5 правил создания и упаковки учебного контента для разновозрастной аудитории
Они помогут сделать курс или тренинг понятным, полезным и комфортным для представителей разных поколений.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Александр Коркин
Заместитель директора Корпоративного университета РЖД. Сертифицированный интегратор Института Адизеса (Adizes Institute), член Международной ассоциации фасилитаторов (IAF).
Корпоративный университет РЖД обучает руководителей транспортной отрасли и кандидатов в кадровый резерв. В целевую аудиторию университета входят представители всех управленческих уровней, а значит — люди самых разных возрастов.
В терминах теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хау, в основном обучение сейчас проходят представители поколения X (рождённые примерно в 1963–1983 годах) и миллениалы (рождённые в 1984–1997 годах). Также на программах развития руководителей учится небольшой процент «бумеров», то есть рождённых до 1963 года, и «зумеров», появившихся на свет после 1997 года.
Наш корпоративный университет использует теорию поколений не для того, чтобы повесить на учащихся ярлыки или разделить их на категории, а в первую очередь для работы с ценностями людей из разных поколений, чтобы взаимодействовать с ними наиболее продуктивно. Это важно ещё и потому, что мы работаем со смешанными группами, а не создаём отдельный вариант учебной программы для каждого возрастного сегмента.
В таком случае курс или тренинг должен быть достаточно универсальным. А что значит универсальность в контексте учебного материала? Это значит, что контекст, в котором подаётся информация, должен быть понятен всем участникам обучения. Среди прочего — независимо от того, к какому поколению они относятся. Добиться этого помогают несколько правил.
Правило №1
Среди упоминаемых личностей или персонажей хотя бы кто-то должен быть знаком каждому
Объясняя теоретический материал или проводя упражнения, тренеры в качестве примера часто используют каких-либо известных личностей или персонажей. Методисты тоже порой применяют этот приём в онлайн-курсах. Это помогает добавить в обучение интерактивности.
И здесь возникает сложность: молодым людям, как правило, не знакомы ни советская школьница Катя Лычёва, ни матрос-партизан Железняк, ни герои большинства культовых советских фильмов. А старшим поколениям ничего не говорят имена многих современных знаменитостей, киногероев и персонажей комиксов.
Эту проблему можно решить, во-первых, с помощью универсальности. Так, порой несложно выбрать образ, знакомый всем поколениям. К таким можно отнести, например, Юрия Гагарина, Альберта Эйнштейна и Хабиба Нурмагомедова, Шурика и Винни-Пуха. Вполне однозначными образами будут Гитлер или Кощей Бессмертный. Иногда очень уместно выбрать героев классической литературы, которую по‑прежнему изучают в школе.
Второй способ добиться узнаваемости — комбинирование. В рамках одного упражнения или темы мы упоминаем несколько личностей или персонажей из разных эпох — так хотя бы один образ будет понятен и близок каждому.
Помимо узнаваемости, очень важна однозначная (или хотя бы схожая) трактовка образов. Поэтому рекомендую избегать упоминания в учебных материалах политических личностей, а в свете последних событий — иностранных героев и персон, даже если они общеизвестны (например, Джеймс Бонд или Илон Маск могут оказаться не лучшим выбором).
Правило №2
Осторожнее с историческими событиями в примерах!
Также в программах могут часто упоминаться различные исторические события и кейсы. И здесь ситуация не менее сложная, чем с упоминанием конкретных личностей. С одной стороны, некоторые события присутствуют в культурном багаже одних поколений, но мало известны другим. С другой стороны, одно и то же историческое событие люди могут трактовать и оценивать по-разному. А значит, и примеры с упоминанием этих событий могут вызывать у аудитории неоднородную реакцию — от ностальгии до возмущения. В частности, это касается многого, что связано с советской эпохой.
Чтобы этого избежать, к выбору исторических примеров и параллелей тоже нужно подходить крайне внимательно и осторожно. Например, запуск первого искусственного спутника Земли — для всех поколений хороший пример позитивного события. Если нужно сделать акцент на чём-то однозначно негативном, подойдёт пример с Чернобыльской катастрофой или бомбёжкой Хиросимы и Нагасаки. А вот высадку астронавтов на Луне или революцию 1917 года по ряду причин лучше не использовать.
