Как использовать онлайн-доски во время дистанционного тренинга
Простые, но эффективные приёмы для поддержания внимания и вовлечения участников.
Иллюстрация: Cottonbro / Pexels / Robert Colin / Unsplash / Miro / Colowgee для Skillbox Media
Александр Цветков
Продюсер образовательных программ, преподаватель Академии iSpring и автор курса «Digital-тренер», создатель телеграм-канала «Давай научим!».
Статья подготовлена на основе мастер-класса «Как сделать обучение более эффективным с использованием интерактивных онлайн-досок и других инструментов», организованного сообществом Digital Learning.
Из-за особенностей дистанционного формата проводить эффективные онлайн-тренинги сложнее, чем очные. Участники быстрее отвлекаются, и преподавателю нужно прилагать много усилий, чтобы удерживать внимание учащихся на материале. А если участники подключаются без камер, то контролировать, присутствует человек на занятии или на самом деле смотрит сериал на соседней вкладке, вообще невозможно.
В такой ситуации стоит обратить внимание на онлайн-доски. Такие сервисы не только позволяют писать и рисовать от руки — они способны стать пространством для группового взаимодействия и добавить в обучение интерактив, которого в онлайне часто не хватает. С помощью этого инструмента можно организовать дистанционный тренинг для группы любого размера. На досках всегда видны курсоры пользователей — а значит, преподавателю не нужна включённая камера, чтобы понять, занимается участник или отвлёкся.
Я приведу несколько вовлекающих приёмов с использованием онлайн-доски, которые применяю на разных этапах тренинга. Обычно я работаю в бесплатной версии Miro, и все примеры в статье сделаны именно там. Однако для них требуются самые базовые функции, которые есть на большинстве похожих платформ, а значит, можно использовать ту, что удобнее и привычнее вам и вашей аудитории.
Начать с интерактивного знакомства
Начиная тренинг в онлайне, первое, что нужно сделать, — это, конечно, представиться участникам, познакомиться с ними и рассказать, что их ждёт на занятии.
Для этого на онлайн-доске следует подготовить соответствующий контент — например, слайды с информацией о спикерах. Также стоит объяснить правила для продуктивного взаимодействия на тренинге и для наглядности разместить их на доске: обязательно ли включать камеру, что делать при проблемах с соединением и так далее.
И уже на этапе знакомства стоит использовать главное преимущество виртуальных досок — интерактивность. Для этого я рекомендую подготовить специальный блок с полями, в которых участники разместят информацию о себе — например, имя, должность и фото.
Важно учитывать, насколько хорошо участники тренинга знакомы с подобными инструментами. Если они активно пользуются онлайн-досками в работе, то быстро разместят фото и подпишут стикеры, поэтому такое интерактивное знакомство можно провести прямо на занятии.
Но возможна и ситуация, когда аудитория раньше не применяла онлайн-доски или в принципе не очень уверенно владеет цифровыми инструментами. Тогда лучше заранее прислать участникам ссылку на используемую платформу, попросив их зарегистрироваться на ней перед тренингом и внести информацию о себе на доску. Таким образом они познакомятся с основными механиками (добавление файлов, перетаскивание объектов, заполнение полей) и во время занятия уже не будут испытывать трудностей. Важно только не забыть закрепить элементы, которые двигать нельзя, и скрыть то, что участникам заранее видеть не следует. Эти функции есть у всех популярных онлайн-досок.
Включить активности для разминки
Разминка, или айс‑брейкеры (англ. icebreakers, буквально — «разбиватели льда»), — это короткие упражнения, предназначенные для того, чтобы вовлечь участников и снять напряжение. А в начале тренинга с использованием онлайн-доски они помогут дополнительно подготовить аудиторию к работе с этим инструментом.
С этой целью применяют самые разные упражнения — при выборе стоит учитывать уровень цифровых навыков аудитории и то, что им предстоит делать в процессе тренинга. Например, для простого задания с механикой перетаскивания «Покажите, откуда вы» вам понадобятся изображение карты мира и размещённые рядом иконки — каждому участнику нужно лишь кликнуть на иконку и перетащить её в определённое место, чтобы отметиться на карте.
Подобные короткие задания применимы и в перерывах для отдыха. Например, для мини-упражнения «Какой ты мем?» я собираю на доске безобидные мемы и предлагаю участникам выбрать, какой из них лучше характеризует их настроение.
Подготовить пространство для вопросов участников
В большинстве онлайн-досок предусмотрен чат для общения участников, и, конечно, он есть на всех платформах для проведения онлайн-занятий. Вопросы, возникающие в процессе тренинга, участники обычно пишут именно в чате, но в моменте у преподавателя не всегда есть время и возможность на них ответить.
Поэтому я рекомендую организовать пространство, где вопросы точно не потеряются, — например, разместить на доске блок с пустыми стикерами. Важно сообщить учащимся, что вопросы по теме обучения нужно оставлять именно здесь и что вы обязательно ответите на них в отведённое для этого время (скажем, в конце занятия).
Придумать игровую метафору
Содержание тренинга можно «упаковать» в игровую метафору — вымышленное окружение и сюжет, который в нём развивается. Это отлично работает и для взрослой аудитории. Игровая метафора может быть любой, но обязательно должна поддерживать образовательную цель и быть актуальной для целевой аудитории. Реализуется она через приёмы сторителлинга и визуальное оформление, для которого онлайн-доски предоставляют очень широкие возможности. Примеры в этой статье — из сценария про поход через горы в «город образованцев», обладающих тайными знаниями о проектировании обучения.
Игровую цель (скажем, достичь точки назначения в путешествии) можно изобразить на карте, которая также служит наглядной шкалой прогресса на занятии: «Сейчас мы находимся здесь, и вот какие ещё этапы нам нужно пройти, чтобы достичь цели».
Предусмотреть возможности для коллаборации в группах
Если онлайн-тренинг подразумевает работу в группах, когда участники делятся на команды и расходятся по разным сессионным залам, доска пригодится для организации процесса. Каждой команде можно выделить отдельное пространство, которое они смогут использовать, чтобы обмениваться идеями и представлять результаты совместной работы.
Так, в нашем сценарии похода у каждой из групп есть своя цветная «палатка». По итогам обсуждения лидеры команды прикрепляют на неё ответы на вопросы, решения заданий и так далее.
Добавить упражнения и другой контент
На онлайн-доске можно разместить любые материалы, необходимые для занятия, — текст, иллюстрации, встроить видео с YouTube. А возможности для создания упражнений практически бесконечны. Сопоставить подписи и изображения, расставить в правильном порядке, заполнить пробелы, рассортировать по категориям — эти и многие другие задания используют базовые механики онлайн-досок и не вызовут сложностей у большинства пользователей.
Если вы используете геймификацию, то прямо на доске можно устроить соревновательную настольную игру. Например, участники бросают виртуальный кубик (в Miro есть встроенный) и перемещаются по игровому полю на выпавшее число шагов. Победит тот, кто к финалу соберёт больше «сокровищ», отвечая на вопросы или выполняя задания, скрытые под клетками. В качестве аватаров игроков можно использовать их фото, заранее оформленные кружочками.
Собрать обратную связь
В завершение тренинга важно получить от участников обратную связь — узнать их впечатления от занятия, что полезное они вынесли для себя. С этой целью я использую поле со стикерами, предлагая учащимся записать на них короткие отзывы. Если есть негативный фидбэк, это позволит отреагировать на него сразу — уточнить у человека, что именно ему не понравилось, и постараться решить проблему (например, прояснить непонятный момент).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- 10 бесплатных онлайн-досок для дистанционных занятий и совместной работы
- Как адаптировать практические упражнения из очного тренинга для синхронного онлайн‑занятия
- 13 синхронных активностей для асинхронных онлайн-курсов
- Что такое интерактивное обучение и в чём его особенности
- 4 формата деловых игр для развития сотрудников
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.