Книжная полка: «Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах», Анна Гуревич
Практическое руководство по применению ролевых игр и кейсов для развития сотрудников, повышения эффективности их работы и решения проблем в команде.


Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Издательство: «АСТ».
Год выпуска: 2024.
Анна Гуревич — практикующий психолог, карьерный консультант и бизнес-тренер с 30-летним опытом в профессии. Свою первую книгу «Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах» она издала ещё в 2004 году в петербургском издательстве «Речь». Через 20 лет автор переработала и обновила содержание книги в соответствии с актуальными запросами заказчиков и потребностями участников, с появлением новых образовательных методик и форматов.
Автор исходит из того, что научиться чему-то без практики невозможно, и эта практика должна быть доступной, увлекательной и ненавязчивой. Кроме того, уверена Анна Гуревич, для успешных результатов человек должен хотеть и уметь учиться, а бизнес-тренеру необходимы знания психологии обучения. В соответствии с этим автор приводит шесть критериев, к которым стремится при разработке собственных игр, кейсов и тренинговых программ:
- мотивация как стремление к полезной конечной цели;
- уместность с точки зрения личного интереса и выбора;
- обучение на практике;
- возможность безнаказанно совершать ошибки;
- обратная связь для учащихся;
- возможность обучаться в удобное время и в комфортном темпе.
После рассуждений об обучении и тренингах в целом Анна Гуревич описывает ролевые игры и разбор кейсов в ряду методических инструментов бизнес-тренера, называет их преимущества и ограничения. Затем делится рекомендациями, как вписать такие практики в программу, сколько времени на них оптимально уделять, как рассчитать бюджет на проведение ролевой игры или анализ кейса и не оказаться в ситуации, когда, например, участникам не хватает канцелярских принадлежностей.
В следующих главах автор рассказывает, как проинструктировать участников, чтобы они поняли свои задачи, создать комфортную и безопасную среду, располагающую к активности, организовать по итогам занятия продуктивное обсуждение. По словам Анны Гуревич, очень важно следить за тем, чтобы в процессе тренинга участники обязательно вели записи, иначе эффект окажется сравним с просмотром сериала: было очень весело и интересно, а чему в итоге научились — непонятно.
Приведя критерии хорошего сценария для ролевой игры, автор переходит к конкретным примерам: описывает несколько ролевых игр для развития навыков продаж и управления конфликтами, различные кейсы для развития управленческих навыков.
Помимо тренингов, цель которых состоит в развитии навыков сотрудников, Анна Гуревич разбирает и другие их виды — применение ролевых игр и кейсов в рамках оценки персонала, а также для решения управленческих проблем в команде.
Например, к ним относится ситуация, распространённая в IT-компаниях: вместе работают молодые специалисты, начавшие карьеру практически одновременно, при этом кто-то из них занимает позицию тимлида, а другие — подчинённых.

Зачастую у молодых руководителей возникают сложности с управлением ровесниками, а у подчинённых сотрудников страдает дисциплина и внутренняя мотивация. Автор приводит примеры, как ролевые игры и кейсы помогают наладить коммуникацию в команде, делегирование задач и контроль их выполнения, улучшить взаимодействие с партнёрами и эффективнее вести переговоры, облегчить внедрение изменений.
Для каждого примера Анна Гуревич приводит инструкции, подробно описывает алгоритм проведения игры или разбора кейса, добавляет шаблоны обратной связи для участников, а также критерии и шкалы для оценки результатов.
Кому будет полезно: бизнес-тренерам, T&D- и L&D-специалистам.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Какие существуют деловые игры и чем они полезны в обучении
- 4 формата деловых игр для развития сотрудников
- Как создать полезную и увлекательную образовательную игру — советы педагога
- Игры в образовании — как они устроены и зачем нужны
- Как создавать вовлекающие учебные занятия с помощью октализа Ю‑Кай Чоу
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс