4 формата деловых игр для развития сотрудников
Организатор деловых игр объяснила, каких целей можно достичь с помощью того или иного формата.
Фото: BearFotos / Shutterstock
В феврале «СберУниверситет» в рамках EduTech Club организовал семинар «Игры и симуляции: где грань между обучением и развлечением». На нём руководитель направления «Деловые игры» консалтинговой компании BITOBE Евгения Швецова описала форматы деловых игр, которые компания предлагает корпоративным заказчикам.
Запись семинара можно посмотреть на сайте «СберУниверситета», а в этой статье — пересказ выступления Евгении.
Чем деловая игра отличается от бизнес-симуляции
В начале выступления Евгения Швецова привела слова нейрофизиолога Вячеслава Дубынина из книги «Мозг и его потребности» о том, что игра — это один из базовых способов познания и самореализации. В игре человек тренирует и усваивает навыки и стратегии поведения, которые позже сможет перенести в реальную жизнь. Это относится и к деловым играм — они помогают развивать компетенции, необходимые в профессиональной деятельности.
Деловой игрой эксперт называет разновидность симуляции в обучении с игровыми элементами, такими как сюжет, интерактивность, обратная связь, игровые процессы и правила. По сути, это такое групповое упражнение, где каждый участник принимает решения и действует как в реальной жизни, но только с учётом правил игры.
Евгения также назвала различие между деловой игрой и бизнес-симуляцией. Бизнес-симуляция отличается высокой степенью приближенности к реальному контексту — например, она может воспроизводить бизнес-процессы подразделения, компании или отрасли, хорошо знакомые сотрудникам. А вот деловая игра может использовать как реальные, так и воображаемые обстоятельства.
Какие форматы деловых игр можно использовать
Форматов игр бывает много. Например, в компании BITOBE применяют классификацию, в которой выделяют семь основных форматов деловых игр:
- кейс-игры;
- ролевые игры;
- игры по станциям;
- инженерные игры;
- творческие коммуникационные игры;
- сюжетно-динамические игры;
- игры-тренажёры.
В своём выступлении Евгения подробнее рассказала о четырёх популярных форматах — кейс-играх, играх по станциям, ролевых и инженерных играх.
Кейс-игры
Как объясняет эксперт, кейс-игры — это отработка навыков в смоделированной ситуации высокой неопределённости. Иногда кейс-игры называют кейс-стади или анализом кейсов, но слово «игра» здесь, опять же, подчёркивает, что кейсы для игрового формата не обязательно брать из реальной практики игроков.
По мнению спикера, игры на основе кейсов замечательно подходят для развития руководителей, потому что тренируют следующие необходимые топ-менеджерам компетенции:
- аналитическое мышление — способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем и находить эффективные решения;
- креативность — нестандартный подход к решению проблем, способность к творческому мышлению;
- стратегическое мышление — умение строить долгосрочные и краткосрочные стратегии, предвидеть последствия своих действий и адаптироваться к изменениям ситуации;
- коммуникативные навыки — умение убеждать других в своей точке зрения и принимать коллективные решения.
Так, в одной из аналитических кейс-игр, разработанных командой Евгении, каждый из участников получал разные элементы информации, и игрокам нужно было соединить то, что известно каждому, чтобы достичь общей цели — по сюжету требовалось довести танкер с ценным грузом до порта назначения, минуя препятствия. В другой игре сделали акцент на стратегическом управлении — участники в качестве руководителей предприятий, расположенных у озера, должны были найти баланс между получением прибыли и сохранением экосистемы.
Ролевые игры
Формат ролевых игр подразумевает, что каждый участник перевоплощается в некоего персонажа и в рамках этой роли нарабатывает реальный опыт в смоделированной ситуации.
Вот чем полезны такие игры, по мнению Евгении:
- Развивают коммуникативную компетенцию — способность выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал партнёр.
- Расширяют набор ролевых моделей, которыми может оперировать человек. Игра даёт участнику возможность примерить обычно несвойственную ему роль, подготовиться к роли «на вырост» — например, руководящей.
- Помогают развивать эмпатию — способность войти в положение партнёра по взаимодействию, понять его мотивы и ожидания.
- Учат реагировать и действовать в ситуациях неопределённости, когда цели других участников не вполне ясны или их поведение сложно предугадать, а обстоятельства могут измениться непредсказуемо.
В качестве примеров спикер назвала переговорные ролевые игры, в которых участники противостоят друг другу, преследуя свои интересы, а также командные, где игроки стремятся достичь общей цели, внося свой вклад в зависимости от занимаемой роли — например, «построить» пирамиду по техзаданию от фараона-заказчика, который постоянно вносит правки в проект.
Игры по станциям
В игре по станциям участники последовательно отрабатывают навыки, проходя одну ситуацию за другой в рамках одной идеи. В таких играх эффективно применяются квестовые механики с путешествием или поиском сокровища, где на каждом этапе пути игроков закладывается тренировка определённой компетенции или навыка.
По словам Евгении Швецовой, в игру по станциям можно заложить прокачку практически любой компетенции. Особенно полезна она будет для развития:
- стратегических навыков — интеллектуального потенциала, навыка решения проблем, творческих способностей;
- операционных навыков — своевременного принятия решения, управления временем, организаторских способностей;
- навыка управления трудностями — управления конфликтами, руководящих навыков, ориентации на результат;
- межличностных навыков — понимания других людей, работы в команде.
В пример Евгения привела игру BITOBE под названием «Архипелаг ценностей», где, по сюжету, участники путешествуют от острова к острову, на каждом из которых раскрываются наполнение и значимость одной из ценностей компании — от безопасности до инициативности.
Инженерные игры
В инженерных играх участникам нужно совместно что-то сконструировать или построить, и акцент в них делается на командную работу, лидерство и проектное управление.
Инженерные игры, по словам спикера, направлены на развитие:
- коммуникативных навыков — продуктивного взаимодействия в команде для успешного выполнения инженерных задач;
- аналитического мышления — способности анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем и находить эффективные решения;
- креативности для нестандартного подхода и поиска инновационных решений;
- умению принимать командные решения в условиях неопределённости и ограниченности ресурсов.
Например, в игре под названием «Конструкторское бюро», как рассказала Евгения, одна команда составляет техническое задание, а другая по этим требованиям разрабатывает некий предмет.
Как выбрать формат деловой игры
Евгения привела алгоритм подбора игры, подходящей под конкретные цели в развитии сотрудников. Он состоит из пяти шагов:
- Определение целей обучения. На этом этапе нужно выявить и сформулировать, какие именно знания, умения и навыки нужно сформировать участникам с помощью деловой игры.
- Изучение аудитории. Исследование целевой аудитории поможет определить текущий уровень их знаний и навыков, опыт работы, предпочтения и интересы.
- Поиск подходящей игры. Этот этап подразумевает анализ и выбор варианта, наиболее подходящего для целей обучения и удовлетворения потребностей аудитории.
- Адаптация игры под контекст. Нужно постараться учесть особенности отрасли, в которой работает целевая аудитория, выявить актуальные для них бизнес-ситуации и подстроить под них сюжет и игровые процессы.
- Оценка и анализ результатов. После проведения игры важно оценить прогресс участников в развитии необходимых навыков и использовать обратную связь от аудитории для дальнейшего улучшения игры.
Кстати, ранее международный эксперт по игропедагогике Екатерина Кудрявцева в интервью для Skillbox Media рассказала, как игра может служить диагностическим инструментом, лакмусовой бумажкой и катализатором одновременно. Например, помочь вычислить перспективных и неэффективных менеджеров, помочь самому человеку осознать, какие навыки и умения у него есть, а каких не хватает, и помочь ему начать формировать дефицитные компетенции.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.