Какие существуют деловые игры и чем они полезны в обучении
Разбираем виды деловых игр и их преимущества по сравнению с другими методами обучения.


Фото: adriaticfoto / Shutterstock
Деловая игра — один из эффективных методов отработки практических навыков в обучении, который широко распространён в профессиональном образовании и корпоративном обучении персонала. Ключевая особенность деловой игры в том, что участники отрабатывают навыки и компетенции, «проживают» сложные ситуации в безопасной тренировочной среде, где можно (и нужно) учиться на ошибках, поскольку они не навредят реальным процессам или проектам.
С помощью деловых игр развивают как специализированные профессиональные навыки, так и универсальные, связанные с критическим мышлением и решением проблем, деловой коммуникацией, командной работой, лидерством и управлением. Помимо этого, игры способны стать для HR- и L&D-специалистов, методистов и тренеров инструментом диагностики слабых и сильных сторон команды, внедрения инновационной культуры, усиления кросс-функционального взаимодействия, аналитики процессов внутри компании.
В этой статье расскажем, какими бывают деловые игры, в чём их преимущества по сравнению с другими методами обучения, такими как стандартные тесты и задания, а также о том, как подобрать подходящий формат игры для решения задачи.
Какие существуют классификации деловых игр
Форматов и разновидностей деловых игр настолько много, что можно подобрать оптимальный вариант для решения практически любой образовательной или бизнес-задачи.
Ориентироваться в многообразии игровых техник и методик специалистам помогают классификации деловых игр — приведём несколько основных подходов.
По целям:
- Обучающие игры направлены на освоение навыков (например, управление проектами, коммуникация, тайм-менеджмент).
- Оценочные игры помогают определить компетенции участников (используются HR-специалистами для подбора кадров или оценки навыков сотрудников).
- Исследовательские игры моделируют процессы для анализа рисков, тестирования гипотез или прогнозирования сценариев (например, для запуска нового продукта).
По формату:
- Ролевые игры предполагают, что участники примеряют конкретные профессиональные роли (например, менеджер и клиент, педагог и учащийся) и учатся вести переговоры, решать конфликты и так далее.
- Стратегические игры фокусируются на долгосрочном планировании и принятии решений в условиях ограниченных ресурсов (например, в основе такой игры лежит управление школой, фабрикой или стартапом).
- Имитационные игры воссоздают реальные процессы и ситуации (проведение урока, организация мероприятия) с помощью детализированных правил и механик.
По продолжительности:
- Короткие игры (1–2 часа) предназначены для отработки конкретного навыка или «разогрева» аудитории (например, можно провести мозговой штурм в форме игры).
- Длительные игры (от нескольких дней до месяцев) представляют собой комплексные программы из нескольких этапов, с регулярной обратной связью и постепенным усложнением (такие варианты подходят, например, для развития лидерских качеств и компетенций).
По уровню взаимодействия:
- Индивидуальные игры основаны на самостоятельной деятельности участника (это может быть тренировка персональной эффективности).
- Командные игры требуют кооперации, распределения ролей и совместного достижения целей.

По тематике:
- Управленческие игры фокусируются на менеджменте проектов и управлении персоналом, бюджетировании.
- Педагогические игры обычно включают в себя моделирование уроков, разработку образовательных программ, решение кейсов из практики преподавания.
- Отраслевые игры — это узкоспециализированные разработки для конкретных сфер деятельности (например, медицина, IT, рекрутинг).

Используя эти подходы к классификации игр, можно подобрать подходящий по параметрам формат. Например, для тренинга по переговорам подойдёт короткая обучающая ролевая игра. А для длительной программы обучения управленцев — стратегическая командная.
Вариаций деловых игр становится ещё больше, если учесть разнообразие форматов проведения игры (офлайн, онлайн, смешанный), а также возможность интеграции с современными технологиями, включая LMS-системы и чат-боты.
Как выбрать формат деловой игры
Для подбора формата деловой игры под конкретную задачу можно воспользоваться представленным алгоритмом.
1. Сформулировать цели проведения деловой игры.
- Определить, для чего именно проводится игра: какие знания, навыки или компетенции должны приобрести участники; какие гипотезы или стратегии решения бизнес-задач мы хотим проверить; какие показатели мы хотим оценить (например, эффективность командной работы). Так, если цель — развитие аналитических способностей у сотрудников, хорошо подойдут игры на основе кейс-стади (имитационные) или проектные (стратегические) игры.
- Цели должны быть измеримыми, достижимыми и ограниченными по времени.
2. Проанализировать целевую аудиторию.
- Учесть демографические характеристики: возраст, уровень образования, профессиональную подготовку и занятость участников.
- Определить уровень самоорганизации и мотивации аудитории. Например, дети младшего возраста лучше воспринимают очные интерактивные форматы, а взрослые с плотным графиком оценят возможность подключиться к игре в онлайне.
- Сегментировать аудиторию по потребностям. Так, сотрудники разных отделов могут нуждаться в различной глубине проработки одной и той же темы.
3. Определить тематику игры.
- Определить сложность материала и ключевые аспекты темы. Например, практические навыки лучше развивать через ролевые игры или симуляции.
- Расставить приоритеты — какая информация критична для освоения, а какую можно опустить. Также важно выяснить, нужно ли участникам что-то изучить заранее (например, если игра предназначена для отработки действий, которые требуют теоретической подготовки).
4. Оценить доступные ресурсы.
- Учесть бюджет, время на подготовку и проведение игры, доступное оборудование и пространство. Так, для онлайн-игр важно убедиться, что участникам доступны компьютеры или ноутбуки с камерами и микрофонами, стабильное интернет-соединение.
- Если ресурсы ограничены (например, нет возможности арендовать специальное помещение для проведения игры), то можно выбрать формат, который реализуется с имеющимися возможностями (провести игру в онлайне или смешанном формате).
5. Выбрать метод и формат.
- Определить формат проведения игры: очный, дистанционный, смешанный.
- Решить, будет ли обучение групповым или индивидуальным. Групповые форматы подходят для командных навыков, индивидуальные — для личного развития.
6. Протестировать и скорректировать при необходимости.
- Провести пробную игру с небольшой группой участников.
- Собрать обратную связь и оценить эффективность выбранного формата. При необходимости внести изменения в сценарий игры.
Такой алгоритм поможет заранее продумать ход игры и подобрать нужный формат под запрос и цели обучающихся.
Какие проблемы и задачи в обучении помогают решать деловые игры
Деловые игры как инструмент обучения способны решить ряд проблем, с которыми обычно не справляются традиционные методы обучения.

Повысить вовлечённость
В онлайн-обучении часто возникает проблема низкой вовлечённости учащихся — видеолекции и текстовые материалы предполагают пассивное потребление информации, и учащиеся испытывают скуку и отвлекаются. В асинхронных онлайн-курсах практически отсутствует социальное взаимодействие, из-за чего студенты ощущают изоляцию, и снижается их мотивация продолжать обучение. Ситуацию не улучшает и однообразная оценка знаний с шаблонными тестами и заданиями, не учитывающими индивидуальный прогресс.
Все эти проблемы помогает решить применение игрового метода. Например, можно добавить в курс геймификацию (уровни прогресса, квесты, рейтинги) и превратить обучение в соревнование или приключение, повышая вовлечённость. Также хорошо работают мультиплеерные форматы — совместные «миссии» или викторины в режиме реального времени, которые создают ощущение командной работы, движения к общей цели.
Во время деловых игр нельзя просто «посидеть и послушать» — они требуют активного участия, стимулируют учащихся действовать и принимать решения. А это не только повышает вовлечённость в учебный процесс, но и усиливает учебную мотивацию — достижение успеха в игре мотивирует студентов к дальнейшему совершенствованию и развитию своих навыков. Кроме того, игры способствуют формированию дружественной и поддерживающей среды в группе, что также стимулирует мотивацию и вовлечённость.
Пример: платформы вроде Duolingo, где прогресс ученика зависит от ежедневных игровых активностей, а не от сухих упражнений.

Читайте также:
Отработать навыки в безопасной среде
Специалистам по корпоративному обучению знакомы проблемы формального прохождения обучения, когда сотрудники проходят курсы «для галочки» и не применяют знания в работе, и нехватки практики — тренинги дают теоретический материал, но редко позволяют отработать навыки в безопасной среде.
Эти проблемы можно решить путём симуляции рабочих сценариев. Такие игры моделируют реальные кейсы (например, переговоры с клиентом, разработку инвестиционной стратегии или решение проблемы бизнеса), где при этом можно учиться на ошибках.
Кроме того, игры дают возможность учащимся:
- Принимать риски: в игровом формате можно пробовать новые подходы и стратегии без страха реальных последствий.
- Учиться на ошибках: ошибки в игре становятся ценным опытом, позволяя студентам анализировать и улучшать свои решения.
- Получать обратную связь: в процессе и после игры участники получают обратную связь от преподавателя/тренера и друг от друга, что помогает им оценить свои действия и улучшить результаты в будущем.
Пример: Green Zoom Game, в которой команды участников разрабатывают собственный «зелёный» объект, приводят его к соответствию требованиям энергоэффективности и экологичности, выставляют на продажу требовательным покупателям, а затем оценивают результаты работы.

Читайте также:
Объективно оценить компетенции
В ситуациях, когда HR-специалистам надо проверить компетенции сотрудников, у последних возникает стресс. Они очень боятся совершить ошибку, даже изучая что-то новое для себя. А стресс, как известно, может сказаться на результатах.
Деловые игры позволяют дать объективную оценку компетенциям студента или сотрудника через наблюдение за его поведением в смоделированных ситуациях, имитирующих реальные рабочие ситуации.
Таким образом, например, руководители и HR-специалисты могут увидеть, как сотрудники применяют свои знания на практике, насколько развиты их аналитические способности и навыки принятия решений. Это сложно оценить в ходе стандартного интервью или тестирования. Кроме того, такое оценивание происходит неявно и поэтому не вызывает стресса.
Связать теорию с практикой
В высшем профессиональном образовании, где предпочтение до сих пор отдаётся академическим методам обучения, деловые игры применяют редко. Но, по моему мнению, например, в программах магистратур этот инструмент будет полезен будущим руководителям и специалистам в отработке навыков поведения и принятия решений в реальных бизнес-процессах.
В целом, деловые игры могут стать вовлекающим дополнением шаблонной программы (лекции и семинары обычно не адаптированы под потребности и индивидуальные особенности учащихся), снизить стресс от экзаменов (оценка через зачёты/экзамены вызывает тревогу, часто мешая студентам раскрыть свой потенциал). И кроме того, они помогают решить, пожалуй, одну из основных проблем высшего образования — слабой связи изучаемой теории с актуальной практикой, из-за чего студенты часто не понимают, как применять знания для решения реальных задач.
Подходящими игровыми форматами здесь могут стать образовательные симуляторы — например, игра по молекулярной биологии, где студенты «собирают» ДНК, визуализируя абстрактные концепции. Также будут уместны соревновательные игры, в том числе командные — викторины или хакатоны в игровой форме, которые стимулируют креативность, позволяют применить и потренировать навыки. А опыт успеха, приобретённый в игре, поможет студентам обрести уверенность в своих способностях и снизит их страх перед оценкой на экзамене.
Пример: магистранты программы «Риск-менеджмент в строительстве» Пермского национального исследовательского политехнического университета в игровой форме моделируют реальные социально-экономические процессы на рынке недвижимости. Таким образом в безопасной среде они учатся анализировать ситуацию, прогнозировать её развитие, принимать адекватные решения.

Таким образом, деловые игры и другие игровые форматы становятся своеобразным мостиком между теоретическим материалом и практикой:
- в онлайн-обучении преодолевают низкую вовлечённость и изоляцию студентов через интерактивность;
- в корпоративном обучении превращают «обязаловку» в инструмент прокачки навыков;
- в вузах заменяют стандартные лекции и семинары отработкой практических навыков, погружением в будущую профессию и творчество.
Какую ещё пользу приносят в обучение деловые игры
Помимо решения распространённых проблем, с которыми сталкиваются специалисты в обучении, деловые игры обладают ещё несколькими важными преимуществами.
Развивают гибкие навыки
Деловые игры предоставляют возможность для развития таких важных софт-скиллов, как:
- Работа в команде: игры моделируют реальные командные проекты, где участники учатся распределять роли, делегировать задачи и достигать общих целей. Например, в блоге компании Asana собрано целых 45 игр для укрепления команд.
- Ведение переговоров: в ходе игр студенты отрабатывают техники убеждения, разрешения конфликтов и поиска компромиссов. Несколько деловых игр с фокусом на коммуникации предлагает издание Eduneo.
- Лидерство: в игре участники, не занимающие управленческую позицию, могут проявить лидерские качества, получить опыт руководства командой и принятия стратегических решений, что полезно как для их личного развития, так и для формирования кадрового резерва компании.
- Стратегическое мышление: участники учатся анализировать ситуации, прогнозировать последствия своих действий и разрабатывать эффективные стратегии.
Готовят к реальным вызовам
Имитационные (и отчасти ролевые) игры моделируют реальные сценарии, позволяя участникам развивать навыки решения проблем и принятия решений в условиях неопределённости, готовиться к вызовам, с которыми они столкнутся в профессиональной деятельности.
Читайте также:
- Геймификация в обучении: 5 манипулятивных приёмов, которых стоит избегать
- Как создать полезную и увлекательную образовательную игру — советы педагога
- Игры в образовании — как они устроены и зачем нужны
- Чем может быть полезна геймификация после окончания обучения
- Как создавать вовлекающие учебные занятия с помощью октализа Ю‑Кай Чоу