Как за два года изменилось содержание корпоративного обучения
Инсайты эксперта на основе исследования Школы управления «Сколково».
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Система обучения взрослых, в том числе в корпоративном секторе, последние два года переживает сильнейшие вызовы. Это повлияло не только на форматы, но и на содержание обучения. Подробно об этом рассказал директор департамента корпоративного обучения Школы управления «Сколково» Денис Конанчук на организованной СберУниверситетом конференции «Больше чем обучение. Новые приоритеты в меняющемся мире» в рамках сессии «Подходы обучения. Как EdTech обеспечит эффективность образовательных программ?».
Пересказываем основные тезисы его выступления:
- какие три больших вопроса встали перед корпоративным обучением;
- как изменилось содержание корпоративного обучения;
- какие навыки выбрались в топ актуальных.
Как корпоративное обучение реагировало на кризисы
За последние два года корпоративному обучению, как объяснил спикер, пришлось последовательно столкнуться с тремя глобальными кризисами, и каждый из них приносил свой вызов.
Первым таким кризисом стала пандемия. Она поставила перед специалистами по корпоративному обучению вопрос «Как учить?».
«Это было очень интересное время, когда вся энергия, по моим ощущениям, шла на EdTech, потому что тот вопрос, который и мы, и все вы решали, — это вопрос „Как учить, когда нельзя собираться вместе?“ — прокомментировал Денис Конанчук.
Второй кризис пришёлся на февраль 2022 года и волну санкций. Тогда акцент сместился на вопрос «Чему учить?». Обстоятельства резко изменились, а вместе с ними — и темы обучения. Прежний контент оказался нерелевантным. Причём ответить на этот вопрос быстро не получится, считает эксперт.
«Вопрос „Чему учить?“ более сложный. Пользуясь технологиями, можно ответить на вопрос „Как?“: мы все с вами очень практичные люди, мы пересоберём любую программу под любой формат, с этим нет проблем. Но есть проблема с тем, как наработать новое знание. Оно рождается долго. В [его создании] участвуют и практики, и учёные. Это годы. Что с этим делать? Это вызов, который в настоящий момент стоит», — объяснил Денис Конанчук.
Третий кризис — осенняя частичная мобилизация. С ней пришёл вопрос «Зачем вообще учиться?». Связано это с тем, что горизонт планирования у многих резко сузился, и людям стало трудно в целом прогнозировать своё будущее. В такой ситуации, объясняет Денис, люди упираются в вопрос, зачем им в таких непонятных условиях образование, зачем вкладывать в него время и деньги.
Читайте также:
Как изменилось содержание корпоративного обучения
Вместе с подходами к обучению в целом изменилось и содержание образования. Денин Конанчук сравнил результаты опросов HR-специалистов «топовых» российских компаний, проведённых «Сколково» за несколько лет. Последнее исследование в акселераторе проводили весной 2022 года. Компании разделили на три типа в зависимости от количества сотрудников: от 1000 до 5000 человек, от 5000 до 25 000 и более 25 000 человек.
На первый взгляд, отметил спикер, ничего особенного свежие данные не показывают.
Например, первая пятёрка востребованных в 2022 году компетенций сотрудников вполне объяснима: управление изменениями, вышедшее на первые строчки, для большинства компаний «было, есть и будет номер один», подчеркнул эксперт. Операционную эффективность также легко объяснить, особенно учитывая ситуацию с горизонтом планирования. Но глубинные интервью показали, что названия тем обучения не всегда отражают их истинное содержание. Например, в теме лидерства раньше думали довольно абстрактно: как всех руководителей сделать лидерами. А теперь думают над тем, каким должен быть профиль лидера в новом контексте.
Похожая ситуация и с гибкими навыками.
Так, навык «командная эффективность» был в топе и в 2020 году, и хотя в 2022-м его значимость сохранилась — внутреннее содержание изменилось. Если раньше это было про управление в основном удалёнными командами (как дистанционно мотивировать работать и вдохновить), то сейчас больше волнует психологическая устойчивость и состояние команды, пояснил Денис Конанчук.
Есть навыки, которые стали актуальнее, чем два года назад, — среди них критическое мышление. Денис Конанчук связывает это с общей усталостью от огромных объёмов информации, в правдивости которой подчас трудно разобраться.
Также в топе важных сегодня навыков — ментальная гибкость и осознанность. По словам эксперта, ещё пять лет назад к теме психологического здоровья, особенно в рамках рабочего дискурса, относились осторожно. Пандемия подтолкнула людей иначе взглянуть на эту тему и более открыто говорить о ней. Опрос показывает, что чем дальше, тем более актуальной она становится.
«Интересно, как тема осознанности, работы с собой, со своим состоянием <…> становится нормой на наших глазах», — заключил спикер.
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс