-летнем возрасте. Она быстро добилась признания, а замужество за художником и торговцем живописью Жаном-Батистом-Пьером Лебреном открыло ей путь в Версаль. Она сблизилась с Марией-Антуанеттой — у обеих к тому моменту было по ребёнку и опыт потери детей.
События французской революции вынудили художницу бежать из Парижа вместе с дочерью Жюли, оставив супруга, который не был роялистом, в отличие от неё. Художница побывала в Италии, Вене, Голландии и даже в России, где тоже писала представителей высшего света, но её работы не слишком понравились Екатерине Второй — императрице показалось, что дети изображены в «неприличных» позах и мало одеты для того времени. В 1793 году она получила письмо от брата Этьена Виже.
Он писал ей из Брюсселя и просил её взять на воспитание его дочерей — он был в бегах, и его преследовали по политическим мотивам, поэтому он не мог о них заботиться полноценно. Следующие 12 лет Элизабет Виже-Лебрен взяла на себя роль многодетной матери, она полностью содержала и воспитывала не только свою дочь, но и племянниц.

Изображение: Лувр
Художница была не только очень плодотворной, но и смелой: часто её работы вызывали скандалы (что, конечно, только способствовало её популярности).
Так, однажды она написала Марию-Антуанетту в шёлковом платье, которое по тем временам считалось слишком интимным, а портрет её дочери Жюли шокировал общественность тем, что на нём девочка улыбалась, показывая зубы — неслыханное нарушение канонов и многовековых традиций. Вообще, дочь художница рисовала часто и признавалась: «Моё счастье было связано с моей дочерью, и эту радость я надеялась пронести до старости».
Барбара Хепуорт
Одна из ключевых фигур абстрактной скульптуры. Она родилась в 1903 году и в 1921-м выиграла стипендию для обучения в Королевском колледже искусств (RCA), притом что скульптура в то время была почти исключительно мужским миром.
В первом браке со скульптором Джоном Скипингом она родила сына, а второй брак с художником-абстракционистом Беном Николсоном одарил её сразу тройней. Это изменило её рабочий ритм и среду — ей приходилось работать дома, в окружении детей. В автобиографии она говорила, что «высекала время» между кормлениями, зачастую работать приходилось по ночам.

Фото: Evelyn Simak / Geograph Britain and Ireland
Несмотря на это, она не жаловалась и рассказывала, что отец каждый год брал её в дом у моря, где она рисовала на рассвете, обеспечивая себя всем необходимым: «Это создало прочный фундамент для моей рабочей жизни — и сформировало мою идею о том, что художницу не может ограничить готовка и наличие детей <…> — фактически этой богатой жизнью питаешься, при условии что ты всегда делаешь какую-то работу каждый день; даже всего полчаса, так что образы растут в твоём сознании».
Искусствоведы считают, что в творчестве Барбары Хепуорт беременность и телесность находят своё отражение — у её скульптур с округлыми формами есть полости и отверстия — осмысление связи внутреннего и внешнего, проникновения и защиты. Она одна из первых работала с чистой абстракцией и разработала принцип полой формы.
Луиза Буржуа
Художница и скульптор французского происхождения, но самые плодотворные годы творчества провела в США, куда эмигрировала вместе с мужем-искусствоведом Робертом Голдуотером. Её детство было достаточно травмирующим — отец открыто изменял её матери с гувернанткой, затем смерть матери, повлиявшая на Луизу настолько сильно, что она бросила учёбу в Сорбонне, где изучала математику, и поступила в Школу изящных искусств.
В эмиграции художница родила троих детей за три года. Она вспоминала это время так: «Меня всё время об этом спрашивают, но я никогда не говорю: это было очень тяжело — просто прожить день. Это действительно было что-то — иметь троих детей и при этом пытаться работать. Было очень много физической работы».
Художницу мучила тревожность, она говорила, что боялась не соответствовать ожиданиям своей семьи. Справиться с этими чувствами ей помогла психотерапия и искусство, в котором она много и откровенно высказывалась о роли семьи в жизни человека. Например, через инсталляцию «Разрушение отца» (Destruction of the Father, 1974), в центре которой жертвенный стол с разбросанными частями тела (куски настоящего ягнёнка, купленные в мясной лавке), художница осмысляла собственные травмирующие отношения с отцом.

Фото: Glenstone
При этом в её творчестве находит отражение и опыт материнства: в скульптуре «Хорошая мать» (2003) центральной фигурой стала женщина, к соскам которой тянутся нити от катушек, её окружающих.

Фото: Christopher Burke / The Easton Foundation / Licensed by JASPAR / Mori Art Museum
Луиза Буржуа говорила: «У меня есть три системы координат… Моя мать и отец… Мой собственный опыт… И система отсчёта моих детей. Все три склеены вместе».
Истории этих художниц показывают, что материнство может влиять на творчество совершенно по-разному: для кого-то с рождением детей карьера может завершиться, для кого-то — стать неиссякаемым источником вдохновения.
Но в любом случае это обстоятельство, которое каждая художница преодолевала по-своему. К сожалению, времена, в которые было невозможно совмещать материнство и искусство, длились слишком долго, и можно с уверенностью сказать, что это лишило мир многих художниц.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!