7 приёмов, которые помогают удержать внимание участников онлайн-тренинга
Участники отвлекаются, сидят в телефоне, не слушают лектора? Эти семь техник помогут удержать внимание на онлайн-тренинге с первой минуты до финала.


Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Елена Черникова
PhD, основательница и генеральный директор консалтинговой компании InForce (занимается созданием образовательных программ для бизнеса). Консультант по кадровой стратегии и управлению инновациями, бизнес-тренер, предприниматель с опытом более 25 лет.
Любой преподаватель и бизнес-тренер прекрасно знает главную беду онлайн-уроков: участники слушают вполуха, занимаясь в то же время другими делами. Контента становится всё больше, а вот вовлечённости — всё меньше. Люди привыкли к потоку информации, но не к её осмыслению.
Поэтому продолжать проводить долгие тренинги с минимальной обратной связью — это как пытаться налить воду в решето. Традиционный формат преподавания не способен удерживать внимание и вовлекать участников, обучение нужно делать более интерактивным и интересным. Какими приёмами этого можно добиться, поделюсь в этой статье.
Статья написана на основе вебинара Елены Черниковой «Зацепить и не потерять: как создавать эффективное обучение в эпоху информационного перегруза», организованного «МТС Линк».
Привлекайте внимание сразу
Важно с первых минут зацепить аудиторию. Для этого нужно предложить что-то, что заставит участников задуматься, подключиться — и сразу активно вовлечься, а не просто оставить урок на одной из вкладок ноутбука, переключившись на что-то другое. Мы не можем позволить себе длительные вступления или скучные вводные части.
Как применить: задайте интересный вопрос или организуйте игру, связанную с темой обучения, чтобы участники включали камеры и взаимодействовали с первых минут. Например, в качестве такой синхронизационной практики я прошу всех участников включить камеры и задаю неожиданные вопросы, допустим, «Как вы любите входить в холодную воду: прыгать с разбега или погружаться медленно, постепенно?», «Как вы предпочитаете путешествовать: ехать куда-то спонтанно или спланировать всё заранее?». И прошу закрыть включённые камеры листком бумаги. Дальше объявляю: сейчас открывают камеры те, кто любит прыгать в холодную воду с разбега, а теперь — те, кто погружается в неё постепенно. Получается лёгкая игра, которая возвращает внимание участников и мотивирует налаживать контакт между собой.
Меняйте формат каждые пять минут
Люди не могут долго концентрироваться на одном типе контента, поэтому если вы постоянно подаёте учебный материал в одинаковых форматах — будь то устное объяснение, презентация или видео, — внимание учеников неизбежно будет ускользать. Меняйте формат каждые несколько минут, чтобы удерживать интерес и вовлечённость.
Как применить: после мини-лекции предложите группе коротко обсудить услышанное, затем проведите небольшой опрос, игру. Всё это помогает предотвратить потерю концентрации и делает обучение более динамичным.
Сделайте нестандартный ход: например, предложите… прогуляться
Современные методы дистанционного обучения не ограничиваются сидением за компьютером. Прогулки, аудиоформаты и активное использование пространства помогают не только снять усталость, но и ускоряют процесс усвоения информации. Встраивайте прогулки в процесс обучения: пусть участники получают информацию в аудиоформате, пока находятся на свежем воздухе. Это может быть короткий аудиоурок или подкаст, который они слушают в свободное время, например в рабочий перерыв.
Как применить: предупредите учеников, что ваш курс организован в формате «walk and talk» («гуляем и говорим») — участники могут, находясь на улице, слушать преподавателя в наушниках и одновременно двигаться, что способствует лучшему восприятию материала. Такой формат подходит не только для предзаписанных асинхронных курсов формата «лектор рассказывает — я слушаю», но и для вебинаров, если те не предполагают активности слушателей.
Используйте фиджитал
Когда люди долго сидят и слушают, их способность концентрироваться снижается. Здесь помогают элементы фиджитал — так называют сочетание цифровых и физических активностей.
Как применить: делайте активные перерывы в занятии. Не бойтесь вводить в тренинги даже физические упражнения (конечно, несложные и быстрые — например, растяжку, лёгкие движения руками). Неоднократно доказано, что физические упражнения активируют мозг и помогают улучшить концентрацию. Можно ещё использовать фиджитал-игры: дайте участникам задания, которые требуют выполнения простых действий, например соединять точки, заполнять или дорисовывать стикеры, что-то раскрашивать. Нейроисследования показывают: когда человек делает что-то очень рутинное — рисует или зачёркивает, он на самом деле лучше концентрируется на информации.
Практикуйте Nudge-Tech
Nudge-Tech («технология подталкивания») — технология маленьких, но эффективных подсказок, мягко направляющих людей в нужную сторону. Вы можете подать сигнал, который напомнит участникам о том, что они должны сделать, не навязывая конкретные действия. Это могут быть уведомления и напоминания.
Как применить: самый простой пример — если вы, например, хотите, чтобы участники делали заметки, не требуйте этого, а предложите.
На своих тренингах, чтобы участники не просто соглашались с идеей «разнообразие — это ценность», а действительно начали работать с ней, я с командой внедряю микрозадания по самофиксации. В первые минуты сессии каждому выдаю «инструкцию по работе со мной» — лист с короткими вопросами («Когда я продуктивен?», «Как люблю получать фидбэк?», «Что для меня красный флаг во взаимодействии?»). Заполняя его, человек сразу делает заметки о собственных привычках, а затем в парах обменивается этими мини‑досье, обнаруживает, насколько коллеги различаются, и тут же обсуждает, как совместить сову с жаворонком или структурного планировщика с импровизатором. Такой формат заставляет писать «здесь и сейчас», превращает абстрактный принцип в личный опыт и дарит команде готовый набор вопросов и практик, к которым она будет возвращаться и после программы.
Создавайте безопасную среду
Важно создавать среду, в которой ученики могут ошибаться, задавать вопросы и не бояться, что их ошибки приведут к негативным последствиям.
Как применить:
- Стимулируйте открытое общение и поощряйте активность участников занятия. Используйте приёмы формирующей обратной связи, направленные на поддержание позитивного настроя и мотивации.
- Внедрите регулярные ритуалы уязвимости. Позвольте каждому по запросу получить короткий сеанс только позитивной обратной связи, без «точек роста». Также можно устраивать «Марафон фейлов»: выделять для участников по три минуты на рассказ о промахе и извлечённом уроке. Оба ритуала насыщают группу поддержкой и напоминают: промах — часть пути, а не клеймо.
- Подогревайте любопытство кейс‑головоломками. Начинайте выступление с истории без развязки (например, провал переговоров с китайской делегацией из‑за свободной рассадки). Предложите группе высказать версии, затем раскройте культурный код. Такой интерактив показывает, что незнание — нормальное состояние старта, и превращает ошибку в топливо для обсуждения.
Делайте тихие паузы
Чтобы усвоить информацию, нужно время для осмысления или рефлексии. Если вы будете давать слушателям информацию слишком концентрированно, вы перегрузите их рабочую память.
Как применить: делайте между своими объяснениями материала короткие остановки, чтобы участники могли немного обдумать услышанное, что-то записать и, если нужно, сформулировать вопросы.
Читайте также:
- Как создать условия для формирования у сотрудников желаемого поведения
- Включать или не включать камеру на онлайн-занятии?
- 7 условий, которые обеспечивают доходимость на курсе и применение новых навыков в работе
- Как использовать онлайн-доски во время дистанционного тренинга
- 5 способов привлечь внимание учащихся и сделать учебный контент более запоминающимся
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.
