Цифры: что будет с рабочими местами и обучением сотрудников до 2027 года
Всемирный экономический форум выпустил большой отчёт, в котором собрал основные тренды и планы работодателей. Похоже, значение T&D должно возрасти.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/809/80940fd1e69ed57f8757eeea1dd9f7fd/f97708d37f6377a0971a7cd3cbb1ba37.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/809/80940fd1e69ed57f8757eeea1dd9f7fd/f97708d37f6377a0971a7cd3cbb1ba37.png)
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Всемирный экономический форум раз в два года выпускает отчёт «Будущее рабочих мест». Отчёт, обнародованный в конце апреля 2023 года, содержит тренды, которые будут актуальны в ближайшие годы — до 2027-го. Эта аналитика составлена на основе сбора мнений представителей 803 компаний, в которых занято более 11,3 млн работников по всему миру из 27 отраслевых кластеров.
![](/upload/setka_images/17132229052023_e7ec88b6fac45598edd7da2472d423dc4d7d70a9.png)
Как обычно, отчёт фиксирует конкретные навыки и профессии, на которые растёт и, наоборот, падает спрос, а также то, как влияют глобальные процессы — и прежде всего развитие технологий и автоматизация — на рабочие места. Подавляющее большинство работодателей видит обучение без отрыва от производства в качестве ключевой стратегии для достижения своих бизнес-целей. Очевидно, что значение T&D-служб в связи с этим возрастает. А связано всё это с тем, что проблемы нехватки у компании нужных талантов и навыков и невозможность привлечь их с рынка стали ключевыми проблемами бизнеса. Для сравнения: проблему нехватки инвестиционного капитала отметили чуть больше трети опрошенных компаний — 37,2%, а проблемы, связанные с неспособностью привлечь нужные таланты и нехваткой навыков у кандидатов на кадровом рынке — по 53,4 и 59,7% соответственно.
![](/upload/setka_images/17132229052023_5a272874b6ddd76b3ed75a7f88086a8bb276e25c.png)
Также опрос представителей 803 крупнейших компаний показал, что половина из них в планах по развитию сотрудников делает ставку именно на внутреннее обучение — прямо на рабочем месте с помощью наставников, а также во внутренних обучающих подразделениях. Другая половина распределит ресурсы между разными внешними провайдерами, из которых платформы онлайн-обучения составляют 11,5%, а университеты и прочие учебные заведения — 9,5%.
Интересно, что хотя от обучения и переобучения персонала сейчас зависит развитие экономики в целом, большинство компаний (87%) видит ключевым способом его финансирования собственные расходы. На государственную помощь или на совместное с государством финансирование рассчитывают по 21 и 24% соответственно.
Компании ожидают, что 25% их учебных программ в 2023–2027 годах продлятся менее одного месяца, ещё 22% программ — от одного до трёх месяцев, а программ длительностью больше года будет 17%.
После обучения большинство работодателей (чуть менее двух третей) ожидают окупаемости инвестиций в течение года.
![](/upload/setka_images/17132229052023_c62af974b4a62f9ee78e0a0795117451bcc0af6d.png)
Также работодателей попросили выбрать три самых значимых для них способа оценки навыков кандидатов при найме. Оказалось, что большинство компаний ориентируется на имеющийся у человека опыт работы.
Опираясь на тренды прошлых лет, авторы отчёта ВЭФ отметили, что всё больше компаний используют для отбора кандидатов собственный ассесмент (в этот раз его отметили 47% опрошенных), а вот на диплом о высшем образовании как на подтверждение навыков смотрят всё меньше, хотя доля таких работодателей по‑прежнему внушительная — 45%. Правда, это средний показатель, а от страны к стране отношение к диплому отличается. Большое внимание университетскому диплому уделяют в восточных странах (Саудовской Аравии, ОАЭ, Египте), а также в США и Австрии — по 60% работодателей. А вот в таких странах, как Швеция, Латвия, Румыния, Колумбия, в качестве основного условия трудоустройства его воспринимают менее 30% опрошенных компаний.
В настоящее время лишь около 20% работодателей рассматривают прохождение краткосрочных курсов и получение онлайн-сертификатов в качестве одного из главных критериев оценки навыков. Но это тоже «средняя температура по больнице»: если в Корее и Швейцарии на курсы как на подтверждение навыков смотрят лишь 5% работодателей, то в Финляндии и Пакистане — по 40–41%. Авторы отчёта также полагают, что значение фактора окончания краткосрочных курсов будет расти — как раз потому, что компании собираются в ближайшие годы развивать собственное корпоративное обучение.
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс![](https://248006.selcdn.ru//main/upload/setka_images/img_head.jpg)