Мнение: почему в корпоративном обучении главным стало удобство, а не эффективность
Эксперт рассуждает о причинах и вреде этого парадокса и о том, как его разрешить.


Кадр: фильм «007: Координаты „Скайфолл“» / Metro-Goldwyn-Mayer / Columbia Pictures
Современный корпоративный мир жаждет быстрых решений, укладывающихся в ограниченные бюджеты. Эдмунд Монк, генеральный директор британского Института обучения и производительности (Learning and Performance Institute) и эксперт в области корпоративного обучения с более чем 20-летним опытом, высказался в блоге этой организации о том, что в последнее время усилилась давняя проблема: многие L&D-руководители вынуждены отдавать приоритет удобству, а не эффективности обучения.
Компании идут по пути наименьшего сопротивления — выбирают программы, которые быстро внедряются, не требуют больших усилий и всем нравятся. Проблема в том, что такое обучение чаще всего не работает. Монк называет это парадоксом удобства и рассуждает, как его преодолеть.
Быстро, просто, бесполезно
Всё, что сегодня нас окружает, служит удобству. Еда доставляется за 15 минут, фильмы запускаются одним кликом, отпуск бронируется за вечер. В деловом мире время тоже — дефицитный ресурс, и многие L&D-руководители отдают приоритет удобству, а не эффективности.
«Хотя удобство может удовлетворить немедленные потребности, оно редко обеспечивает значимый, долгосрочный эффект. Эффективность требует продуманного согласования стратегий обучения и бизнес-целей, глубокого понимания потребностей учащихся и постоянной оценки результатов. К сожалению, эти элементы часто отодвигаются на второй план в пользу быстрых побед», — пишет Эдмунд Монк.
Например, библиотеки учебного контента могут предлагать широкий выбор материалов, но не иметь глубины, необходимой для решения специализированных задач. А универсальные онлайн-платформы не всегда отвечают запросу на персонализацию и не интегрируются в рабочие процессы компании. В результате затраты на такие учебные решения не окупаются, а сотрудники не вовлекаются в обучение.
Почему удобное обучение становится ловушкой
Монк выделяет несколько причин, по которым компании выбирают «удобные» решения вместо того, чтобы делать ставку на реальную эффективность:
- Ограничения по времени и ресурсам. Многие компании не дают руководителям корпоративного обучения достаточно времени, бюджета или персонала, чтобы разработать по-настоящему эффективные программы. В итоге выбираются те решения, которые можно внедрить быстро и относительно недорого.
- Необходимость показывать быстрые результаты руководству. Проще всего показать успешность обучения в таких метриках, как процент завершения курса или оценка удовлетворённости. Но это совсем не обязательно означает эффективность обучения. Реальную же эффективность почти никто не измеряет — и это тоже типичная проблема корпоративного обучения, о которой говорят не первый год.
- Влияние поставщиков. Поставщики образовательных технологий часто заявляют, что предлагают «комплексные решения». Заказчики же принимают это на веру без строгой оценки.
- Недостаток опыта и данных для оценки. Руководители корпоративного обучения не всегда имеют доступ к данным и не обладают достаточными знаниями, чтобы оценить приоритеты эффективности. В таких условиях проще поставить в приоритет удобство.
Как выстраивать корпоративное обучение эффективно
Монк перечисляет несколько принципов, которые, по его мнению, работают:
- Опираться на чёткие цели. Любое обучение должно прежде всего отталкиваться от бизнес-целей компании и понимания, какие конкретно навыки и какое поведение нужно развить у сотрудников. Если цели размыты, обучение превращается в формальность.
- Смотреть на факты, а не на маркетинг. Руководители должны оценивать учебные стратегии и продукты не по обещаниям поставщиков, а по реальным исследованиям и прочим доказательствам их результативности.
- Вовлекать руководителей и сотрудников в процесс. Чтобы создавать действительно актуальные, эффективные и интересные учебные программы, нужно сотрудничать и с самими учащимися, и с их руководителями. Проще говоря, учитывать реальные потребности и рабочий контекст людей.
- Регулярно оценивать результаты. Важно отслеживать показатели, которые отражают реальную производительность и влияние обучения на бизнес. Причём оценка должна стать неотъемлемой частью учебной стратегии, а не уходить на второй план.
- Бросить вызов статусу-кво. Руководители корпоративного обучения должны противостоять давлению со стороны топ-менеджмента, требующего быстрых и дешёвых решений. Необходимо отстаивать подходы, соответствующие долгосрочным целям компании, даже если они требуют больше времени и усилий на начальном этапе.
Многие L&D-специалисты, прочитав эти советы, могут задать вопрос: «Как выйти из замкнутого круга, если бизнес требует быстро и дёшево?» Ключевой совет Монка здесь — в необходимости отстаивать свою позицию перед руководством. Это очень перекликается с тем, о чём говорил Эндрю Гиббонс, британский эксперт и консультант в сфере корпоративного обучения. А именно: «Представители мира обучения слишком часто соглашаются и приспосабливаются, в то время как гораздо больше пользы можно извлечь, бросая вызов».
Для отстаивания долгосрочной стратегии нужно научиться говорить на языке бизнеса, использовать важные для него метрики. Если не связывать результаты обучения с результатами бизнеса — ценность L&D-функции теряется и приходится занимать роль со всем соглашающегося исполнителя.
Читайте также:
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс