Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Корп. обучение
#статьи

ИИ и вовлечение зумеров: ключевые тенденции российского корпоративного обучения в 2025-м

Представлены результаты ежегодного исследования среди участников сообщества Digital Learning.

Иллюстрация: Jason Leung / Unsplash / Annie для Skillbox Media

С 2022 года сообщество Digital Learning ежегодно проводит исследование рынка корпоративного обучения в России, чтобы выявлять ключевые тенденции и следить за их развитием, сравнивая показатели за разные годы. Результаты прошлогоднего исследования можно увидеть в этой статье.

18 июня лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев представил результаты свежего опроса российских компаний на тему обучения и развития сотрудников. Чтобы прокомментировать и обсудить их, к мероприятию присоединились несколько экспертов:

  • Татьяна Галкина — директор «Академии iSpring».
  • Валерий Леонтьев — CEO компании-разработчика электронного обучения «Лабмедиа».
  • Сергей Замараев — CEO компании Courseditor, предлагающей конструктор онлайн-курсов и платформу для обучения.
  • Эльвина Шарафутдинова — руководитель маркетинга бизнес-юнита «Обучение» сервиса «МТС Линк».

Кто принял участие в исследовании

Как и в прошлые годы, в мае 2025-го в сообществе Digital Learning провели опрос среди участников. Заполнили опросник представители 104 компаний самого разного масштаба:

  • до 100 человек — 13,5%;
  • от 100 до 1000 человек — 28,8%;
  • от 1000 до 3000 человек — 15,4%;
  • от 3000 до 5000 человек — 9,6%;
  • от 5000 до 10 000 человек — 10,6%;
  • от 10 000 человек — 22,1%.

В исследовании участвовали респонденты из разных сфер деятельности. Шире всего представлены IT-индустрия (24%), производство (12,5%), розничная торговля (10,6%), банки и финансовые услуги (7,7%). Меньшие доли у государственного сектора, логистики и транспорта, гостиничного и ресторанного бизнеса, фармацевтики и других индустрий.

Для каких категорий сотрудников обычно выстраивают систему обучения

В исследовании 2025 года впервые появился вопрос, для каких категорий сотрудников компании выстраивают свои системы обучения.

Подавляющее большинство фокусируется на обучении специалистов (85,6%) и руководителей среднего звена (80,8%). Около половины опрошенных (48,1%) уделяют внимание развитию топ-менеджеров, а 43,3% — рабочих или служащих. И 24% респондентов отметили, что в их компании обучают обслуживающий персонал.

Учитывают ли компании возрастные особенности сотрудников при обучении

Ещё один новый вопрос — о том, обращают ли компании внимание на возраст сотрудников, проектируя для них обучение. Оказалось, что большинство (66,4%) подстраивает обучение под особенности разных поколений — регулярно или по запросу. И только 22,1% участников ответили, что не видят в этом необходимости.


Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

Также респондентов спросили, предлагают ли они новые учебные форматы, чтобы вовлечь в обучение сотрудников-зумеров — молодых людей, родившихся в период с 1996 по 2010 год. Это первое в истории поколение, выросшее в цифровой среде, что отражается на их ценностях, интересах и предпочтениях. Например, как показал опрос Skillbox, Skillfactory и «Акселератора возможностей», для молодых сотрудников баланс между работой и личной жизнью важен даже больше, чем высокая зарплата, а из форматов работы они предпочитают удалёнку.

По словам директора «Академии iSpring» Татьяны Галкиной, «зумеров сложно заставить что-либо делать, их надо вовлечь в этот процесс, сделать так, чтобы он был действительно им интересен и понятен».



Эльвина Шарафутдинова из «МТС Линк» также поделилась наблюдением, что зумеры, привыкшие к красивым и удобным мобильным приложениям, нередко «испытывают шок», когда сталкиваются с корпоративными инструментами с устаревшими интерфейсами и дизайном эпохи нулевых. Это может негативно повлиять на желание человека использовать эти инструменты, а значит, и на его вовлечённость.

Ещё один вызов, который назвала Эльвина, касается и более старших поколений — это эффект «второго экрана». Суть в том, что, когда сотрудник смотрит, например, учебный вебинар на ноутбуке, рядом всегда присутствует отвлекающий фактор — смартфон с уведомлениями из соцсетей и мессенджеров, с играми, стриминговыми сервисами и так далее. То есть в любой момент образовательный контент борется за внимание человека с массой развлечений.

Исследование Digital Learning продемонстрировало, что 33,7% респондентов старается предлагать молодым сотрудникам новые вовлекающие форматы обучения, а ещё 35,6% компаний планирует это делать.


Каким образом компании вовлекают в обучение сотрудников-зумеров

В качестве примера вовлекающих учебных форматов для молодых сотрудников Татьяна Галкина назвала интерактивные тренажёры — например, симуляторы работы в кофейне или пиццерии для персонала в сфере обслуживания. По её словам, такой формат обучения близок и понятен молодым кадрам, при этом он позволяет в безопасной среде научиться на своих ошибках и более уверенно начать работу с настоящими клиентами.

По мнению CEO Courseditor Сергея Замараева, придумать для вовлечения зумеров что-то принципиально новое крайне сложно — это будут всё те же микроформаты, видеоконтент, тренажёры. Сергей считает, что имеет смысл обратить внимание не на сам формат, а на то, как он реализуется, как в нём подаётся информация. Он привёл в пример подход онлайн-школы для подготовки к экзаменам «ЕГЭLand». Форматы она использует стандартные — вебинары, текстовые лонгриды, тесты. Но при этом стиль подачи информации живой и неформальный, то есть с подростками разговаривают на их языке. И это, считает Сергей, одновременно и способствует вовлечению в учёбу, и помогает ученикам понять материал.



В обсуждении также прозвучала позиция, что многие компании подходят к проблеме вовлечения молодых сотрудников некорректно. CEO «Лабмедиа» Валерий Леонтьев считает, что попытки вовлечь зумеров в обучение, особенно модной сейчас геймификацией, часто проваливаются:

«Мы думаем: „Зумерам нравится вот это“ — и стараемся им всякого веселья отсыпать. Раз они играют, давайте им игрушки дадим. Конечно, на коротком промежутке времени это работает, потому что любым людям нравится, когда их развлекают. Опасность в том, что развлечение быстро перенасыщает, а проблема мотивации остаётся».

По мнению спикера, вместо того, чтобы добавлять поверхностные игровые механики в обучение, гораздо эффективнее закладывать игру в методики: «Дети, да и взрослые тоже, больше верят методической составляющей вовлечения. То есть когда всё по-честному. Вот мы определили правила игры, и вы играете по этим правилам, и мы играем по этим правилам. А где это происходит, в скучной корпоративной системе или в супервесёлой геймифицированной, — дело десятое».

Одним из способов вовлечения сотрудников в обучение можно назвать систему поощрений. Исследование Digital Learning показало, что 38,5% опрошенных компаний поощряет сотрудников за прохождение онлайн-курсов или периодически проводит стимулирующие мероприятия. Правда, в опросе не уточнялось, какие именно методы мотивации используют респонденты.

Ещё 17,3% компаний, согласно опросу, планируют создать систему поощрений. А в 34,6% компаний обучение строго обязательное, поэтому дополнительная мотивация не применяется.

Какие форматы обучения компании используют чаще всего

На вопрос о соотношении очных, онлайн- и смешанных форматов в обучении сотрудников респонденты Digital Learning отвечают уже четвёртый год подряд.

В 2025-м, по сравнению с прошлым годом, выросла доля тех, кто смешивает очное обучение с дистанционным — с 60,8 до 70%. Меньше четверти компаний (22%) чётко разделяют очные и онлайн-программы обучения. В 2024 году таких респондентов было 26,8%.

Доля тех, кто полностью обучает персонал в онлайне, стала ещё меньше — с 9,3% в 2024 году до 6,7% в 2025-м. За год уменьшился и процент предпочитающих исключительно очное обучение — с 3 до 1%.


Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

По словам Павла Безяева, этот результат говорит о том, что прогнозы в духе «Людям надоел онлайн, скоро все вернутся в аудитории» до сих пор не сбылись. Зато компании стали заметно чаще смешивать очный и дистанционный форматы в рамках одной программы.

Топ самых популярных форматов онлайн-обучения с 2024 года не изменился — на вершине по-прежнему такой набор:

  • 84,6% — синхронное онлайн-обучение;
  • 76,9% — видеокурсы;
  • 72,1% — слайдовые курсы;
  • 70,2% — курсы-лонгриды.

Чуть меньшая доля (62,5%) у онлайн-программ смешанного (синхронного и асинхронного) обучения, около трети компаний (35,6%) применяют мобильное обучение, и только 6,7% используют образовательных чат-ботов.

Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

Сократилась доля VR-обучения — с 6% в 2024 году до 3,8% в 2025-м. А обучение в дополненной реальности (AR) не упомянул ни один из респондентов. Эльвина Шарафутдинова заметила, что технология VR проходит типичные этапы принятия любой инновации — через пик заинтересованности и последующее разочарование к плато эффективного использования. VR, считает спикер, закрепится там, где она приносит максимальный результат — например, в медицинском образовании, позволяя будущим хирургам практиковаться на виртуальных пациентах. И может быть, применение технологии в корпоративном обучении расширится, когда VR-очки или шлемы станут дешевле и доступнее.


Как компании используют ИИ в процессе обучения сотрудников

Вопрос об использовании искусственного интеллекта в процессе обучения задают участникам исследования с 2023 года — тогда лишь 13% заявили, что уже успели поэкспериментировать с ИИ-инструментами. Но уже в 2024 году этот показатель вырос до 39,2%, а в 2025-м составил 51%.

Кроме того, за год больше чем в три раза увеличилась доля компаний, которые системно внедряют ИИ в обучение персонала — с 2 до 7%. При этом 42% респондентов никак не используют ИИ в организации и проведении учебных программ.

Данные опроса Digital Learning за 2025 год
Инфографика: Skillbox Media
Данные опроса Digital Learning за 2024 год
Инфографика: Skillbox Media

В этом году участников впервые спросили, как именно они применяют ИИ в процессе обучения, какие функции выполняют ИИ-инструменты. Результаты оказались такие:

  • 24% — адаптивные программы и контент;
  • 14% — ИИ-тренажёры и симуляторы;
  • 10,6% — оценка качества и эффективности обучения;
  • 10,6% — ИИ-ассистенты;
  • 2,9% — ИИ-наставники;
  • 2,9% — ИИ-тьюторы;
  • 1% — ИИ-коучи.

Таким образом, 17,4% опрошенных компаний в 2025 году уже поручили искусственному интеллекту задачи сопровождения и поддержки учащихся сотрудников. И, вероятно, эта доля будет только увеличиваться.

Как компании используют ИИ для разработки учебного контента

Доля компаний, которые системно применяют ИИ-инструменты в разработке курсов для сотрудников, тоже выросла за прошедший год — с 3,1 до 13,5%. Почти половина респондентов использует ИИ время от времени, для решения конкретных задач, а 27% ещё только экспериментируют с новой технологией. Совсем не используют искусственный интеллект в разработке контента лишь 9,6% — в прошлом году этот показатель был в три раза выше (29,9%).


Данные опроса Digital Learning за 2025 год
Инфографика: Skillbox Media
Данные опроса Digital Learning за 2024 год
Инфографика: Skillbox Media

Большинство опрошенных генерируют с помощью нейросетей тексты (68,3%), тестовые задания (58,7%) и визуальные материалы (56,7%) для курсов. Почти половина респондентов (47,1%) обращается к ИИ для разработки концепции и структуры курса. 29,8% используют технологию для озвучки текста, 21,2% — для разработки практических заданий и тренажёров. А 4,8% участников сообщили, что в их компаниях ИИ внедрён в полный цикл производства курсов.

Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

Сергей Замараев предположил, что следующим этапом внедрения ИИ в разработку образовательного контента будет генерация видео для курсов. Эльвина Шарафутдинова согласилась с этим прогнозом, добавив, что уже сейчас есть спрос на реалистичные цифровые аватары, которые позволили бы компаниям экономить время и деньги на записи видеолекций с экспертами и преподавателями.



Татьяна Галкина поделилась, что главную пользу ИИ-инструментов видит в автоматизации рутинных задач, а вот поручать нейросети роль предметного эксперта, по её мнению, опасно:

«Часто в курсах мы используем реальные кейсы, ситуации, которые эксперт разбирает через призму своего опыта. И если это убрать, если заполнить рынок обучения ИИ-курсами в чистом виде — без души, без экспертной точки зрения, без жизненного опыта, то это будет большой проблемой».

Павел Безяев добавил, что эта проблема существовала и до распространения генеративного ИИ — только раньше контент «дёргали из интернета», и такие курсы без экспертного наполнения тоже не несли ценности. А Валерий Леонтьев высказал мнение, что ИИ должен ещё заслужить доверие у тех, кто учится. Сейчас же понимание, что определённый контент сгенерирован нейросетью, доверие к его качеству скорее понижает.

Кто разрабатывает контент для обучения сотрудников

Вопрос о том, разрабатывают ли компании учебный контент самостоятельно либо покупают/арендуют его у внешних провайдеров, присутствует в опросе с 2022 года. Ответы на него за все прошедшие годы остаются стабильными — практически все компании (97,3% в 2025 году) занимаются самостоятельным производством курсов и программ.


Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

По словам Павла Безяева, этот результат продолжает его удивлять — ведь он означает, что в штате не только крупных компаний, но и средних и даже маленьких всегда есть специалисты, которые этим занимаются. «Ничего в этом страшного нет, если контент создаётся по своей специализации, продуктовой и внутренней специфике. А контент по общим тематикам, по софт-скиллам, допустим, арендуется. Но, к сожалению, мы очень часто видим, что компании, занимающиеся нефтью, газом, транспортом или чем-то ещё, делают курсы по лидерству, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту — с уверенностью, что именно у них внутри находится эта экспертиза», — заметил Павел, добавив, что такая тенденция к тому же «грустно влияет» на рынок разработки готового учебного контента.

Валерий Леонтьев поделился опытом «Лабмедиа» — компания и разрабатывает электронные курсы на заказ, и продаёт готовые продукты. По словам спикера, в универсальности курсов по софт-скиллам кроется как их преимущество, так и недостаток:

«Если ты продаёшь универсальный курс, например, в какую-нибудь промышленную компанию, то звучит запрос: „Это не про нас. Вот бы можно было офисных сотрудников на фото в робы переодеть“. И это уже кастом, а кастом — это совсем другие расходы. Вот тут возникает такой стоп-фактор. Кроме визуала, это касается и содержания, и релевантных примеров, и прочего. Мне кажется, в этом причина, почему готовые курсы, по крайней мере, по таким нейтральным тематикам, покупают меньше».

Сергей Замараев объясняет ситуацию тем, что компании таким образом стараются уменьшить расходы на производство курсов и при этом не видят необходимости вкладываться в обучение больше: «Зачем мне, скажем, заказывать дорогой красивый курс с геймификацией, когда мой эксперт может просто собрать контент и отдать его сотрудникам в форме методички. И в том и в другом случае сотрудники обучатся, а особой разницы в бизнес-результатах никто не заметит. Сколько лет мы обсуждаем модель Киркпатрика, но в итоге никто не может точно подсчитать и доказать, что вот именно этот курс, именно в таком формате повлиял на бизнес-показатели».

Однако Сергей тоже замечает странность — готовые курсы обычно недорогие, и компании могли бы покупать их и использовать как основу для внутренней разработки обучения, но почему-то предпочитают производить свои курсы с нуля. Он предполагает, что ситуация может измениться с распространением ИИ: любой курс можно сгенерировать с помощью нейросети, но не любая компания обладает экспертностью, чтобы самостоятельно проверить качество и достоверность сгенерированного контента. По мнению Сергея Замараева, внешние провайдеры обучения должны взять на себя эту роль.

Татьяна Галкина подчеркнула, что спрос на внешние курсы у конкретной компании во многом зависит от зрелости её отдела обучения, а также от того, на каком этапе находится сам бизнес:

«Если бизнес впервые запускает обучение, и ему встречается хороший партнёр, у которого есть библиотека курсов и возможность помочь в быстрой организации обучения, то стартовать компания может с готовыми курсами. Также компания в период трансформации, когда появляется важная и специфическая задача переобучения, переквалификации сотрудников, может понять, что сама с этой задачей не справляется, и заказать разработку курсов».

Насколько охотно компании сотрудничают с онлайн-школами

Доля компаний, системно использующих курсы и программы онлайн-школ для обучения сотрудников, постепенно росла с 2022 по 2024 год, но в 2025-м снова снизилась — с 7,2 до 5,8%. Однако за год несколько увеличилось число тех, кто встраивает EdTech-продукты в программы обучения сотрудников под конкретный запрос, — с 13,4 до 18,3%.

Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

По словам Валерия Леонтьева, интеграция может происходить не очень активно, потому что компании не доверяют качеству контента онлайн-школ, зачастую навешивая на любое онлайн-обучение ярлык инфобизнеса в плохом смысле. К тому же для компаний это обходится дорого. Крупный бизнес может в индивидуальном порядке оплачивать обучение в онлайн-школе для перспективного сотрудника, но, как с иронией заметил Валерий, эта ситуация станет массовой, только если обучение одного сотрудника будет стоить порядка 50 рублей, а не 50–100 тысяч, и длиться не несколько месяцев, а несколько часов.

Татьяна Галкина добавила, что даже внутри одной школы образовательные продукты могут быть очень разными по качеству, что тоже может отталкивать компании от сотрудничества с EdTech-бизнесом. Кроме того, по словам Татьяны, компании неохотно оплачивают обучение сотрудников в онлайн-школах, потому что оно связано с затратами времени сотрудника, в том числе рабочего, и чаще всего неясно, принесут ли новоприобретённые навыки сотрудника пользу компании.


Какие платформы компании используют для обучения сотрудников

Опрос показал, что приоритеты компаний в выборе платформы для обучения сотрудников (LMS) не меняются уже три года. В топе следующие критерии:

  • 88,5% — функциональность;
  • 85,6% — удобство для пользователей;
  • 75% — отчётность и аналитика.

Чуть ниже в списке приоритетов находятся гибкость платформы (67,3%), цена (60,6%) и наличие мобильного приложения (53,8%).

Гораздо реже участники опроса обращают внимание на поддержку стандартов для отслеживания действий пользователей xAPI и CMI5 (18,3%), наличие ИИ-инструментов (15,4%) и информационную безопасность платформы (1%).


Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

Отвечая на вопрос, какие функции LMS компания стремится развивать в первую очередь, участники чаще всего выбирали удобство интерфейса (55,8%), адаптивность и персонализацию обучения (49%), расширенную аналитику (48,1%). ИИ-инструменты и в этом случае оказались для компаний не очень актуальными — их отметили всего 23,1%.



Доля тех, кто в ближайшие 1–3 года планирует поменять корпоративную LMS, остаётся низкой — около 17%, как и в прошлом году. Однако, если в 2024-м в качестве причин для замены чаще всего называли изменение задач обучения, стоимость и качество поддержки платформы, то в 2025 году главной причиной оказалось устаревание платформы. Сергей Замараев предполагает, что это устаревание, вероятно, относится к UI/UX-дизайну корпоративных LMS.

Валерий Леонтьев заметил, что для обоснованных выводов по критериям выбора или причинам замены LMS нужно понимать, кто отвечал на эти вопросы, а кто фактически принимает соответствующие решения в компаниях. По словам Валерия, служба безопасности может «зарезать 99% инициатив», поэтому, например, низкая позиция критерия безопасности LMS в опросе мало о чём говорит.

Среди сервисов для синхронного онлайн-обучения первенство по-прежнему принадлежит Zoom, им пользуется 41,3% опрошенных. Хотя за прошедший год его доля снизилась — с 50% в 2024-м. Продолжают набирать популярность российские платформы — «МТС Линк» (34,6%) и «Яндекс Телемост» (22,1%). Вышел в топ и новый отечественный сервис «Контур Толк» — в 2024 году он появился в результатах опроса с 5%, а в 2025-м его назвали 17,3% респондентов. Половина опрошенных использует в онлайн-обучении два и более сервисов одновременно.


Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

В целом, как отметил Павел Безяев, ситуацию с платформами для обучения характеризуют следующие особенности:

  • Компании зачастую используют целый спектр схожих инструментов для обучения сотрудников — по несколько LMS, по несколько специализированных сервисов для обучения и оценки. То есть остаётся проблема «зоопарка решений» вместо отлаженных экосистем.
  • Новые узкоспециализированные сервисы для онлайн-обучения не работают над интеграцией с уже существующими и распространёнными платформами, а сами стараются превратиться в многофункциональную LMS, что, как отмечает Павел Безяев, только усиливает хаос.
  • По-прежнему применяются устаревшие стандарты доставки образовательного контента и обмена данными — в первую очередь SCORM, появившийся ещё в 2000 году. А более новые стандарты, такие как xAPI, пока не пользуются популярностью.

Как компании оценивают эффективность обучения

Исследование показывает, что вопрос оценки эффективности обучения за последние два года стал для компаний более актуальным, чем раньше. В 2025 году подавляющее большинство респондентов указали, что знания сотрудников оценивают тестами (87,5%), а для оценки их удовлетворённости опытом обучения используют анкеты обратной связи, метрики NPS и CSI (83,7%).


Данные опроса Digital Learning
Инфографика: Skillbox Media

Больше трети участников (36,5%) упомянули проведение ассесмента компетенций и аттестаций сотрудников. В 26% компаний эффективность обучения оценивают по согласованным с заказчиком бизнес-метрикам, а 24% участников измеряют, как обучение влияет на KPI. Интересная ситуация с долей компаний, использующих модель Киркпатрика, — в 2024-м она внезапно выросла с 4 до 30%, но в 2025-м снова уменьшилась до 14,4%. Кроме того, в этом году в результатах исследования впервые появилась оценка эффективности обучения с помощью ИИ — её упомянули 6,7% респондентов.

Какие ключевые выводы сделаны по итогам исследования

Подводя итог, Павел Безяев озвучил, что в целом за последние два года ситуация в сегменте корпоративного обучения остаётся стабильной, разве что распространение ИИ внесло изменения во многие процессы — организации и проведения обучения, создания контента, оценки эффективности. Связанное с ИИ снижение затрат на разработку образовательного контента, по прогнозам основателя Digital Learning, повлияет на этот рынок.

Сергей Замараев заметил, что после глобальных перемен в 2020-м, а затем в 2022 году ситуация как будто бы выровнялась и приблизилась к периоду до пандемии. И даже если ИИ её как-то «всколыхнул», то ключевые форматы и технологии обучения остаются прежними — люди делают то, что делали и раньше. Эту точку зрения поддержала и Татьяна Галкина, заметив, что стоит двигаться в сторону более адаптивных программ обучения, но что-то принципиально новое для решения задачи «научить человека учиться» вряд ли когда-то появится.


Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников

(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)

В результате:

  • оптимизированы расходы на обучение;
  • сформирован кадровый резерв;
  • усилен HR-бренд;
  • ускорились рабочие процессы.

Скачать кейс



Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • ✅ Закрываем стажёрами 500 вакансий в год
  • ✅ За 1,5 года делаем из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована