Идеальное корпоративное обучение должно быть по модели HR Zero
В обучении сотрудников произошли три больших изменения, считает руководитель корпоративного университета.
Иллюстрация: McMan / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
На прошедшей 11 ноября 2022 года конференции «Главные итоги 2022 года для EdTech и всей сферы образования», организованной сообществом Digital Learning, руководитель Корпоративного университета Х5 (X5 Group) Светлана Теселкина поделилась своими наблюдениями о том, как изменилось корпоративное обучение за последний год. Мы публикуем краткую версию её выступления.
Светлана Теселкина
Руководитель Корпоративного университета Х5 (X5 Group)
«Меняется мир, меняется концепция обучения»
Первое глобальное изменение, считает эксперт, — смена концепции обучения.
«Если раньше человек учился у контента, то в новом мире человек учится у человека. Это большая вещь, о которой мы много говорим. На самом деле так: люди привыкли решать задачи „друг об друга“. Поэтому на первом плане — развитие внутренних экспертов в компании, потому что людям неинтересно учиться у профессоров, людям интересно учиться у таких же, как они, но более успешных, интересных людей. И ещё очень важны профессиональные сообщества, комьюнити, где можно кросс-форматно пообщаться», — рассказала Светлана Теселкина.
Всё это привело к трендам на коллаборацию в корпоративном обучении, считает спикер: компании (в том числе X5) начинают создавать совместные образовательные проекты. Так у сотрудников появляется возможность пообщаться с коллегами и перенять друг у друга опыт. «Людям интересно там, где есть такие же, как они, но с экспертным взглядом на ситуацию», — поделилась Светлана.
«На первом плане — сокращение контентной части»
Ещё одно изменение касается смены форматов и содержания обучения.
«Мы в корпоративном обучении сейчас конкурируем за время сотрудника с сериалами, YouTube и социальными сетями. Если наши курсы и программы будут такими же интересными, как эти вещи, значит, и выбор будет в нашу пользу», — объясняет Светлана.
Это приводит и к изменению самих программ: контентная часть сокращается, зато на первый план выходят интересные сценарии и увлекательная «упаковка» курса. Только так появляется возможность стать реальным конкурентом рынку развлечений.
Кстати, схожую мысль высказала и другой спикер конференции, директор Корпоративной академии розничной сети магазинов «Магнит» Елена Фабер: «Мы тоже видим, что очень важна упаковка. HR-маркетинг сегодня — движущая сила, особенно в онлайн. Должно быть всё „вкусно“, такие элементы должны быть в программах».
«Обучение впрок кануло в Лету»
«Обучение впрок уже кануло в Лету. То есть не учатся люди просто так, не заставишь», — подчеркнула Светлана.
Она объяснила: учиться сотрудники будут, только когда у них самих возникнет такая потребность. Причём она должна заключаться в развитии не только профессиональных навыков (хард-скиллов), но и гибких. Отвечать на эту потребность важно здесь и сейчас, следовательно, L&D-отделам пора уходить от обязательного обучения. Речь конечно, идёт не о курсах по технике безопасности или базово необходимых навыках, а о различных развивающих курсах: навязывать их точно не стоит. «Если не чешется, не надо чесать, как говорил один мой коллега по цеху», — резюмировала Светлана.
В итоге, считает спикер, корпоративное обучение будет уходить в сторону создания «открытых маркетплейсов развития». Проще говоря, пространств с большим спектром форматов и контента, из многообразия которых сотрудник может выбирать самостоятельно. По сути, это концепция HR Zero, объясняет спикер, — когда всё работает само, нативно и легко, и сотрудники сами, без T&D-менеджера знают, где найти подходящее обучение, когда у них возникает в этом потребность.
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.