Что такое «ванильные» задания и почему они не работают в корпоративном обучении
Речь об универсальных ситуациях и кейсах, далёких от реальной рабочей практики обучающихся.
Иллюстрация: Zmaster / Shutterstock / Pngfind / Annie для Skillbox Media
На конференции «Больше чем обучение. Новые приоритеты в меняющемся мире», организованной «СберУниверситетом», директор Школы образования ТюмГУ Ульяна Раведовская, имеющая 20-летний опыт в построении систем обучения в корпорациях, рассказала, чем отличаются качественные корпоративные программы в IT-секторе и почему сегодня «уравнять» обучение даже внутри компании не получится.
Почему отсутствие качества стало заметнее
Переход в онлайн во время пандемии особенно ярко высветил проблемы стандартных корпоративных программ, считает Ульяна. Причём заметно это стало не столько их создателям, сколько потребителям, то есть сотрудникам.
Всё дело в том, что онлайн увеличил разрыв между умеющими (и желающими) учиться и теми, кому учёба даётся тяжело, объясняет эксперт. Если на очном занятии тренер мог «уравнять» аудиторию и предложить универсальное для всех решение, то с самостоятельным дистанционным обучением это уже не работает.
Желающие учиться стали делать это быстрее и эффективнее, но и требований к качеству у них стало гораздо больше. А на то, чтобы оценить курс, им достаточно даже нескольких минут — если что-то не устраивает, сотрудники просто отказываются от обучения.
«Люди научились обходить даже обязательные корпоративные программы. „Вам надо, чтобы была галочка? Галочка будет. Меня там не будет, если эта программа плохо сделана“. У тех людей, которые умеют учиться, существенно вырос уровень требований к нам», — поделилась наблюдениями Ульяна Раведовская.
Это заставило L&D делать выбор, на кого ориентироваться — на требовательную аудиторию или на «догоняющих». Однако в итоге чем требовательнее к себе будут разработчики, тем лучше будет для всех.
«Если обратить внимание на высокий уровень требований, вы можете улучшить программу и для тех, кто учился плохо. Просто всё оголилось. Всё, что было сделано плохо, стало настолько очевидно, что невозможно об этом больше молчать», — заключает эксперт.
Как обеспечить реальное качество программы
Отсутствие качества корпоративных программ, считает Ульяна Раведовская, связано с игнорированием двух важных блоков обучения — пробы и тренировки. Нередко курсы ограничиваются теорией и демонстрацией (когда тренер или преподаватель показывает, как нужно, но не даёт слушателям попробовать свои силы), в крайнем случае — короткой практикой. В обоих случаях результат будет крайне низким. Когда человек один раз что-то попробовал, это лишь даёт ему понимание, о каком знании идёт речь, а до умения ещё далеко, поясняет спикер.
Чтобы это исправить, Ульяна предлагает учитывать пять важных пунктов в создании практических заданий и активностей.
1. Понятные инструменты
Инструменты, которые предлагаются сотрудникам, должны быть применимы в их типичных рабочих ситуациях и влиять на реальные результаты, считает эксперт.
Вот пример неудачной программы: обучение по переговорам проводят для тех, кто занимается торгами на электронных площадках. Но эти торги вообще не подразумевают разговоров. Это, конечно, вопиющий пример, но очень часто разработчики обучения «усредняют» кейсы и ситуации, что делает их далёкими от реальной практики сотрудников.
2. Узнаваемость
«Когда мы делаем пробную тренировку, чрезвычайно важно, что именно вы берёте в практику. Здесь нужно [обращать внимание на] то, как это выглядит на рабочем месте у людей, в каком режиме они будут дальше применять это знание, как выглядит их реальность», — комментирует спикер.
Кейсы, симуляции и упражнения должны быть узнаваемы, причём даже визуально.
«Меня поразило за последнее время IT как сфера. Люди, которые приходят на программы, связанные с IT, требуют, чтобы интерфейс был, прямо как они будут видеть на рабочем месте, в противном случае они вообще отказываются учиться. Они говорят: „Зачем? Мне нужно будет перевести то, что вы мне рассказываете, на мою реальность“», — приводит пример Ульяна.
Причины таких требований простые: во-первых, сотрудники не хотят лишних усилий, а во-вторых, условные ситуации только расширяют пространство для ошибок — они неизбежны при переносе знаний из условной учебной ситуации в реальную.
3. Частота
Пробовать и тренировать новые навыки необходимо на ситуациях, которые встречаются постоянно, считает Ульяна Раведовская, хотя часто происходит наоборот.
Спикер приводит такой пример: навыки управления отрабатывают на разговорах с подчинённым об увольнении, чтобы эмоциональное напряжение было максимальным. Но на деле хоть увольнять иногда действительно приходится, постоянной эту ситуацию вряд ли назовёшь. А вот ставить задачу или давать обратную связь руководителям приходится ежедневно, значит, и практиковаться разумно именно на этом.
4. Типичные сложности
Сказанное выше касается и типичности сложностей. Например, сотрудники стандартно испытывают трудности с оформлением документов, а вот с коллегами общаются легко. Значит, ставить их в ситуацию, где нужно с кем-то договориться, бесполезно — её просто не потребуется преодолевать. Куда разумнее выбрать реальные типичные затруднения, с которыми человек сталкивается постоянно.
5. Заметные закономерности
«Вы чему-то собираетесь обучать и там, скорее всего, базируетесь на каких-то закономерностях. Например: чем больше мы на человека давим, тем больше он сопротивляется, сложнее договориться. И тогда вы берёте ситуацию, в которой это можно увидеть. А иначе человеку придётся делать перевод на его ситуации», — поясняет Ульяна Раведовская.
Почему универсальность больше не работает
Понятно, что переложить программу на работу конкретного подразделения и департамента — сложно. Мало того что объём большой, со временем этот материал придётся корректировать. Однако универсальный подход уже не работает, предупреждает Ульяна. Да и невозможно объяснить каждому, как работают гибкие навыки, на универсальном языке или, условно говоря, «на котиках».
В IT, объясняет спикер, есть выражение — «ванильное задание», то есть не связанное с реальностью сотрудника. Человеку показывают сам принцип работы инструмента, а уж как его использовать потом — его дело. Самые требовательные учащиеся в IT говорят: «Нам ванильных заданий не надо. Либо вы делаете нормально, на нашей реальности, либо мы эту программу не будем проходить».
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно