Эту тему затронули на заседании Госсовета 27 декабря. Его посвятили итогам 2023 года, который был объявлен Годом педагога и наставника.
О том, как развивается институт наставничества, на заседании рассказывал главный конструктор акционерного общества «Исток» Александр Борисов — на примере своего машиностроительного предприятия. Там действуют четыре вида наставничества, характерных и для других современных крупных предприятий:
- для школьников в рамках профориентационных мероприятий (конференции, олимпиады, конкурсы, мастер-классы, дни открытых дверей, летняя практика школьников на предприятии);
- для студентов (у «Истока» есть базовые кафедры в филиале РТУ МИРЭА, этими кафедрами и учебными лабораториями руководят конструкторы предприятия);
- для новых работников предприятия в период их адаптации к должности;
- для профессионального обучения работников (для передачи ключевых знаний и навыков, обеспечения преемственности).
При этом Александр Борисов отметил, что развитие наставничества ограничивается из-за ряда ещё не решённых вопросов: «Не определён статус наставника, его цели, задачи, отсутствует система ранжирования наставников по уровню их компетенции, не определён порядок и уровень оплаты труда наставников, отсутствует система подготовки наставников».
Зампредседателя правительства Татьяна Голикова тоже затронула в своём выступлении эту тему. Она сформулировала суть проблемы так: у работодателей есть право выплачивать стимулирующие выплаты или доплаты, но в трудовом законодательстве они не называются «выплатами за наставничество», то есть у них «нет имени собственного».
«Поэтому вчера мы совместно с коллегами договорились, что мы разработаем вместе с парламентом поправки в трудовое законодательство, которые выделят в составе фонда оплаты труда эти выплаты и соответствующим образом отрегулируют их дальше нормативными актами, для того чтобы это обрело силу закона и это было чётко выплатой за наставничество», — сказала Татьяна Голикова.
Она также пояснила, что это не будет связано исключительно с производственным сектором: «Просто на базе производственного сектора мы вырабатывали эти решения, а это любая сфера, где используется институт наставничества».
Кроме того, по её словам, правительство планирует «некоторым образом упорядочить подходы» к формированию наставничества, которым занимаются неформально, «по велению души, по зову сердца». Решено разработать концепцию и модели наставничества. Для начала — в порядке рекомендации. «Дальше посмотрим, если потребуются ещё какие-то дополнительные изменения в действующем законодательстве, то тогда их отработаем вместе с субъектами Российской Федерации и вместе с комиссиями Госсовета», — резюмировала Татьяна Голикова.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов, в свою очередь, отметил, что есть барьер для неформального наставничества: как на практике найти наставника или человеку, желающему стать наставником, найти того, кому наставник нужен? Он предложил создать на базе платформы для волонтёров «Добро.РФ» платформу для наставников, которая «позволит пройти верификацию операторов, обмениваться лучшими практиками, находить наставляемых или наставников и объединить сообщество вовлечённых в наставническую деятельность».
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс