10 картин Ивана Айвазовского, которые стоит знать
Не только «Девятый вал» и море.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Настоящее имя художника — Ованес Айвазян (Гайвазовский), он родился в Феодосии, в семье армянских переселенцев. Живописью занимался с детства и в 1833 году, в 16 лет, поступил на обучение в пейзажный класс в Императорскую академию художеств (уже под именем Ивана Айвазовского).
Он окончил академию с золотой медалью и на несколько лет отправился в путешествие по Европе. Посетил Венецию, Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Однажды его пароход попал в шторм, сначала судно объявили утонувшим, и в петербургских газетах даже опубликовали некрологи художнику. Но всё обошлось — корабль уцелел.
Вернувшись в середине 1840-х в Россию, получил статус академика и был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника. Однако на этом его путешествия не закончились: в течение жизни Айвазовский посетил Азию, Кавказ, Грецию, Египет — и оставлял свои впечатления на полотнах.
В зрелом возрасте Айвазовский вновь обосновался в Феодосии. Кажется, было неминуемо, что он посвятит большую часть своих работ морю в самых разных его ипостасях и состояниях. Всего же художник написал более 6 тысяч полотен. И не только в жанре марины: есть батальные сюжеты, религиозные, портреты, зарисовки бытовой жизни.
Расскажем о нескольких работах мастера — культовых и менее известных, но заслуживающих внимания.
«Татарская свадьба»
1833
Это одна из работ Айвазовского, написанных им в подростковый период. Работа выполнена акварелью и гуашью. По одной из версий, она могла быть в числе рисунков, отправленных в Академию художеств вместе с просьбой рассмотреть кандидатуру Айвазовского на зачисление.
Некоторые художники и ценители сомневаются в том, что гимназист мог сам выполнить работу с такой сложной композицией, и допускают, что он мог взять за основу чужую картину.
Сейчас этот рисунок хранится в Русском музее.
«Лунная ночь на Капри»
1841
Только окончивший Академию художеств Айвазовский отправился в Европу и был впечатлён красотой Неаполитанского залива. Картины этого цикла одухотворённые, романтические.
Айвазовский запечатлел корабль со спущенными парусами вблизи острова. Он использует контрастную палитру: синий, жёлтый. Несмотря на крупный план, зритель видит детали — рябь на поверхности воды, лунную дорожку, другие корабли, очертания острова — и погружается в эту атмосферу.
«Лазоревый грот. Неаполь»
1841
Ещё один из «отпечатков» путешествий Айвазовского по Европе. На небольшом полотне размером 40×64 см изображена достопримечательность острова Капри — морской грот в скале.
Айвазовский тщательно работает с текстурами: преломления света, шероховатость стен, гладь воды. Зритель будто чувствует и прохладу пещер, и свежесть воды, и — любопытство героев картины, забредших на своих лодках в этот грот.
«Пётр I при Красной Горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим»
1846
В основе полотна — реальное историческое событие, описанное в одном из походных журналов начала XVIII века. В 1710 году несколько русских судов с провиантом направлялись к Выборгу, осаждённому армией Петра I. Началась буря, которая вынесла корабли на мель, но императору, управлявшему одним из судов, удалось найти безопасную бухту. Рискуя жизнью, он доплыл с небольшой командой матросов на шлюпке до берега и развёл сигнальный костёр, чтобы указать остальным кораблям безопасное направление.
Художник сделал акцент на мощной, бесконтрольной стихии. Корабли опасно кренятся на волнах, «оплот надёжности» здесь — уверенная и чёткая фигура императора на мрачном каменистом берегу. Ещё один сильный контраст: яркое пламя костра и бледный свет луны.
«Девятый вал»
1950
Картина, без которой не обойтись ни в одном материале, касающемся биографии Айвазовского. В центре сюжета — море, медленно успокаивающееся после шторма. В воде на обломках мачты плывут выжившие после кораблекрушения, но ситуация ещё опасная — на людей надвигается новая волна.
Палитра неба жёлто-оранжевая, как после пожара. При этом рассвет как будто символизирует грядущее спасение. Айвазовский настолько реалистично отразил волнующееся море, что некоторые впечатлительные зрители утверждают, что при долгом взгляде на картину действительно может укачать.
«Вид Тифлиса»
1869
На этом полотне зрители видят бытовые зарисовки из жизни Тифлиса (ныне Тбилиси). Жители отдыхают в тени деревьев, через город размеренно идут караваны верблюдов, повозок. Нежная палитра создаёт ощущение неги, неспешности, летнего покоя.
Айвазовский показывает пейзаж с детальной точностью. На холсте есть и храм Метехи, и крепость Нарикала — одни из главных достопримечательностей города. Вместе с перспективой художник уводит взгляд вдаль, к горам, мимо домов и скалистого берега Куры.
Автопортрет
1874
За свою жизнь Айвазовский написал несколько автопортретов. Этот — один из самых известных. В 1873-м во Флоренции состоялась выставка работ Айвазовского, после которой художник получил приглашение от флорентийской галереи Уффици пополнить её коллекцию портретов именитых мастеров.
Айвазовский написал свой портрет маслом. На что здесь обратить внимание: на выбранный план, разворот тела, эмоциональный взгляд, направленный в сторону, и, конечно, фон. Художник разместил себя на неравномерном синем фоне, напоминающем предгрозовое небо, — отсылка к любимым пейзажным сюжетам.
«Сошествие Ноя с горы Арарат»
1889
Художник не раз обращался к религиозным или литературным сюжетам. Здесь отсылка к Ветхому Завету: Ной, его семья и спасённые животные наконец-то обрели землю и спускаются с горы Арарат, к которой примкнул ковчег после Всемирного потопа.
Главный акцент полотна — Ной и его семья. Художник использовал пастельные оттенки, изображая небо и отступающую воду — они практически сливаются на заднем плане. Поток спасённых людей и животных также обретает чёткость лишь на переднем плане.
«Лунная ночь на Босфоре»
1894
На этом романтическом полотне Айвазовский запечатлел воспоминания о путешествии в Стамбул в 1940-х.
Особое внимание художник уделил сложным переходам света и теней, оттенков. Благодаря тщательной работе над деталями и колористикой, несмотря на обилие тёмных участков, он смог воссоздать набережную, воды залива, судна, людей, озарённых холодным светом луны.
Читайте также:
«А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца»
1899
С детства Айвазовский зачитывался стихами Александра Пушкина, а в юношестве даже сумел познакомиться с ним — незадолго до смерти великого поэта. Они встретились в Петербурге в 1937 году. Пушкин вместе с женой приехал в Академию художеств, где выставлялись работы студентов — в том числе Айвазовского.
Через несколько лет в Крыму художник познакомился с генералом Николаем Раевским, у которого Пушкин жил несколько недель в 1820-м, будучи в ссылке. На основе воспоминаний Раевского Айвазовский и написал эту картину.
Фигуры Пушкина и его спутника нечёткие, но узнаются овал лица и линия волос поэта. Равноценный герой картины — живописная крымская природа: тихая бухта, горы, нежное рассветное солнце.
«Любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём. И теперь, на склоне лет, я работаю над новым громадным полотном, сюжетом для которого служит всё тот же великий вдохновитель художников. <…> Эта картина изображает восход солнца с вершины Ай-Петри, откуда Пушкин верхом на коне, с проводником татарином, любуется восходом только что показавшегося на горизонте солнца. Пушкин снял шляпу, приветствуя величественный солнечный восход».
Из письма Ивана Айвазовского своему другу и биографу Н. Н. Кузьмину
Сейчас картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!