10 страшных картин: художники, которые рисовали наши страхи
Искусство, которое пугает.
Изображение: Билл Стоунхем, «Руки противятся ему», 1972 г.
Порой творчество даёт автору силы переживать ужас бытия, а заботы о психике зрителей ложатся уже на чужие плечи. И судя по количеству жутких картин, признанных мировыми шедеврами, эта мысль даже ближе к истине. А мы предлагаем подборку самых страшных полотен от знаменитых художников.
Здзислав Бексиньский
Польский художник Бексиньский родился в 1929 году, работал архитектором, был женат и имел детей. В повседневной жизни он много шутил, жил скромно, своих работ не любил, не давал им названий и не проставлял дат.
А под конец творческого пути и вовсе сжёг множество картин, которые оказались, по его мнению, недостаточно хороши. Однако именно этот автор особенно ценится любителями безобразного в искусстве.
Бексиньский повлиял и на современный кинематограф, вдохновив своим творчеством Ханса Гигера, создателя образа «Чужого».
Выбрать из списка его картин особенно пугающую сложно, они все могут казаться жуткими, гадкими, но вместе с тем и завораживающими. Пережив Вторую мировую, Бексиньский навсегда сделал тему смерти главной в своих работах. Сам он тоже погиб трагически: его зарезал на крыльце собственного дома несовершеннолетний сын приятеля.
Франсиско Гойя
Или же «Два старика, поедающие суп». Определить гендерную принадлежность полуживых, карикатурно неприятных существ, едва уже напоминающих людей, довольно сложно. Последние годы жизни Гойя, и до того не отличавшийся оптимизмом, впал в уныние, его мучили болезни (он потерял слух), страх смерти и встречи с персонажами загробного мира, подобными таким вот старикам.
Иероним Босх
Центральная часть триптиха, самая яркая и насыщенная деталями. Работы Босха (даже на более миролюбивые сюжеты) могут вызвать приступ паники, что уж говорить о библейском предании.
Всполохи костров, летающие по небу корабли, полуразрушенная башня оставляют неуютное впечатление. Босх, будучи ярым моралистом и обличителем порока, не жалел сил в изображении греха как чего-то максимально омерзительного, хаотичного и постыдного. И конечно же, сам Святой Антоний, подвергающийся всем этим мукам в Египетской пустыне, в изображении мастера (фигура в синем по центру) остаётся хладнокровен и неподвластен соблазну.
Билл Стоунхем
Картина, окружённая дымкой конспирологии. Стоунхем, детство которого прошло в приёмной семье, хотел через эту работу показать неопределённость и одиночество ребёнка, росшего без близких родственников.
Всю жизнь он мечтал найти сестру, с которой им удалось познакомиться только в пожилом возрасте.
За основу он, кстати, взял одну из своих детских фотографий. Однако картина обросла слухами и такими деталями, которые автор уже устал опровергать.
Сначала владельцы картины сообщили, что нашли её заброшенной на чердаке. Затем их дети якобы начали утверждать, что картина по ночам оживает. Шоу удалось на славу, на видеохостингах до сих пор можно найти видео с таинственной картиной, которая пускает дым, издаёт звуки, приносит несчастья и прочее в том же духе.
Впрочем, сложно отрицать, что изображённая атмосфера и тяжёлый взгляд мальчика могут навести жути. Идя на поводу у своей внезапно обретённой популярности, Стоунхем продолжил серию, нарисовав детей ещё и со стороны закрытой двери.
Эдвард Мунк
Признанный мастер ужасов, Мунк имел много причин для столь своеобразного взгляда на мир. В возрасте пяти лет он потерял мать, затем от туберкулёза умерла его любимая 14-летняя сестра Софи.
Младшая сестра, которую Мунк тоже очень любил, после дебюта шизофрении провела остаток жизни в лечебнице. На этой картине мы видим всепоглощающий ужас ребёнка, лишившегося самого дорогого человека. Мотивы болезни, смерти, увядания не отпускали художника до конца дней.
Мунк написал несколько версий сюжета со смертью матери, а также создал более трогательное и реалистично выполненное полотно «Больной ребёнок», которое сам считал вершиной своего творчества.
Питер Брейгель
Шедевр Брейгеля нередко возглавляет рейтинги самых ужасающих произведений мирового искусства. Между тем сюжет картины основан на забавной голландской пословице про сварливую Маргарет (сокращенно Грет или Грета), которая может ограбить ад и побить чёрта.
Святая Маргарита, популярная в Средние века, в исполнении Брейгеля становится огромной лысой старухой в нелепых доспехах, тянущая в неизвестном ей самой направлении узлы с награбленным добром. Искусствоведы отмечают, что работа была начата в тяжёлый для Нидерландов период войны с Испанией, осложнённой внутренними беспорядками и религиозными распрями.
Именно такой видит свою страну великий художник, который в это время вынужден был переехать на юг, в Брюссель.
Питер Пауль Рубенс
Рубенс в деталях, с нетипичным для эпохи раннего барокко натурализмом описал евангельский сюжет гибели Иоанна Предтечи.
По легенде Саломея, падчерица иудейского царя Ирода, станцевала перед ним и его гостями настолько прекрасный танец, что царь согласился выполнить любое её желание. Мать Саломеи, злобная и тщеславная Иродиада, подговорила девочку попросить за своё искусство голову святого. Царь вынужден был согласиться, хотя втайне жалел о своём решении.
Даже после смерти Иоанн раздражал царицу, и она колола иголками его язык, которым он обличал её прегрешения. На картине мы видим и фонтаны крови из поверженного тела, и узловатую руку, лезущую в приоткрытый мёртвый рот, и ужас на лице держащего поднос мальчика, и туповатое равнодушие красавицы-царевны.
Уильям Блейк
Блейк был не совсем психически здоров, его мучили страхи и видения, которые находили отражение и в его творчестве. «Графа Уголино» он создал незадолго до своей смерти в 1827 году. Сюжет работы основан на фрагменте из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
По тексту граф Уголино (реальный исторический персонаж) был предан политическим оппонентом, замурован в башню и осуждён на голодную смерть вместе со своими сыновьями.
В аду его место находится среди предателей родины, однако Данте намекал и на каннибализм Уголино (впрочем, современные ДНК-исследования не подтвердили эти наветы).
Иван Билибин
Поднимите руки, кому не снились в кошмарах иллюстрации к добрым народным сказкам? А меж тем жуткие картинки выходили из-под пера (карандаша? кисти?) многих именитых художников в пору их молодости и бедности.
Иван Билибин был среди них, причём к заказам издательств он относился с энтузиазмом. Своё знаменитое, не побоимся этого слова — каноничное изображение Бабы-яги он нарисовал очень давно, задолго до массового изучения фольклора и его связей с древними, отнюдь не милыми обрядами и ритуалами.
Чутьё не подвело талантливого художника — изображение главной злодейки нашего детства оказалось запоминающимся и вовсе не безобидным. Не одно поколение малышей было напугано пожилой, растрёпанной и неподдельно мрачной женщиной из сказки «Василиса Прекрасная».
Джованни Браголин
Точная дата написания этой картины не сохранилась, да и сама она, разошедшаяся по всей Европе тысячами репродукций, не наводит морок на случайного зрителя. Мальчик плачет, но и что ж с того? Может, он просто устал? Однако с этой работой связана странная, хотя и несколько забавная история. В 1980-е гг. британский таблоид The Sun опубликовал интервью с пожарным, который заявил, что именно эту картину нередко находят нетронутой на пепелищах. «Сенсацию» подхватили благодарные читатели: в редакцию начали отправлять свидетельства очевидцев и даже сами репродукции.
В конце концов сотрудники газеты устали от затянувшейся пиар-акции, собрали картинки в мешки и сожгли за городом (главный редактор предлагал провести перформанс на крыше издательства, но суеверные пожарные идею не оценили). Однако дурная слава закрепилась за картиной надолго — до наших дней. В открытых источниках (подтвердить их подлинность не удалось) пишут, что позировавший для картины был сыном художника, который боялся огня.
Впрочем, в мире насчитывают около пяти версий этого произведения, написанных не только Браголином, но и шотландской художницей Анной Зинкайзен, и какая из них могла быть «проклята», выяснить не представляется возможным.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!