Правило №3
Крылатые фразы, цитаты, шутки и мемы тоже стоит выбирать аккуратно
С афоризмами, крылатыми высказываниями и мемами также могут возникнуть сложности. Например, цитаты из советского кино зрелые люди зачастую воспринимают положительно и с ностальгией, связывая их с событиями из своей жизни, воспоминаниями из детства. А у молодых такие фразы могут вызывать непонимание (потому что они не смотрели эти фильмы) и вследствие этого — раздражение. И наоборот: очень популярные у «зумеров» мемы натолкнутся на такое же непонимание среди людей постарше.
Поэтому не стоит использовать ярко выраженные поколенческие фразы и шутки в материалах тренинга (например, в официальных презентациях). Лучше оставить это на усмотрение тренера. В процессе работы, ближе познакомившись с конкретной группой, он самостоятельно решит, что будет уместно в общении, а что нет.
Правило №4
Больше свободы в том, что касается социальных ритуалов
В разных компаниях приняты разные правила этикета для общения между сотрудниками, от строго официальных до совершенно неформальных. Где-то действует обращение только на «вы» и по имени-отчеству, а где-то даже генеральному директору все запросто говорят «ты». Даже допустимый стиль одежды везде разный — где-то нельзя прийти на работу без галстука, а где-то можно в футболке и сандалиях.
О том, как и что принято в вашей компании, особенно важно предупредить приглашённого бизнес-тренера, чтобы он соответствующим образом построил своё общение с участниками тренинга и не выглядел белой вороной.
Особый случай — крупные холдинги и корпорации, в которых происходит смешение культур на уровне разных подразделений. В такой ситуации хорошо бы найти вариант нейтрального общения тренера с аудиторией, который будет комфортен для всех. Вроде бы это мелочь — но она важна, потому что способна повлиять на общее впечатление о тренинге.
Например, за последние десять лет в РЖД поменялись и дресс-код, и принятые формы обращения друг к другу. В первых потоках на обучение приходили в основном люди старшего поколения — и не просто в строгих костюмах, а в форме. В такой среде было принято обращаться друг к другу по имени-отчеству и вставать с мест, когда в помещение заходит тренер или вышестоящий руководитель.
Сейчас компания придерживается принципов большей свободы и простоты в общении. Мы предупреждаем участников, что, конечно, не стоит приходить на тренинг в шортах и сланцах, но и строгий костюм с затянутым галстуком ни к чему. А для обращения выбрали форму на «вы», но по имени без отчества. Хотя поначалу для слушателей это было непривычно, сейчас руководители всех возрастов стали более открытыми и гибкими по отношению к таким вещам.
Правило №5
Если участник озвучивает претензию, важно выяснить, что именно за ней стоит
Некоторые замечания и жалобы от участников тренинга тоже можно назвать поколенческими. Анализ таких претензий помогает выявить потребности и ценности людей разного возраста, что очень полезно как при актуализации действующих программ, так и при разработке новых образовательных продуктов.
Например, у людей старшего возраста часто возникают замечания из-за использования иностранных аббревиатур, терминов и примеров. В решении проблемы снова помогает комбинирование: мы не отказываемся от иностранных терминов там, где их нельзя полностью заменить русскоязычным аналогом, но обязательно приводим значение на русском, чтобы вся группа понимала, о чём идёт речь. Причём нередко уместно давать в качестве основного термин на русском языке, а иностранный вариант приводить в скобках.
Раньше бывали жалобы на отсутствие выбора формата образовательного контента — кому-то нужны печатные материалы (как правило, людям постарше), а кому-то удобнее взаимодействовать с цифровым вариантом (молодым — потому что они привыкли к этому с детства). Поэтому теперь мы смешиваем разные форматы: рабочую тетрадь, которую получает участник, он также может скачать в электронном виде, а тренинги в аудитории сочетаются с онлайн-форматами и упражнениями в виртуальной и дополненной реальности.
По сути, принципы универсальности, многовариантности и комбинирования работают не только на уровне контента, но и в организации процесса обучения, в проектировании образовательной среды. Цель — сделать обучение понятным, полезным и комфортным для всех участников, независимо от их жизненного и профессионального опыта.
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.