Джош Берсин: провайдеры онлайн-обучения столкнутся с проблемами из-за ИИ
Это лишь один из рисков, связанных с тем, что меняется в привычном порядке вещей — уже заметны изменения и в спросе на рынке труда.
Кадр: сериал «В поле зрения» / Bad Robot Productions / Warner Bros.
Эксперт мирового уровня в сфере управления талантами и основатель исследовательской компании Bersin by Deloitte Джош Берсин проанализировал тенденции прошедшего года и поразмышлял о том, как они скажутся на рынке труда и HR-сфере в 2025-м. Пересказываем выводы эксперта из его колонки «Бурный год позади. Сложный и важный 2025-й» (A Tumultuous Year Behind: A Challenging, Important 2025).
Джош Берсин
Основатель исследовательской компании Bersin by Deloitte.
Люди растеряны и не понимают, чего ожидать
По словам Берсина, ушедший год был наполнен бурными событиями в политической и экономической сферах, что не могло не сказаться на психологическом состоянии людей. Более того, как показывает глобальное исследование некоммерческой организации Six Seconds, мир вошёл в «эмоциональную рецессию»: с 2019 года исследователи отмечают постоянное снижение уровня эмоционального интеллекта. Люди всё реже испытывают удовлетворённость жизнью и проявляют эмпатию, им труднее контролировать свои эмоции и справляться со стрессом, они больше подвержены выгоранию. Заметнее всего это проявляется среди зумеров (людей, родившихся с 1997 по 2012 год) — им труднее, чем более старшим поколениям, сохранять эмоциональную стабильность и целеустремлённость в хаотичном мире.
Одним из сильнейших источников стресса становится страх потерять работу. По данным международного кадрового агентства The Adecco Group, которое провело опрос среди 240 тысяч сотрудников, 40% респондентов беспокоятся насчёт стабильности своего рабочего места. На первом месте среди причин этого беспокойства находится распространение ИИ, и опрошенные сотрудники хотели бы получить поддержку со стороны своей компании — в виде переобучения, которое помогло бы им остаться востребованными. По словам Берсина, сами работодатели отмечают, что сотрудники стали увольняться гораздо реже — мало кто решается сменить работу в текущих обстоятельствах.
Работодателям нужны линейные сотрудники, а потребность в менеджерах снижается
По словам Берсина, в целом на рынке труда наблюдается сильный разрыв. Высоким спросом у работодателей пользуются медработники, рабочие и строители, а также другие линейные сотрудники — те, кто непосредственно выполняет операции с продуктом, предоставляет услуги или как-то иначе взаимодействует с клиентами. Чтобы привлечь и удержать кадры из этой категории, бизнес прилагает большие усилия.
В то же время белые воротнички (офисные сотрудники, занятые умственным трудом) сталкиваются с обратной ситуацией. Как пишет Джош Берсин, маркетологам, менеджерам по продажам и даже инженерам сейчас непросто найти новую работу. Кроме того, с конца 2022 года продолжаются массовые сокращения в IT-сфере, в которой более 150 тысяч сотрудников уже потеряли работу. И как сообщает Bloomberg, одной отраслью эта тенденция не ограничивается — такие компании, как McDonald’s, Disney и FedEx, тоже увольняют сотрудников сотнями. По словам Берсина, к уменьшению числа вакансий для белых воротничков во многом привело развитие ИИ и связанная с этим автоматизация и оптимизация бизнес-процессов.
По мнению Берсина, текущая ситуация сигнализирует о том, что компаниям, помимо внедрения ИИ и автоматизации задач, следует полностью переосмыслить и реорганизовать рабочие места и бизнес-процессы с учётом ИИ. Суть в поощрении внутренней мобильности, адаптивности и постоянного роста, чтобы ИИ работал не вместо человека, а вместе с ним, расширяя его возможности и качественно повышая его эффективность.
ИИ развивается настолько быстро, что люди вынуждены его догонять
Как пишет Джош Берсин, буквально за один год мы прошли путь от «5% компаний используют ИИ» до «95% компаний используют ИИ». Люди оказались не готовы к такому стремительному росту, что породило несколько проблем:
- Нехватка электроэнергии и вычислительных мощностей для работы ИИ. По данным аналитической компании Deloitte, в 2025 году дата-центры, поддерживающие работу ИИ, потребят около 536 ТВт⋅ч, а к 2030 году этот показатель увеличится вдвое — до 1065 ТВт⋅ч (для сравнения — энергосистема России в 2024 году выработала 1180 ТВт⋅ч электроэнергии). Потребность в электроэнергии растёт в первую очередь из-за повсеместного распространения генеративного искусственного интеллекта (ГИИ): обработка запросов (например, генерация текстов или изображений) требует гораздо больше ресурсов, чем обучение нейросети. По словам Берсина, для этого нужны огромные инвестиции в создание энергетической инфраструктуры, которая станет обеспечивать дата-центры электроэнергией.
- Отсутствие законов, регулирующих использование интеллектуальной собственности нейросетями. Для обучения и последующей генерации результатов ГИИ использует огромные массивы информации, большая часть которой — чья-то интеллектуальная собственность. При этом в правовом поле до сих пор нет регуляторов, которые чётко определяли бы границы добросовестного использования данных для обучения ГИИ и защищали права создателей контента. «Дни медиакомпаний и ютуб-каналов сочтены. Также эта проблема касается провайдеров онлайн-обучения, образовательных учреждений и многих других владельцев интеллектуальной собственности. Законы нужно обновить», — пишет Берсин.
- Автономные агенты по-прежнему требуют доработки, настройки и контроля со стороны человека. Автономными агентами называют программы на основе ИИ, которые по идее способны выполнять сложные задачи с минимальным контролем со стороны человека, а в процессе сами обучаются и совершенствуются. При этом любой пользователь, который хотя бы однажды пытался решить свою проблему с помощью ИИ-бота в поддержке какого-либо сервиса, понимает, что до совершенства им ещё очень-очень далеко.
- Пока неизвестно, на что способен ИИ в сфере управления. Может ли он полностью заменить собой сотрудника-менеджера? Время покажет. Однако уже сейчас ИИ способен, например, провести оценку продуктивности персонала или составить для сотрудников планы развития, замечает Джош Берсин. Более того, на рынке уже есть боты-рекрутеры — такие инструменты, например, разрабатывает компания Paradox.
- Вокруг ИИ-решений слишком много шумихи. При этом, по словам Берсина, невозможно предсказать, какие из поставщиков передовых технологий проявят себя в долгосрочной перспективе, а какие окажутся нежизнеспособными. Решение он видит в том, чтобы пробовать разные варианты и искать высокорентабельные инструменты, которые действительно работают и приносят пользу.
В целом Берсин настроен оптимистично, хотя и воспринимает текущие обстоятельства как вызов для HR-сферы, для ответа на который ей нужно будет «повзрослеть». Распространение ИИ, ситуация на рынке труда, эмоциональное состояние персонала — по словам эксперта, всё это в 2025 году потребует от специалистов по управлению персоналом умения быстро учиться и адаптироваться, упрощать сложное, консультировать бизнес и справляться со стрессом у сотрудников.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- 5 инноваций в корпоративном обучении, за которыми стоит следить в 2025 году
- «Опыт станет важнее контента»: как ИИ сделает обучение по‑настоящему персонализированным
- «Эти системы невероятные»: Джош Берсин о новых платформах для корпоративного обучения
- 5 проблем внутренних систем корпоративного обучения (с идеями, как их решить)
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс