Высшее образование в IT: почему не стоит уходить из вуза
Илья Климов рассказал, какие преимущества учёба в вузе даёт разработчику и кого не стоит слушать в начале карьеры.
Фото: Anadolu Agency / Getty Images
Илья Климов
об эксперте
Senior Frontend Engineer в GitLab, пишет на JavaScript более 15 лет. Автор проекта JavaScript.ninja и бесплатного курса по Vuе.js.
Если вы поступили в хороший вуз на IT-специальность, ни в коем случае не бросайте. Университет помогает приобрести много полезных навыков.
Но давайте сразу определимся с тем, что значит «хороший». Правильное определение займёт несколько страниц, но есть очень простой признак: если хотя бы парочка IT-компаний вашего города сотрудничает с вузом — скорее всего, он «хороший».
Кого не стоит слушать
Советую скептично относиться к утверждениям вроде: «Я бросил вуз, потому что он бесполезен». Ведь у авторов этих слов нет опыта, чтобы оценивать эффективность высшего образования. Фактически они транслируют умозрительные убеждения и не знают, о чём говорят.
Слушать надо тех, кто говорит: «Я окончил вуз, и он мне помог», «Я окончил вуз, и он мне не помог», «Я не окончил вуз, но достиг чего-то». Все эти утверждения подкреплены личным опытом, а значит, на их основе можно делать какие-то выводы.
Большинство людей, не получивших высшее образование, любят рассказывать о его бесполезности. Логично — ведь поэтому они и бросили университет. Но с другой стороны, их аргументация рассыпается и сводится к оценочным суждениям. Ирония в том, что логику и критическое мышление лучше всего развивают именно в вузе.
Статья написана на основе треда Ильи в Twitter.
Какие навыки даёт университет
Я выделяю два главных навыка, которые сложно получить где-либо ещё:
- Кругозор. У многих он настолько узкий, что вырождается в точку зрения. Думаю, не стоит объяснять, почему специалисту важно иметь широкий кругозор. Такие, казалось бы, далёкие вещи, как экономика, философия и политология необходимы, чтобы понимать происходящее вокруг.
- Работа в команде и систематичность. Последнего особенно часто не хватает джунам, которых я собеседую. Надо приучать себя не делать курсач в последнюю ночь и не давать взяток :)
Сделаю важную ремарку:
- Эти навыки вряд ли помогут вам получить конкретную позицию. Не важно, на каком уровне — джуниор, мидл или сеньор.
- Навыки не сформируются у вас сами собой — вуз даёт платформу, чтобы их развить. Поэтому недостаточно просто посещать лекции и семинары. Нужно участвовать в профессиональных активностях, которые после выпуска позволят вам выгодно выделиться среди сверстников.
- Навыки позволяют быстрее учиться и профессионально развиваться.
Учёба в вузе — это «потеря времени» на развитие. Как говорит мой коллега: «Там учат не JavaScript, а устаревшей херне». Всё так, только без всей этой «устаревшей херни» вы рискуете навсегда остаться кодером, а не инженером.
Часто слышу: «Я фронтендер, зачем мне третья нормальная форма?» А потом программист спотыкается об IndexedDB на фронте. Или: «Я фронтендер, зачем мне дискретная математика?» А потом застревает на вычислении фильтров.
Добросовестно полученное высшее образование даёт хороший прирост зарплаты в течение трёх лет, а у некоторых — в течение двух. Это зависит не от уровня конкретных преподавателей, а от общего уровня вуза.
Напоследок о личном. Я опасаюсь преподавателей без высшего образования, которые учат джуниоров. Основы педагогики придумали не просто так. Сомневаюсь, что их можно изучить по видосам на YouTube. И если мидл и сеньор уже способны отделить форму от содержания, то для джуна обучение по неправильной методике обернётся кучей травм — от выгорания до депрессии.