Что случилось
Розничные магазины техники стали снижать цены на ПК и ноутбуки из-за 40-процентного падения продаж. По словам ретейлеров, заставить россиян вновь начать покупать ПК «чуть ли не оптом», будет непросто.
Например, ПК в полной сборке на июль 2022 года стоит на 30% меньше, чем в марте этого же года. В целом к концу первого полугодия цены на компьютеры откатились на уровень января 2022 года.
Это связано с утратой потребительского спроса и падением курса рубля. Розничным сетям приходится идти на различные меры по привлечению покупателей. Одна из этих мер — снижение цен.
Есть ли очереди за техникой
Причина, по которой россияне не спешат в магазины за новыми компьютерами, — небольшой выбор. После 24 февраля 2022 года с российского рынка ушли основные производители ПК: Lenovo, HP, Dell, Samsung, Apple, Asus и Acer.
Аналитики из Gartner прогнозируют общемировое снижение поставок и продаж компьютеров и планшетов в 2022 году. При этом они замечают, что падению рынка предшествовал рост — в 2020 и 2021 годах пользователи приобрели большое количество устройств. А в начале 2022 года положение ухудшилось на фоне нарушения цепочки поставок компонентов, санкций и инфляции.
Какие есть решения
Проблему может решить параллельный импорт. Он позволяет продавать в российских розничных сетях товары 200 иностранных брендов — правда, без их разрешения. Программа уже одобрена российскими властями. Она позволяет создать масштабную систему легального серого импорта, которая устранит нехватку в России иностранной электроники и бытовой техники.
Ситуация на рынке может измениться. Цены на ПК и ноутбуки могут вновь резко вырасти в случае, если доллар снова начнёт укрепляться.
Но возможно и обратное: есть вероятность, что цены на ПК и ноутбуки продолжат снижаться. По прогнозу экспертов группы «М.Видео — Эльдорадо», к концу лета компьютеры могут подешеветь ещё на 10–15%, если параллельный импорт заработает в полную силу.
«Вслед за рынком смартфонов китайские бренды уверенно покоряют сегмент ноутбуков — за счёт достаточно широкой линейки моделей под разные потребности и оптимального сочетания цены и функциональности, что отличает в целом китайские бренды в сегменте цифровых девайсов. „М.Видео — Эльдорадо“ сейчас имеет большой ассортимент ноутбуков, количество моделей сопоставимо с тем, что было в прошлом году, по некоторым брендам представленные линейки даже шире. Мы делаем всё возможное, чтобы сохранить привлекательные цены для покупателей — на часть ассортимента, в том числе и ноутбуки, мы заморозили цены, кроме того, сейчас возвращаем скидки, акции и доступные кредитные предложения», — рассказал руководитель департамента «Домашний офис и фото» группы «М.Видео — Эльдорадо» Олег Резников.